Реализуем ФОП ДО: подготовка к обучению грамоте детей 5-6, 6-8 лет. Методические требования к структуре и содержанию занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей и подготовительной к школе группах
Одним из важных направлений работы воспитателя, учителя-логопеда в контексте реализации Федеральной образовательной программы дошкольного образования (ФОП ДО) и Федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования (ФАОП ДО) является подготовка дошкольников к обучению грамоте.
Педагогические работники осуществляют подготовку детей к обучению грамоте на основе аналитико-синтетического метода, разработанного К. Д. Ушинским. Овладевая навыками звукового анализа и синтеза под руководством воспитателя, учителя-логопеда, дети не только учатся выделять указанный звук на фоне слова, определять место этого звука в слове, но и осуществлять звуковой анализ слов сначала из трех звуков, потом из четырех-пяти звуков, указывать место ударения в слове, давать характеристику каждому звуку слова. На основе сформированных навыков звукового анализа и синтеза старшие дошкольники обучаются чтению слогов, слов и предложений.
Такая работа требует специальных знаний педагогов, оснащения необходимыми методическими и дидактическими материалами.
В старшей группе дети уже не только определяют наличие звука и его место в слове, но и подбирают слова с указанным звуком, производят звуковой анализ слов, дают характеристику каждому звуку. Поэтому так важно акцентировать внимание педагогов на возможных ошибках и напомнить, что для звукового анализа дошкольниками подбираются только те слова, написание которых не расходится с произношением (уха, кот, вата, мост, кит, бинт, банка, миска).
ФОП ДО рекомендует осуществлять подготовку к обучению грамоте детей дошкольного возраста на основе аналитико-синтетического метода. Существует ряд незыблемых правил, которые должен знать педагог, приступающий к подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста:
– в процессе знакомства дошкольников с буквами педагог никогда не называет их, как это принято ([эр], [ка], [че]), а называет их как звуки ([р], [к], [ч]).
– нежелательно приступать к изучению буквы, если в группе есть дети, не произносящие правильно звук или звуки, обозначаемые этой буквой,
– детям дошкольного возраста не дают звуковой анализ слов с йотированными гласными.
Первое направление по ФОП ДО – развитие возможностей детей в звуковой культуре речи: управление артикуляционным аппаратом, совершенствование фонематического восприятия ребенка, т. к. речь детей до 3-х лет весьма несовершенна. Сначала дети знакомятся со звуками окружающего мира, вычленяя их из общего потока, затем, подражая различным животным, учатся правильно произносить гласные звуки ([а], [о], [у], [ы], [э]) и некоторые согласные ([м-мь], [п-пь], [б-бь], [т-ть] и др.), кроме шипящих, свистящих и сонорных звуков.
Не менее важное направление работы с детьми младшей группы – развитие возможности управлять своими руками и пальцами.
Во 2-ой младшей группе ставятся задачи: закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, кроме шипящих и сонорных, продолжать развивать артикуляционный аппарат, совершенствовать интонационную выразительность речи, формировать умение вслушиваться в звучание слова, знакомить детей с терминами «слово», «звук» в практическом плане.
В средней группе продолжается работа в двух направлениях: закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, отрабатывать произношение свистящих, шипящих и сонорных звуков. Для этого необходимо продолжать работу над дикцией; проводить работу по развитию фонематического слуха; совершенствовать интонационную выразительность речи; знакомить детей с тем, что слова состоят из звуков, звучат по-разному и сходно, звуки в слове произносятся в определенной последовательности, могут быть разные по длительности и звучанию (короткие и длинные); формировать умения различать на слух твердые и мягкие согласные (без выделения терминов), определять и изолированно произносить первый звук в слове, называть слова с заданным звуком.
В старшей группе работа ведется над освоением фонетической стороны речи с целью развития у детей способности ориентироваться в звуковой действительности языка, постепенно постигая ее закономерности: учить определять звуки в слове, качественно характеризовать выделяемые звуки (гласные, твердый согласный, мягкий согласный, ударный гласный, безударный гласный звук); знакомить детей со словесным составом предложения и звуковым составом слова; формировать у дошкольников звуковую аналитико-синтетическую активность, которая является предпосылкой обучения грамоте, учить понимать термины «слово», «звук», использовать их в речи; формировать представления о том, что слова состоят из звуков, могут быть длинными и короткими. Подготовка руки к письму – это прежде всего овладение пишущим инструментом и некоторыми графическими умениями.
