Проведение мероприятий духовно-нравственной и патриотической направленности в форме устного журнала с использованием электронного контента
Что такое патриотизм? Словарное определение гласит: «Патриотизм – это любовь к родине, к отечеству; одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями».
Одной из главных целей в воспитательной деятельности является воспитание гражданско-патриотических качеств у школьников. Для реализации этой цели систематически организуются мероприятия, несущие гражданскую и военно-патриотическую направленность.
Знакомить подростков с хорошей книгой – такая задача стояла перед библиотекой всегда. Библиотекарь должен использовать для этого разнообразные пути, средства и формы. В данном случае предлагаю воспользоваться фондом Виртуального читального зала Регионального информационно-методического библиотечного центра Новосибирской области: https://lib.edu54.ru/.
Практика работы библиотек вызвала к жизни достаточное количество библиотечных мероприятий. Их можно выделять по разным признакам: традиционные и инновационные, устные, наглядные, комплексные.
Библиотечные мероприятия – явление динамичное, развивающееся. Некоторые из них, например, выставки и обзоры, со дня своего возникновения не теряют своего значения и места в практике работы. Другие – читательские конференции, имеют интересную историю, но в настоящее время мало востребованы библиотеками.
Среди традиционных методов массовой работы библиотеки необходимо назвать устный журнал. Данную форму можно отнести к имитационным, так как по существу он строится на принципах, присущих традиционному периодическому журналу. Устные журналы посвящаются определенным темам, знаменательным датам, творчеству писателей, новинкам литературы.
Методика подготовки устного журнала достаточно проста, и её можно свести к нескольким этапам.
1. Выбор названия. Название должно быть коротким, ярким, запоминающимся, привлекательным для аудитории.
2. Разработка основных рубрик. Как и в каждом журнале, здесь должны быть рубрики, основные разделы.
3. Разработка оформления. Обложка, титульный лист, заголовки рубрик, иллюстративный материал. Сейчас, в связи с использованием ИКТ, появилась возможность делать оформление ярким и запоминающимся.
4. Подготовка конкретного номера, включает написание сценария.
Часть журнала, которая освещает какой-то один вопрос, условно принято называть «страничкой» журнала. Объём устного журнала от 3 до 5 страниц. «Странички» размещают так, чтобы соблюдалась логика сообщения. В ходе журнала обязательным является «процедура» перелистывания страниц. Особенность этой формы работы в том, что проводится она непосредственно самими обучающимися.
Тема духовно-нравственного и патриотического воспитания одна из важных в плане работы школьной библиотеки. Библиотечные уроки данного направления я часто провожу в форме устного журнала.
В целях популяризации Дня народного единства проведён устный журнал «Во славу ОТЕЧЕСТВА». Обучающиеся предварительно готовили сообщения о героях народного ополчения Д. Пожарском и К. Минине, учили стихи, воспевающие славу русских воинов из электронной книги «Храбрые славны вовеки!» – это стихи русских поэтов XVIII–XIX веков о военной доблести русского народа, не однажды побеждавшего врага, являя чудеса храбрости и превосходя противника умением, сноровкой и упорством.
В фондах ВЧЗ доступны для чтения книги Григорьева С.Т. «Александр Суворов» и «Малахов курган». Опираясь на содержание данных произведений, школьниками были подготовлены страницы журнала, посвящённые великим русским полководцам.
Устный журнал «Курская битва – боль и слава России» для обучающиеся 5-6 классов, посвящён одному из самых грандиозных сражений Великой Отечественной войны – Курской битве. Это мероприятие духовно-нравственной и патриотической направленности с использованием электронного контента по электронной книге С. Алексеева «Победа под Курском. 1943».
Ребята на внеклассных занятиях обсуждали прочитанное, отвечали на вопросы библиотекаря. Подготовили странички журнала, инсценируя рассказы: «Гвардейский аппетит», «Чёрный день», «Горовец», «Курские соловьи».
Устный журнал, посвящённый блокаде города Ленинграда, подготовлен и проведён с использованием электронной книги Сухачёва «Дети блокады». Журнал сопровождался показом фрагментов из документальных фильмов о блокаде города Ленинграда. Младшим школьникам наглядно представили суточную норму хлеба жителя блокадного Ленинграда. Именно такие мероприятия позволяют обучающимся понять и почувствовать, какой ценой добились победы наши деды и прадеды.
