Логопедические занятия в дошкольном учреждении: инновации и эффективность

 
 

Гребенщикова Ольга Леонидовна,

учитель-логопед первой квалификационной категории

МКДОУ д/с № 1 «Ручеек» Барабинского района Новосибирской области

 

Логопедические занятия в дошкольном учреждении: инновации и эффективность

Современные требования к проведению логопедических занятий демонстрируют смещение от традиционных методов к инновационным подходам. Традиционно логопедическая работа включала в себя развитие базовых речевых навыков и коррекцию нарушений. Однако современные требования предполагают более глубокое внимание к индивидуальным потребностям каждого ребенка с нарушениями речи, учет его особенностей для последующей разработки персонализированных программ.

Также в настоящее время логопедия находится на стыке педагогики, психологии и медицины, используя инновационные технологии смежных наук для оптимизации работы учителя-логопеда. В этой статье рассматриваются некоторые из инновационных технологий и их применение на логопедических занятиях.

1. Информационно-коммуникационные технологии: включение в процесс занятий компьютерных программ, приложений, интерактивных игр, мультимедийных материалов, которые позволяют сделать занятия наиболее интересными и эффективными, а также автоматизировать проблемные звуки и расширить словарный запас ребенка.

2.  Здоровьесберегающие технологии:

  •  массаж и самомассаж кистей и пальцев рук не только помогает развивать мелкую моторику, но и способствуют расслаблению, улучшению концентрации и снятию напряжения.

  • дифференцированный логопедический массаж используется для ослабления проявления расстройств иннервации мышц речевого аппарата. Для нормализации мышечного тонуса, увеличения объема и амплитуды артикуляционных движений, уменьшения саливации.

  • массаж язычной мускулатуры применяется при спастичности языка (повышенного тонуса) – расслабляющий массаж, при гипотонии языка – стимулирующий.

  • Элементы Су-джок-терапии – это применение специальных шариков с шипами и металлических колечек. Они прорабатывают рефлекторные точки кистей и пальцев, благодаря чему улучшается их кровообращение, происходит развитие кинестетических ощущений, мелкой моторики, профилактика и коррекция речевых нарушений.

  • Биоэнергопластика. Сочетание движений рук и артикуляционного аппарата способствует более эффективной коррекции дефектных звуков, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка.

  • Логоритмика. Метод коррекции речевых нарушений, который сочетает в себе элементы ритма, музыки и движений. Этот подход помогает развивать речевые навыки у детей, улучшая их артикуляцию, слух, координацию и эмоциональное восприятие. Логоритмика помогает развивать речь в игровой и расслабляющей атмосфере, что способствует повышению мотивации и интереса  к занятиям.

  • Кинезиология. Кинезиологические упражнения – это движения и упражнения, направленные на активизацию межполушарного взаимодействия. Они способствуют развитию моторики, координации, улучшению переключаемости движений, развитию памяти и внимания.

3. Мнемотехника (скрайбинг, мнемотаблицы). При пересказе или рассказе дети с нарушением речи затрудняются строить фразы, теряют основную нить содержания, путают события, затрудняются в выражении главной мысли. Овладев средствами знаково-графических схем, старший дошкольник учится излагать свои мысли, интересно рассказывать, хорошо обосновывая выводы и заключения.

Использование мнемотехники в формировании связной речи у детей дошкольного возраста способствует развитию таких основных психических процессов, как память, внимание; обогащает словарный запас, развивает речь, способствует передаче детьми текста в соответствии с его содержанием и развивает творческое воображение дошкольников.

4. Метод «блисс-коммуникации»: использование специальных карточек с символами и картинками для обозначения звуков и слов, помогает детям быстрее освоить навыки чтения и письма.

5. Комплексный подход к занятиям предполагает взаимодействие всех участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей и социума. 

Таким образом, современные логопедические занятия в дошкольном учреждении направлены на всестороннее развитие речевых и коммуникативных навыков, учитывают индивидуальные особенности каждого ребенка, создают благоприятный эмоциональный фон. Использование новых технологий и методов делает процесс обучения более эффективным и увлекательным, занятия становятся разнообразными и интерактивными.

Количество просмотров: 1871  

Добавить комментарий

1. Интеллект-карта как универсальная технология при комплексно-тематическом планировании
2. Мастер-класс как эффективная форма работы по взаимодействию с родителями в музыкально-творческой деятельности ДОО
3. Нетрадиционное творчество как неотъемлемая часть образовательного процесса в дошкольном учреждении
4. Проектирование современного занятия в детском саду «Нескучная классика»
5. Квест-технология как инновационная форма образовательной деятельности по формированию предпосылок функциональной грамотности у дошкольников с ТНР
6. Технология празднования мероприятий в современном формате
7. «Говорящая» среда как маркер детской инициативы и самостоятельности: от теории к практике
8. Реализуем ФОП ДО: подготовка к обучению грамоте детей 5-6, 6-8 лет. Методические требования к структуре и содержанию занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей и подготовительной к школе группах
9. Система работы по здоровьесбережению в ДОУ
10. Логопедические занятия в дошкольном учреждении: инновации и эффективность
11. Игра как средство обучения грамоте
12. Ознакомление детей с элементарными формами детского туризма с использованием программируемой игрушки Bee-Bot «Умная пчела»
13. Развитие творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста в системе дошкольного образования
14. Приобщение детей к миру русской народной культуры через музыкальный фольклор
15. Развитие творческих способностей детей через продуктивные виды деятельности
16. Планирование и методика проведения занятий в ясельной группе детского сада
17. Комплексный подход к организации здоровьесберегающей деятельности в ДОО
1. Опыт использования реджио-педагогики в ДОО ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
2. Значение речевой игры в формировании предпосылок функциональной грамотности ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
3. Создание инклюзивного образовательного пространства в ДОО ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
4. Народные игры в системе развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья на музыкальных занятиях ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
5. Формирование лексико-грамматического строя речи у дошкольников 5-7 лет с общим недоразвитием речи при дизартрии средствами логопедических сказок ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
6. «Умный пол» как элемент РППС в период адаптации детей раннего возраста ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
7. Слушать, слышать и воспринимать… ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
8. Личностно-ориентированный подход в детском саду: творчество без границ ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
9. Нетрадиционное творчество в младшем дошкольном возрасте ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
10. Формирование культуры правильного питания у дошкольников ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
11. Искусство оригами как средство формирования математических представлений у старших дошкольников ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
12. Литературный квест как средство социокультурного развития дошкольников в процессе приобщения к художественной литературе ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
13. Создание речи: инновационный подход к развитию речи у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
14. Семейная культура как основа речевого благополучия ребенка ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
15. Семья и образование: организация эффективной системы взаимодействия в дошкольном образовательном учреждении ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
16. Дети в семьях мигрантов: проблемы и пути их решения ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
17. Дошкольное образование будущего: как технологии меняют обучение? ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
18. Субъектность как важное условие формирования успешной личности ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
19. Использование метода проектов в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
20. Педагогические методики: из детского сада в семью. Современные формы просвещения родителей ДОО ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025

Страницы