Эффективное взаимодействие семьи и ДОУ в рамках проекта «Народов много – страна одна»

 
 

Моисеева Елена Владимировна,

учитель-логопед первой квалификационной категории

МАДОУ г. Новосибирска «Детский сад № 70 «Солнечный город»

 
 
 

Ракитина Виктория Валерьевна,

музыкальный руководитель высшей квалификационной категории

МАДОУ г. Новосибирска «Детский сад № 70 «Солнечный город»

 
 
 

Мамлиева Пакиза Вугар кызы,

педагог-психолог

МАДОУ д/с № 70 «Солнечный город» г. Новосибирска 

 

Эффективное взаимодействие семьи и ДОУ в рамках проекта «Народов много – страна одна»

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предусматривает необходимость применения комплексного подхода для обеспечения всестороннего развития ребенка в образовательной организации. Такой подход требует взаимодействия всех участников образовательного процесса. Совместная работа педагогов и родителей помогает создать единую образовательную среду, которая обеспечит наилучшие условия для раскрытия потенциала каждого ребенка.

Патриотическое воспитание в дошкольной образовательной организации сегодня становится все более важным, так как оно способствует формированию у детей понимания и уважения различий между людьми вне зависимости от их индивидуальных особенностей. Этот подход развивает у детей толерантность к сверстникам с ограниченными возможностями здоровья, содействует созданию атмосферы взаимной поддержки и солидарности среди учащихся с разными потребностями, а также помогает им осознать себя частью единого коллектива, где каждый ощущает себя полноценным членом общества.

В МАДОУ д/с № 70 «Солнечный город» г. Новосибирска в 2023-2024 году был реализован проект «Народов много – страна одна». Целью проекта стало создание условий для пробуждения интереса к своей стране, ее культуре и традициям посредством активного вовлечения родителей в образовательный процесс и укрепление партнерских отношений между семьями и дошкольной образовательной организацией.

 Участие в проекте позволило детям лучше понять и принять разнообразие культур и обычаев, а также способствовало развитию у них толерантного отношения к различиям между сверстниками.

Проект реализовывался в группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи и предусматривал участие всех детей группы: нормально развивающихся детей и детей с особыми образовательными потребностями, что позволило создать единое инклюзивное пространство.

Функционал участников проекта представлен в таблице:

 

Участники

Обязанности

Воспитатели

Ознакомление родителей с проблемой, целью и задачами проекта. Проведение специально организованных занятий по познавательному развитию детей (просмотр видеопрезентаций, мультфильмов, продуктивная деятельность, конструирование и т. д.).

Консультирование родителей.

Музыкальный руководитель

 

Учитель-логопед

 

Педагог-психолог

Музыкально-театрализованная деятельность.

Проведение занятий по развитию речи.

Социально-коммуникативные игры.

Разработка, оформление и наполнение сайта «Сказки дружной семьи», а также сообщества во ВКонтакте «Дети России: дружим и растем».

Разработка и проведение совместных мероприятий со всеми участниками образовательного процесса.

Дети

Присутствие на занятиях, активное включение в деятельность.

Родители

Вовлеченность родителей в проект (подготовка материалов, участие в выставках, в совместных мероприятиях, использование сайта и сообщества ВК, обратная связь).

 

Проект включает три этапа (подготовительный, основной, заключительный) и реализуется в виде виртуального путешествия по России.

На подготовительном этапе проводилось анкетирование родителей с целью изучения их отношения к необходимости патриотического воспитания в детском саду и их готовность к взаимодействию с дошкольной образовательной организацией.

Основной этап проекта – виртуальное путешествие по России, которое осуществлялось по заданному алгоритму.

Алгоритм работы над проектом:

  1. Работа с картой.
  2. Просмотр мультфильма «Мульти-Россия», посвященного конкретному месту.
  3. Знакомство с государственной символикой республики/области/края.
  4. Знакомство с народом, национальным бытом (национальная одежда, кухня и др.), праздниками, народными играми.
  5. Просмотр презентаций и видеоматериалов о достопримечательностях, животном и растительном мире.
  6. Чтение художественной литературы
  7. Музыкально-театрализованная деятельность.

Путешествие начинается с работы с картой, что помогает развивать пространственное мышление. Педагоги обращают внимание детей на то, что Россия занимает очень большую территорию, на которой проживают разные народы. Путешествие начинается из Новосибирска, поскольку это родной город, например, из Новосибирска – в Улан-Удэ. Место для путешествия выбирается сообща. Просмотр мультфильма из серии «Мульти-Россия» помогает узнать основные особенности каждого региона, а специально подобранные документальные видеофильмы позволяют детям визуально представить местность.

В каждом регионе, который встретится на пути, педагоги рассказывают детям о местных традициях, культуре, природе и истории. Это помогает понять многообразие культурных традиций, обычаев и образа жизни различных этнических групп.

Документальные фильмы или короткие видеоролики о природных заповедниках, национальных парках, культурных объектах помогают детям увидеть все своими глазами и ощутить атмосферу тех мест, куда они отправляются в своем виртуальном путешествии. Обсуждение с детьми увиденного помогает закрепить полученные знания, стимулирует критическое мышление и развивает коммуникативные навыки.

Каждая область России имеет свои уникальные фольклорные традиции, которые отражаются в местных сказках. Чтение сказок погружает ребенка в атмосферу жизни конкретного региона, знакомит с особенностями природы, быта, нравов и обычаев.

Сказки играют важную роль в развитии речи у детей. Они помогают детям не только расширить свой словарный запас, но и освоить новые грамматические конструкции, улучшить связность речи и развить воображение.

Особым, эмоционально окрашенным, этапом реализации проекта является музыкально-театрализованная деятельность, которая представляет собой важный этап в образовательном процессе. Творческое участие детей в процессе изучения культурных традиций разных регионов России позволяет детям проявить свою индивидуальность. Использование различных дополнительных средств выразительности: предметов-заместителей, светового шара, зеркального шара, аромалампы, аквариума, а также специально подобранного репертуара «волшебной музыки», звучащей в сказочной атмосфере, – позволяет вызывать у детей яркий эмоциональный отклик.