Продолжая тему Великой Отечественной войны 1941-1945 г., в школьной библиотеке провели устный журнал по поэме А.Т. Твардовского «Русский чудо-человек». В период подготовки к мероприятию ребята перечитали поэму А.Т. Твардовского «Василий Тёркин», в том числе воспользовавшись фондом Виртуального читального зала.
Обучающиеся выполняли задания с использованием приложений мобильного устройства. Например, с помощью приложения OR-кода предлагалось прочитать фразы из поэмы А.Т. Твардовского «Василий Тёркин», которые стали крылатыми.
Была представлена выставка иллюстраций к поэме «Василий Тёркин», дети с помощью приложения Aurasma должны отгадать, какой главе произведения принадлежит иллюстрация.
Есть такие праздники, о которых нельзя забывать, о них просто необходимо помнить, достойно отмечать и передавать будущим поколениям. Таким событием для нас является День Победы. Поэтому ежегодным событием для обучающихся, способствующим развитию читательского интереса школьников к литературе военной тематики, является библиотечный урок «И память нам покоя не даёт». Мероприятие проводится в форме устного журнала с целью познакомить обучающихся с Героями Советского Союза – земляками, которые призывались из Венгеровского района Новосибирской области в ряды Советской Армии.
Предварительная подготовка: поиск информации о героях-земляках, подборка стихов военной тематики, подготовка индивидуальных сообщений обучающихся о вкладе сибиряков в историческую победу советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. В качестве информационного источника, который поможет обучающимся в организации чтения по вышеназванной теме, используем рекомендательный список литературы – «Лучшие книги о Великой Отечественной войне» из фондов ВЧЗ.
Практика показывает, что данные методы положительно влияют на формирование культуры чтения обучающихся, развивают потребность читать настоящую литературу.
24 мая, в День славянской письменности и культуры, мероприятия проводятся совместно с учителями русского языка и литературы, объединены одной темой: происхождение славянской письменности. Среди них устный журнал «Славянская азбука – послание наших предков», который включает в себя странички: «Переводчик» (ребята переводили устаревшие слова на современный язык); «Аукцион слов» (обучающиеся составляли короткие слова из одного длинного); «Великий и могучий» (детям предлагалось составить рассказ на одну букву).
Для чтения ребятам предлагается электронная книга «Азбука едет по России» Льва Рубинштейна, которая посвящена истории создания русской гражданской азбуки, служащей нам для письма, чтения и печатания книг. А также замечательные книги педагога, искусствоведа, художника Светланы Прудовской: «История букв своими руками» – это увлекательная история букв и письма и «История книги своими руками», которая может помочь читателям создать собственный фолиант.
Книги являются великолепным помощником в организации увлекательных занятий в библиотеке. С помощью данных книг мы организовали одну из страничек устного журнала в виде конкурса «Буквица», где обучающиеся создавали красочную заглавную букву-рисунок.
Устные журналы могут быть разнообразными по способу изложения материала: устные сообщения ребят, инсценировки из книг, показ фрагментов фильмов, прослушивание музыкальных произведений, элементы конкурса или игры. Завершающей страницей журнала в своей практике я часто использую обзор литературы по заданной теме.
Такая форма проведения библиотечных мероприятий, как устный журнал, вполне актуальна и сегодня, при подготовке используются книги, в том числе и электронные из фондов ВЧЗ.
В 2025 году в нашей стране будет широко отмечаться 80-летие Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Мероприятия в школе и в школьной библиотеке будут проводиться с учетом этого значимого события в истории нашей страны.
Список литературы:
1. Олзоева Г.К. Массовая работа библиотек. Учебно-методическое пособие. – М.: «ЛИБЕРИЯ-БИБИНФОРМ». – 2006. – 120 с.
2. Формы массовой работы с детьми в библиотеках: Словарь-справочник/ сост. Я.В. Горская. – М.: Чистые пруды, 2009. – 32 с. (Библиотека «Первого сентября». Серия «Библиотека в школе». Вып. 29).
Количество просмотров: 187 |
Добавить комментарий