В подготовительной к школе группе завершается работа по овладению основами грамоты. Дети этого возраста обладают сензитивностью к знаковой системе, испытывают интерес к узнаванию новых букв и тягу к чтению. Развитие фонетической знаковой стороны речи проводится в следующем направлении: дети составляют из цветных фишек слова, подбирают по заданным моделям различные звуковые конструкции 3-х, 4-х и 5-ти звуковые слова, знакомятся с анализом предложения, состоящего из 3-5 слов и его графическим моделированием.
Также продолжаем учить дошкольников ориентироваться на листе, выполнять графические диктанты, штриховку в разных направлениях, обводку, читать простые слова и фразы, разгадывать детские кроссворды и решать ребусы. Затем эти умения будут совершенствоваться в школе. В процессе подготовки к обучению грамоте необходимо формировать у детей основные понятия, такие как «слово», «слог», «предложение», «гласный звук», «согласный звук», «твердый звук», «мягкий звук», «буква» и др. Дети должны уметь отвечать на вопросы:
- Чем отличается звук от буквы?
- Какие звуки называются гласными? (При произношении которых воздушная струя не встречает преград; гласные звуки можно пропеть). Сколько гласных звуков?
- Какие звуки называются согласными? (При произношении которых воздушная струя встречает преграды: язык, зубы или губы; согласные звуки нельзя пропеть). Какие согласные всегда твердые? (Ш, Ж, Ц) Всегда мягкие? (Й, Щ, Ч). Что такое слог? (Звук или сочетание звуков в слове, произносимые одним толчком выдыхаемого воздуха).
- Что такое предложение? (Это единица языка, которая представляет собой грамматически организованное соединение слов (или слово), обладающее смысловой и интонационной законченностью. С точки зрения пунктуации предложение как законченная единица речи оформляется в конце точкой, восклицательным или вопросительным знаком или многоточием).
Остановимся подробно на структуре занятия по подготовке к обучению грамоте. Условно занятие можно разделить на 2 части: работа со звуком, работа с буквой.
Примерная структура занятия
1. Организационный момент.
2. Знакомство со звуком.
3. Артикуляция, характеристика звука, символическое обозначение звука.
4. Звукослоговой анализ и синтез слов.
5. Динамическая пауза.
6. Работа с буквой (знакомство, закрепление, различные виды работы с буквами).
7. Печатание букв.
8. Чтение слогов, слов, предложений.
9. Работа с предложением.
10. Итог.
Цель организационного момента: ввести в тему занятия, создать положительный настрой на обучение. Важно включить детей в работу с первых минут занятия. На этапе «Знакомство со звуком» важно направить внимание детей к изучаемому звуку: в игровой форме, через проблемную ситуацию и др. дети под руководством педагога определяют звук.
Цель этапа «Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам»: упражнять детей в анализе звуков по акустическим и артикуляционным признакам. На данном этапе:
- уточняется артикуляция – положение губ, языка и зубов при произнесении изучаемого звука;
- уточняются акустические признаки звуков: гласный – согласный, согласный мягкий – твердый, звонкий – глухой;
- звуки обозначаются цветными символами.
Затем детям предлагаются игры на выделение звука из ряда звуков, слогов, слов, предложений; определение первого и последнего звука в словах, определение позиции звука в слове, называние слов на заданный звук, отбор картинок с заданным звуком, дифференциация мягких и твердых согласных звуков. Выполнение звукового анализа слова сначала выполняется совместно с педагогом, затем самостоятельно детьми, далее можно предложить подобрать слова к заданной схеме.
Проводить анализ слова следует в определенной последовательности:
- Произнеси слово и послушай его.
До того, как начнется вычленение звуков из слова, учитель-логопед должен убедиться в том, что ребенок произносит слово правильно. - Произнеси слово по слогам.
