Проект «Сказочный марафон» как инструмент для развития детей и укрепления семейных связей

 
 

Маренкова Алла Михайловна,

воспитатель первой квалификационной категории

МБДОУ д/с № 163 г. Новосибирска

 
 
 

Герлингер Наталья Викторовна,

учитель-логопед высшей квалификационной категории

МБДОУ д/с № 163 г. Новосибирска

 

Проект «Сказочный марафон» как инструмент для развития детей и укрепления семейных связей

В прошлом учебном году в группе комбинированной направленности для детей «Яблонька» был успешно реализован масштабный проект «Сказочный марафон», длившийся с сентября по май. Проект был поделен на несколько этапов, каждый из которых посвящался отдельной сказке – от русских народных до произведений зарубежных авторов (сказки Андерсена, братьев Гримм). Каждый этап включал в себя разнообразные виды деятельности. Дети не только слушали сказки, но и участвовали в инсценировках, создавали собственные иллюстрации и поделки, используя различные техники (рисование, лепка, аппликация, конструирование из природных материалов).

Были организованы театрализованные представления, где дети сами становились актерами, разрабатывали костюмы и декорации. Кроме того, значительная часть работы была посвящена развитию речи: заучиванию стихов, потешек, пению песен, связанных с тематикой сказок. Особое внимание уделялось развитию мелкой моторики через различные игры и упражнения, способствующие подготовке руки к письму.

Важнейшим аспектом проекта стало сотрудничество с родителями. Они принимали активное участие в подготовке материалов для занятий, помогали в создании костюмов и декораций, участвовали в итоговых мероприятиях. Были организованы мастер-классы для родителей, где они могли познакомиться с методиками развития детей и совместно с воспитателями готовить различные поделки. Родительская поддержка оказалась неоценимой для успешной реализации всех задуманных мероприятий. В результате проекта дети не только получили новые знания и умения, но и повысили свою самооценку, научились работать в команде, стали более коммуникабельными и уверенными в себе.

Финальным аккордом «Сказочного марафона» стало яркое праздничное мероприятие, где дети продемонстрировали свои достижения перед родителями, представив красочную театрализованную постановку, выставку детских работ и исполнение песен. Проект «Сказочный марафон» был признан успешным, о чем свидетельствуют положительные отзывы родителей и наблюдаемый прогресс в развитии детей.

В начале года провели организационное собрание на тему «Книга в жизни Вашего ребенка и семьи в целом» и анкетирование «Роль книги в воспитании детей», которые показали:

 – читательский интерес во многих семьях не подогревается взрослыми;

 – иногда читают детям  – 7 родителей;

 – лишь 5 родителей читают детям книги постоянно;

 – приобретают детскую литературу, обращая внимание на иллюстрации и содержание текста – единицы.

Целью проекта стало развитие творческих способностей, речи, мелкой моторики и познавательных навыков у детей дошкольного возраста с учетом их индивидуальных особенностей (группа комбинированной направленности предполагает наличие детей с разными уровнями развития).

Задачи проекта:

 – сформировать у детей устойчивый интерес и любовь к детским книгам и чтению;

 – формировать значимость книги в жизни современного человека;

 – воспитывать бережное отношение к книге;

 – расширять и обобщать знания о детской художественной литературе;

 – сформировать знания о библиотеке, как о «доме, где живут книги»;

 – обогащать детско-родительские отношения совместным опытом;

 – развивать творческие навыки;

 – воспитывать интерес к чтению через театрализацию, конкурсы, выступления, соревнования, викторины, дебаты.

В процессе реализации проекта было организовано ежедневное чтение сказок (русских народных, сказок народов мира, авторских сказок), слушание текста, рассматривание иллюстраций в книгах и другого иллюстрационного материала по литературным произведениям. Смотрели с детьми  диафильмы и слушали сказки. Придумывали продолжения известных сказок на новый лад.  Работали с раскрасками. Создавали выставки рисунков, поделок по прочитанным художественным произведениям. Посещали библиотеки, участвовали в тематических вечерах, организованных совместно с библиотекой по календарным праздникам: «Новый год», «Масленица широкая», «Международный женский день», «День космонавтики», «День Победы». В рамках этих встреч проводилось знакомство с работой библиотеки. Дети совместно с родителями стали частыми посетителями библиотеки имени В.П. Чкалова, где проводились встречи, посвященные юбилейным датам детских писателей и поэтов, в том числе с авторами детской художественной литературы Сибирского региона.

   

Принимали участие в театрализованной постановке по мотивам словацкой сказки «У солнышка в гостях», в районной театрализованной постановке: русская народная сказка на новый лад «Лягушка-царевна».

В группе  проводились сюжетно-ролевые игры по мотивам сказочных сюжетов. Воспитатели, дети и родители вместе делали книжки-малышки, закладки для книг, театр на фланелеграфе, использовали в работе кукол би-ба-бо, кукол из папье-маше, пальчикового театра, создали маски-атрибуты для сюжетно-ролевых игр и драматизаций. В группе был создан мини-музей с героями сказок и необходимыми для них предметами. При знакомстве с культурой народов мира родители группы принимали активное участие в изготовлении кукол в национальных костюмах (кукла-таджичка и кукла-узбечка).