Организация духовно-нравственного воспитания младших школьников в условиях поселкового социума
Духовность и нравственность – настолько близкие понятия в их общечеловеческом смысле, что уже давно в процессе воспитания подрастающего поколения объединены в одно слово: духовно-нравственное. В наше непростое время именно это направление воспитательной работы обретает особую значимость. Вся воспитательная работа педагога подразумевает единство урочной и внеурочной деятельности. Только в такой форме можно говорить об эффективном воспитательном воздействии на школьников. Духовно-нравственное воспитание направлено на усвоение подрастающим поколением нравственных ценностей, обеспечивающих общественно значимую мотивацию поведения и поступков, ориентацию в разнообразных жизненных ситуациях.
Ежедневную жизнь школьников нужно строить на основании самых высоких норм и требований. Как же организовать процесс воспитания так, чтобы он был не только эффективным, но и интересным и привлекательным для ребят? По собственному опыту знаю, что можно провести огромное количество полезных и нужных мероприятий в классе, но не получить ожидаемого эффекта. Почему? Здесь есть несколько причин, но основная, по моему мнению, в том, что класс слишком мал в сравнении с широким спектром возможностей социума. Важным содержанием своей работы считаю социальное партнерство – самый значимый ресурс духовно-нравственного воспитания учащихся. Я думаю, что нам в этом смысле повезло.
Мы живём в поселке Большеречье, что в двухстах километрах от областного центра города Омска. Наш посёлок известен и за пределами Омской области благодаря тому, что у нас действует единственный в России сельский Государственный Большереченский зоопарк, в котором, несмотря на холодный климат, обитают зебры, львы и тигры, крокодил и анаконда, бегемоты и другие животные. А ещё в Большеречье работает Омский государственный историко-культурный музей-заповедник «Старина Сибирская» – единственный в Омской области музей-заповедник «живой истории». Музей под открытым небом привлекает посетителей возможностью непосредственного знакомства с историей и культурой, архитектурой, промыслами, археологией и природой Омской земли, а также с уникальными музейными коллекциями и выставками картин омских художников. Ведь в состав музея-заповедника входят: Большереченский краеведческий музей, Картинная галерея, Архитектурно-этнографический комплекс «Старина Сибирская». На территории комплекса находится Экспозиция «Святая Русь». Она включает в себя Памятник Святому Георгию Победоносцу и возведённые по всем канонам русского деревянного зодчества Колокольню и Детскую церковь Святого Александра Невского. Уникальность храма заключается в том, что наряду со священником в службе участвуют дети. Во время служб поет детский хор – это 10 детей отца Андрея, настоятеля нашей церкви. Есть у нас в посёлке и Мемориальный комплекс, посвященный Великой Отечественной войне. А ещё работает Районная детская библиотека, Центральный районный Дом культуры, Молодёжный центр, кинотеатр. Как не воспользоваться этими бесценными объектами для дела духовно-нравственного воспитания учащихся.
Ещё раз скажу о том, что нам (мне и моим ученикам) повезло, потому что мы учимся по системе учебников «Перспектива». В этой системе особое место уделяется формированию духовно-нравственных ценностей, знакомству с культурно-историческим наследием мира и России, с традициями и обычаями народов, населяющих нашу Родину. Средствами разных учебных предметов в детях воспитывается благородное отношение к своему Отечеству, своей малой Родине, своему народу, его языку, духовным, природным и культурным ценностям, уважительное отношение ко всем народам России, к их национальным культурам, самобытным обычаям и традициям, к государственным символам Российской Федерации. Значительную часть содержания учебников составляют родиноведческие и краеведческие знания, их содержательное, дидактическое и методическое обеспечение.
Мне, как заинтересованному педагогу, осталось только сложить это всё воедино. Для этого мною была создана программа внеурочной деятельности «Круглый год в кругу друзей». Программа рассчитана на 4 года и разбита на тематические циклы внеурочных занятий. Разработка тематических циклов внеурочных занятий, в отличие от разрозненных мероприятий, дает возможность организовать целостный процесс духовно-нравственного воспитания на всём протяжении обучения в начальной школе. Внеурочная деятельность осуществляется в интеграции учебного и внеучебного процесса на принципах взаимодополняемости и единства содержания, форм и методов работы. Для разработки программы я пользовалась различной методической литературой, но за основу взяла «Методическое пособие по курсу Окружающий мир» Плешакова А. А., Новицкой М. Ю. Согласно этому пособию я определила направления тематических циклов: «Семейный круг», «Игры за околицей», «Мастерами славится Россия», «Наш класс – семья народов России», «Предания старины глубокой», «Этот день в календаре», «Народная игрушка – добрая душа» и др. В рамках этих циклов проводятся занятия, во время которых мы с ребятами чаще всего выходим за пределы школы к нашим социальным партнерам, которые всегда нам рады. Например, в цикле «Народная игрушка – добрая душа» мы выходим в Архитектурно-этнографический комплекс «Старина Сибирская». Там ребята узнают об истории самых разных народных игрушек и совместно с мастерами изготавливают эти игрушки.
В цикле «Этот день в календаре» мы посетили Молодёжный центр, где в форме интерактивной игры узнали о Дне снятия блокады Ленинграда.
Очень частые гости мы и в Краеведческом музее. Ребятам там нравится, потому что занятия проводятся в нетрадиционной форме. И только в Музее можно потрогать руками, очень осторожно, старинные реликвии. Традиционные народные праздники (такие как Масленица, Троица, Рождество, Святки и др.) для нас проводят специалисты Архитектурно-этнографического комплекса «Старина Сибирская».
В православные праздники мы посещаем службы в Детской церкви Святого Александра Невского, слушаем мелодичные перезвоны колоколов на нашей Колокольне. 6 мая (в день весеннего Егория) мы традиционно посещаем мероприятие у Памятника Святому Георгию Победоносцу. В кинотеатре «Космос» для нас организуются кинолектории на разнообразные темы. В памятные военные даты мы с ребятами приходим к памятнику солдату в Мемориальном комплексе. 9 мая, пройдя по улицам нашего посёлка в рядах Бессмертного полка, мы снова все собираемся здесь, в нашем Мемориальном комплексе. Это помогает ребятам почувствовать себя одним целым с нашей огромной страной.
Очень важно, чтобы мои ученики не выросли «Иванами, не помнящими родства», чтобы уже с начальной школы они знали и уважали традиции своего народа, да и других народов, живущих рядом, гордились, что родились в России, берегли и любили нашу великую сибирскую землю. А главное, чтобы они были добрыми, чуткими и, конечно, дружными. Я уверена, что без помощи наших социальных партнёров мне было бы трудно донести эти знания до своих учеников, заронить в их души семена духовности и нравственности.
Список литературы и интернет-источников:
1. Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. – М.: Просвещение, – 2009. – С. 23.
2. Плешаков А. А. «Перспектива» / А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая // Сборник рабочих программ. Система учебников «Перспектива». 1–4 классы: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011. – С. 311.
3. https://starinasib.ru/ – сайт Омского государственного историко-культурного музея-заповедника «Старина Сибирская».
4. https://kultura-bolrech.omsk.muzkult.ru/ – сайт Бюджетного учреждения культуры Большереченского МР.
5. http://www.old.prosv.ru/umk/perspektiva/ – сайт системы учебников «Перспектива».
Количество просмотров: 746 |
Добавить комментарий