- Выдели (протяни) первый звук в слове, назови его, охарактеризуй.
- Обозначь выделенный звук фишкой.
- Протяни (выдели) второй звук в слове, охарактеризуй его.
- Третий звук и т. д.
- Прочитай по фишкам слово целиком.
- Ответь на вопросы:
- сколько всего звуков в слове?
- сколько гласных?
- сколько слогов?
- сколько согласных?
Последовательность предъявления слов для звукового анализа:
слова из двух гласных (ау, уа);
слова из двух звуков (ум, ах, ус);
слова из трех звуков (дым, мир);
слова из двух открытых слогов (ваза, мама);
слова из одного слога со стечением согласных в конце (куст, лист);
слова из одного слога со стечением согласных вначале (двор, гром);
слова из двух слогов со стечением согласных на стыке слогов (галка, сумка);
слова из трех открытых слогов (Лариса, работа).
Подача для звукового анализа слов, написание которых не расходится с их произношением.
Динамическая пауза тесно связана с темой занятия и является переходным моментом к следующей части занятия.
Основные задачи:
- снятие усталости, напряжения
- внесение эмоционального заряда
- совершенствование общей моторики
- выработка чётких координированных движений во взаимосвязи с речью.
Процесс письма подразумевает умение ребенка проводить анализ и синтез графического образа букв.
Старшие дошкольники работают только с печатными буквами.
Анализ образа букв.
Этот процесс состоит из умения ребенка определять:
– количество элементов (сколько элементов составляет букву?);
– характеристику элементов (какие это элементы?);
– пространственное расположение элементов в букве.
Синтез образа букв. Можно подготовить образ буквы из бумаги, разрезать на элементы и попросить ребенка воссоздать образ путем составления из элементов.
Дифференциация образа букв. В игровых ситуациях (упражнениях) ребенок сопоставляет, сравнивает схожие по написанию буквы.
Формирование элементарных графических умений включает:
1. Упражнения в осознанном печатании элементов букв и самих букв (в учебной разлиновке и без нее).
2. Упражнения, подготавливающие к написанию элементов школьного шрифта («Клубочки», «Волны»).
Систему упражнений по формированию готовности старших дошкольников к обучению письму следует включить в ежедневное планирование.
Формирование навыков чтения:
- работа с разрезной азбукой,
- игровые приемы: «вставь пропущенную букву», «буквы (слоги) перепутались», «замени одну букву другую, какое слово получилось?» и др.
Приёмы работы над предложением:
– придумать предложение по игрушкам, предметным картинкам;
– придумывание предложений с заданным словом;
– придумывание предложения, которое начиналось бы с определённого слова;
– придумывание предложения по двум предметным картинкам;
– придумывание «весёлого» предложения;
– составление предложений по сюжетным картинкам, по «живым сценкам».
Итог занятия – не менее важный этап. Воспользовавшись памяткой «Вопросы для рефлексии» (дошкольный возраст) по ОРИП» по Илюхиной Ю. В., можно выбрать те вопросы, которые, на ваш взгляд, подходят к занятиям по подготовке к обучению грамоте.
Список литературы:
1. Варенцова Н. С. Некоторые проблемы работы воспитателя по развитию умственных способностей у дошкольников. – В кн. Образовательная работа в детском саду по программе «Развитие». Методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений/Под ред. Дьяченко О. М., Холмовской В. В, – М.: Гном и Д, 2001.
2. Варенцова Н. С. Преемственность в образовании детей дошкольного и младшего школьного возраста // Дошкольник. Младший школьник, 2003 – № 4.
3. Готовим руку к письму // Дошкольное воспитание, 1996, № 2.
4. Грамота для дошкольников. – В кн. Дети, в школу собирайтесь, – М.: Просвещение, 2008.
5. Дурова Н. В., Невская Л. H. Обучение дошкольников грамоте. Дидактические материалы в четырех книгах, – Часть 4 (Читаем сами). – М.: Школьная пресса, 2001.
5. Журова Л. E. Обучение грамоте в детском саду. – М.: Просвещение, 1974.
Количество просмотров: 1355 |
Добавить комментарий