«Говорящая» среда как маркер детской инициативы и самостоятельности: от теории к практике

 
 

Юстус Анна Сергеевна,

воспитатель высшей квалификационной категории

МБДОУ д/с № 38 «Вдохновение» г. Новосибирска

 

«Говорящая» среда как маркер детской инициативы и самостоятельности: от теории к практике

В современном образовательном пространстве наблюдается всё больший интерес к формированию «говорящей» среды, которая становится важным показателем детской инициативы и самостоятельности. Что же представляет собой «говорящая» среда? 

«Говорящая» среда – это термин, по мнению Ю. В Илюхиной, у которого нет единого определения так же, как и нет у него единого автора. Ю. В. Илюхина предлагает понимать под термином «говорящая» среда «такую среду, которая может выстраивать взаимоотношения с ребёнком напрямую, практически без участия взрослого» [1].

Такое понимание предметно-пространственной среды, которая создается в группе взрослыми для детей и вместе с детьми, позволяет считать среду третьим педагогом, где ребенок сам делает свои открытия, реализует свои задумки и воплощает идеи. Она предоставляет ребёнку возможность почувствовать и увидеть себя в «своём» пространстве, проявить активность и инициативу, а также осознать свою значимость. Важно, чтобы ребёнок ощущал себя хозяином в детском саду, где проводит больше времени, чем в домашних условиях. Создание такой обстановки возможно во всех возрастных группах, кроме группы раннего возраста, поскольку для них доминирующей деятельностью является игра с предметами и изучение способов взаимодействия с ними. Педагоги младших групп начинают использовать в работе с детьми технологию «говорящая среда».

Во многих детских садах сохраняется традиционный подход к оформлению групп:

  • расстановка высокой мебели по периметру помещения;
  • устаревший дизайн с громоздкой, тяжёлой мебелью, которая не может быть перемещена;
  • недостаток многофункциональной мебели и оборудования;
  • наличие «мертвых зон» в пространстве;
  • неэффективное зонирование;
  • агрессивная визуальная среда, включая слишком яркие наклейки и яркие стены.

Все это способствует повышению тревожности у детей и увеличению признаков усталости. Нерациональная организация окружающей среды особенно негативно сказывается на детях с ограниченными возможностями здоровья. Такая структура развивающей предметно-пространственной среды (далее – РППС) не создает условия для формирования у детей самостоятельности и инициативности.

Реализация ФГОС ДО, ФОП ДО побуждает нас к транформации, в том числе и в РППС ДОО, поэтому было принято решение изменить РППС в группах детского сада, применив технологию «говорящей» среды, нацеленную на развитие инициативы и самостоятельности детей. При разработке РППС в группах мы придерживались основных принципов организации среды, изложенных во ФГОС ДО, но при этом стремились расширить интерпретацию этих принципов.

-       Трансформируемость: выдвижные столы (их можно применять не только

 в учебном процессе, но и для ролевых игр, достаточно просто накрыть их тканью, и они превратятся в дом или укрытие и т. д.) и подъёмные столы (эти столы очень удобны для настольных игр и использования маркеров для оформления игрового пространства) (Рис.1).

Рисунок 1

-      Доступность: теперь игры, необходимые детям, расположены на открытых полках и доступны для выбора. Важно, чтобы столы находились рядом с полками, где ребёнок может взять игру или карточку с заданиями и, расположившись за столом, играть, занимаясь самостоятельной деятельностью, не отвлекая при этом других (Рис 2).

Рисунок 2

-       Полифункциональность: у нас есть не только ширмы, модули, маркеры игрового пространства и подиумы, но и разнообразные неструктурированные материалы.

-       Насыщенность: среда адаптирована под возраст детей и программу, есть

разнообразие материалов и оборудования в группе.

-       Вариативность: регулярная замена игрового материала и появление новых объектов, которые стимулируют игровые, двигательные, исследовательские и познавательные активности детей.

-       Безопасность: все шкафы зафиксированы, мебель не имеет острых углов.

Группа поделена на центры. Когда мебель расположена по периметру, открывается свободное пространство и у ребёнка возникает желание побегать, а когда группа разбита на микроучастки, то возникают искусственные ограничения, что способствует профилактике травматизма.

Группы организованы по «центрам активности», что способствует развитию инициативы у детей и их совместным играм. Эти центры представляют собой обновленные игровые уголки (Рис. 3).

Рисунок 3

Каждая группа формирует свои собственные правила, которые дети разрабатывают самостоятельно, используя свои рисунки, фотографии или материалы и придумывают для них названия.

