Организация единого образовательного пространства детского сада и школы
Семья – это та самая среда, в которой
человек учится и сам творит добро
В. А. Сухомлинский
От того, как будет чувствовать себя ребенок,
поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания,
что он будет переживать, зависит весь дальнейший путь к знаниям
В. А. Сухомлинский
Жизнь ребенка охватывает значимые сферы, которые видоизменяются, развиваются: семья, детский сад, школа. Актуальность взаимодействия семьи и образовательной организации обусловлена тем, что современная жизнь ставит перед нами много новых задач и проблем, педагоги жалуются на отсутствие интереса у родителей к школьной жизни своих детей, их пассивность. Родители же, в свою очередь, недовольны непомерными нагрузками, незаинтересованностью педагога, взаимоотношениями в детском коллективе. Это приводит к социальной дезадаптации ребенка, к взаимному непониманию между детским садом, школой, родителями и ребенком, снижению эффективности воспитательных воздействий на ребенка как со стороны школы, так и семьи.
Проблемы семейного воспитания рассматривали в своей педагогической деятельности Я. А. Коменский, Дж. Локк, Ж.- Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци и т. д. А. С. Макаренко писал о создании коллектива воспитателей, включении в него и родителей, о наличии единой воспитательной стратегии, слаженности воздействий. С. Т. Шацкий сформулировал методологические подходы к организации взаимодействия школы и окружающей среды, частью которой является семья школьника.
В статье «Несчастия детства» М. К. Цебрикова говорит о том, что в большей степени омрачает жизнь детей несогласие между родителями, их неблаговоспитанность, стабильная атмосфера неудовлетворения, сумрачные лица и т. д. Все это ранит детскую душу, оставляет на ней нравственные шрамы.
О преемственности семейных ценностей, дошкольного образования и начальной ступени школьного образования на сегодняшний день много говорят. Обсуждается отсутствие единых программ воспитания и обучения, несогласованность в содержании образовательных программ и требований семьи, детского сада и школы, несовершенства диагностики при переходе детей из детского сада в школу и многое другое.
Немаловажным фактором, обеспечивающим эффективность образования, является преемственность и непрерывность в обучении. Преемственность подразумевает, с одной стороны, передачу детей в школу с таким уровнем общего развития и воспитанности, которая соответствует требованиям школьного обучения, с другой – опору школы на знания, умения, навыки, которые уже были приобретены дошкольниками, активное использование их для дальнейшего всестороннего развития. Это и подразумевает разработку и принятие единой системы целей и содержания образования на всем протяжении обучения: от детского сада до окончания всех ступеней школьного обучения. Важно создать условия, которые будут обеспечивать формирование готовности ребенка к школе.
Единая цель непрерывного образования детей дошкольного и начального возраста – гармоничное физическое и психическое развитие ребенка, обеспечивающее сохранение его индивидуальности, адаптацию к изменяющейся социальной среде, готовность к активному взаимодействию с окружающим миром.
Непрерывность дошкольной и начальной образовательной программ предполагает работу по следующим направлениям с достижением приоритетных целей:
I направление – согласовывать цели на дошкольном и начальном школьном уровне. Цель дошкольного образования: общее развитие ребенка, обусловливаемое государственным стандартом в соответствии с потенциальными возможностями и спецификой детства как самоценного периода жизни.
Цель образования в начальной школе – общее развитие детей с учетом возрастных возможностей, специфики школьной жизни наравне со штудированием существенных учебных навыков в чтении, письме, математике и становлением учебной деятельности (мотивации, способов и типов коммуникации).
II направление – обогатить образовательное содержание в начальной школе:
– Введение в педагогический процесс всевозможных видов детской деятельности творческого, экологического характера (самодеятельных игр, драматизации, технического и художественного моделирования, словесного творчества).
– Активизация познавательных интересов детей с приложением в содержании образования знаний экологического характера.
– Многообразие содержания уроков эстетического цикла, художественной деятельности, как одного из способов самовыражения ребенка.
III направление – усовершенствовать формы организации и методы обучения как в дошкольном учреждении, так и в начальной школе:
– Предельная реализация двигательной активности детей на занятиях и уроках физкультуры, переменах.
– Использование многообразных форм обучения урочного и неурочного типа, включая специфические виды деятельности на интегративной основе, выход за пределы группы, работа в небольших и крупных группах и подгруппах.
– Взаимосвязь занятий (фронтальных, подгрупповых) с повседневной жизнью детей, их самостоятельной деятельностью (игровой, художественной, конструктивной и др.
– Взаимодействие формирующей предметной среды как в дошкольном учреждении, так и в начальной школе.
– Расширение использования методов, активизирующих у детей мышление, воображение, поисковую деятельность, т. е элементы проблемности в обучении.
– Обширное применение игровых приемов, создание эмоционально значимых ситуаций и условий для самостоятельной практической деятельности.
– Модификация форм коммуникации детей (групповые формы, индивидуальные) как на занятиях в детском саду, так и на уроках в школе, обеспечение возможности ориентироваться на партнера-сверстника, взаимодействие с ним и поддержка диалогического общения между детьми, признание права ребенка на собственное высказывание, личную точку зрения, права на ошибку.
Для обеспечения преемственности необходимо придавать значение всему спектру эмоций ребенка, возникающему у него на пороге школы, в интервале между дошкольным и школьным детством. Эмоциональное благополучие и формирование у дошкольников образа ученика будет зависеть от того, как взрослые поддержат его в этом. Средством такой помощи должна стать вся последующая работа, направленная на осознание ребенком своего нового статуса.
Список литературы:
1. Азаров, Ю. П. Семейная педагогика. – Спб.: Питер, 2011.
2. Ананьева, Т. В. Программа психологического сопровождения дошкольника при подготовке к школьному обучению, Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2011.
3. Землянухина, Н. А. Влияние внутрисемейных отношений на формирование личности ребенка / Н. А. Землянухина / Социальная педагогика. 2005. – № 1.
4. Москвина, Н. И. Взаимодействие семьи и школы / Н.И. Москвина // Классный руководитель, 2005. – № 5.
5. Сотникова, О. И. Сетевое взаимодействие детского сада и школы по социальной адаптации дошкольников к обучению в школе / О. И. Сотникова. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2014. – № 20 (79). – С. 631-632. – URL: https://moluch.ru/archive/79/13896/ (дата обращения: 24.11.2024).
Количество просмотров: 1078 |
Добавить комментарий