При создании правил группы мы не используем частицу «не», так как утверждения, которые начинаются с «не», такие как «не бегать», «не кричать», «не рвать книги» и т. д., сдерживают инициативу ребенка, но не иллюстрируют уместного поведения. Сравните: «не бегай» – «ходи шагом», «не кричи» – «говори тихо», «не рви книгу» – «береги книгу». Таким образом, мы объясняем детям, что можно делать, а чего нельзя. (Рис. 4)

Рисунок 4

В центрах есть правила, как свои, специфические (например, для центра творчества существует правило «Сухой стол, сухой пол, сухая одежда»; в центре конструирования есть правило «Береги постройку соседа»), так и общие: «Говорит один, остальные слушают», «Поиграл, убери на место», «Количество детей в центре».

В нашем детском саду на «утреннем круге» у детей есть возможность выбрать центр активности, в котором они хотят себя проявить. Для этого была сделана «Доска выбора». (Рис. 5) Центры активности непрерывно наполняются в зависимости от темы недели или проекта. Всё это создаётся в процессе сотрудничества между детьми, их родителями и педагогами. Так называемая «говорящая среда» предоставляет детям возможность ощутить себя в своём пространстве, проявлять инициативу и активность, а также осознавать свою значимость и вклад в совместные дела.

Рисунок 5

В нашей группе и детском саду действуют следующие элементы этой среды:

Календарь событий, который рисуется совместно с детьми, где они определяют, что и когда будет происходить (Рис. 6).

Рисунок 6

Вопрос дня: на утреннем круге дети могут задавать вопросы, на которые не знают ответ, и с помощью воспитателя они записывают эти вопросы, чтобы потом получить ответы.

Загадка дня, которую подготовит воспитатель, дети будут отвечать на неё в течение дня (Рис. 7).

Рисунок 7

Личное планирование: ребёнок утром рисует свой план на день, а вечером делится тем, что ему удалось выполнить (Рис.8).

Рисунок 8

Социологические опросы для выяснения интересов детей по текущей теме. Каждый из этих методов способствует развитию познавательного интереса и активной учебной деятельности.

Тематические карточки, используемые в «центрах активности», позволяют детям заниматься разнообразной образовательной деятельностью. Ребёнок штрихует, обводит по точкам, раскрашивает или может обсуждать при выполнении задания со сверстником.

«Паутинка-план» – это схема, которая иллюстрирует действия всех участников образовательного процесса (Рис. 9). Дети активно вовлечены в разработку плана своей деятельности, что дает им возможность формулировать цели и трудиться над их достижением. Воспитатель способствует развитию детских идей, дополняя их своими предложениями. В конце недели осуществляется анализ результатов и подведение итогов, что помогает обобщить полученные знания.

 

Рисунок 9

Визуализация скрытых элементов, подписанные руками детей контейнеры.

Оформление своего шкафчика, выбор эмоции, с которой он пришел в детский сад, тем самым выражая свою индивидуальность и делая своё место в детском саду более комфортным (Рис.10, 11).

Рисунок 10

Социологические опросы детей позволяют им высказать своё мнение по важным вопросам, развивая критическое мышление и самостоятельность.

В нашем детском саду применяется технология «говорящей» среды, которая обустраивает коридоры:

– у входа в группу размещены автопортреты детей, посещающих группу (это элемент брендирования группы);

 – функционирует индивидуальная творческая выставка ребенка, а рядом размещается опросник «Какой рисунок тебе больше понравился?» Мы приглашаем всех оставить свои отзывы – это открыто как для детей, так и для взрослых (Рис.11).

Рисунок 11

– размещаются опросы для детей по теме проекта или текущей недели, и дети с удовольствием участвуют в них вместе с педагогами;

– в холле детского сада создана локация с патриотической тематикой, тут организуются опросы на темы, связанные с духовно-нравственными ценностями, культурой и исторической памятью. Так, в честь 100-летия снятия блокады Ленинграда педагоги подготовили опросы после обсуждения этой важной темы с детьми, к которой активно подключились и родители (Рис.12).

Рисунок 12

Как ещё «говорящая» среда взаимодействует с родителями? Основой коммуникации служат доски, стенды в раздевалке и холлах сада. На этих платформах мы публикуем:

  • Мотивирующие объявления, которые готовят сами дети (с различной степенью участия) (Рис.13).

Рисунок 13

  • Вопросы для родителей предоставляют возможность участвовать в создании образовательной программы детского сада; содействовать в планировании, выбирая тему недели или проекта; получать информацию, которая имеет значение как для родителей, так и для детей по обсуждаемой теме.
  • Во взаимодействии с родителями можно применять QR-коды (Рис. 14) для доступа к информации, включая правовые документы детского сада, а также организовывать выставки детских работ с заданиями и прочим. Вся информация для родителей размещается на желтых листах.

Рисунок 14

Описанная технология помогает понимать интересы и предпочтения детей в выборе видов и содержания деятельности. Это способствует более эффективному планированию взаимодействия с учетом индивидуального подхода. Правильно структурированная «говорящая» среда предоставляет детям шанс стать полноправными хозяевами своего пространства, проявлять самостоятельность и инициативу. Это позволяет им осознать свою значимость и почувствовать, что их вклад важен для общего дела.

Список литературы:

  1. Илюхина Ю. В. «Говорящий» дом или как смоделировать пространство для жизни в группе детского сада: Сборник вопросов и ответов для неслучайных педагогов: учебно-методическое пособие. – Краснодар: Экоинвест, 2022. – 250 с.
  2. Маркушева А. В; Кияницына А В; Чебыкина О. А. «Говорящая среда» как средство развития познавательной мотивации, инициативности и самостоятельности у дошкольников. Методические рекомендации. –Анапа. – 2021.
  3. Модели Н. А. Поддержка детской инициативы и самостоятельности на основе детского творчества. Часть 2, ООО «ТЦ Сфера», 2016. – 128 с.
Количество просмотров: 4927  

Комментарии

Как повезло детям вашей группы. СПАСИБО БОЛЬШОЕ ЗА ПРЕДОСТАВЛЕННЫЙ МАТЕРИАЛ

Страницы

Добавить комментарий

1. Интеллект-карта как универсальная технология при комплексно-тематическом планировании
2. Мастер-класс как эффективная форма работы по взаимодействию с родителями в музыкально-творческой деятельности ДОО
3. Нетрадиционное творчество как неотъемлемая часть образовательного процесса в дошкольном учреждении
4. Проектирование современного занятия в детском саду «Нескучная классика»
5. Квест-технология как инновационная форма образовательной деятельности по формированию предпосылок функциональной грамотности у дошкольников с ТНР
6. Технология празднования мероприятий в современном формате
7. «Говорящая» среда как маркер детской инициативы и самостоятельности: от теории к практике
8. Реализуем ФОП ДО: подготовка к обучению грамоте детей 5-6, 6-8 лет. Методические требования к структуре и содержанию занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей и подготовительной к школе группах
9. Система работы по здоровьесбережению в ДОУ
10. Логопедические занятия в дошкольном учреждении: инновации и эффективность
11. Игра как средство обучения грамоте
12. Ознакомление детей с элементарными формами детского туризма с использованием программируемой игрушки Bee-Bot «Умная пчела»
13. Развитие творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста в системе дошкольного образования
14. Приобщение детей к миру русской народной культуры через музыкальный фольклор
15. Развитие творческих способностей детей через продуктивные виды деятельности
16. Планирование и методика проведения занятий в ясельной группе детского сада
17. Комплексный подход к организации здоровьесберегающей деятельности в ДОО
1. Значение речевой игры в формировании предпосылок функциональной грамотности ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
2. Создание инклюзивного образовательного пространства в ДОО ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
3. Народные игры в системе развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья на музыкальных занятиях ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
4. Формирование лексико-грамматического строя речи у дошкольников 5-7 лет с общим недоразвитием речи при дизартрии средствами логопедических сказок ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
5. «Умный пол» как элемент РППС в период адаптации детей раннего возраста ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
6. Слушать, слышать и воспринимать… ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
7. Личностно-ориентированный подход в детском саду: творчество без границ ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
8. Нетрадиционное творчество в младшем дошкольном возрасте ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
9. Формирование культуры правильного питания у дошкольников ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
10. Искусство оригами как средство формирования математических представлений у старших дошкольников ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
11. Литературный квест как средство социокультурного развития дошкольников в процессе приобщения к художественной литературе ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
12. Создание речи: инновационный подход к развитию речи у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
13. Семейная культура как основа речевого благополучия ребенка ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
14. Семья и образование: организация эффективной системы взаимодействия в дошкольном образовательном учреждении ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
15. Дети в семьях мигрантов: проблемы и пути их решения ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
16. Дошкольное образование будущего: как технологии меняют обучение? ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
17. Субъектность как важное условие формирования успешной личности ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
18. Использование метода проектов в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
19. Педагогические методики: из детского сада в семью. Современные формы просвещения родителей ДОО ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
20. Исследование психологического микроклимата в педагогическом коллективе ДОО ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025

Страницы