Эффективные формы взаимодействия ДОО и семьи

 
 

Тумакова Светлана Александровна,

воспитатель высшей квалификационной категории

МБДОУ «Детский сад № 27 «Росинка» г. Новосибирска

 

Эффективные формы взаимодействия ДОО и семьи

                                                             Нет ничего хуже, чем воспитывать

                                                            детей в однобоком ключе, таким ключом

не открывается ни одна дверь в этом мире,

полном замков и запоров.

                                                                                                                      Дарий

Семья и дошкольное учреждение – два столпа, на которых строится воспитание детей: они вносят свой неповторимый вклад в формирование личности ребенка. Характеры этих институтов различаются, но для гармоничного развития малыша необходима тесная связь между родителями и педагогами. Законодательство РФ в сфере образования подчеркивает особую миссию семьи: родители – первые наставники, закладывающие фундамент физического, духовного, умственного и личного роста. Детское учреждение призвано не заменять родительский труд, а стать надежным партнером – дополнять усилия семьи в воспитании детей.  

Основная цель взаимодействия между нашим детским садом и семьями – создание единого, целостного пространства «семья-детский сад» –  места, где каждому участнику будет обеспечена безопасность, интересное развитие и общий комфорт. Для выстраивания эффективного взаимодействия семьи и ДОО педагогическим коллективом были созданы следующие условия:

  • Социально-правовые: организация взаимодействия строится на основе федеральных, региональных и муниципальных нормативно-правовых актов, а также согласуется с Уставом ДОО и договорами о сотрудничестве, которые определяют функции, права и обязанности, как семьи, так и дошкольного образовательного учреждения.
  • Информационно-коммуникативные: информирование родителей о программах, которые реализуются в нашей дошкольной образовательной организации,  знакомство  с особенностями образовательного процесса.
  • Потребностно-стимулирующие: взаимодействие семьи и ДОО строится на результатах изучения потребностей и запросов семьи.
  • Перспективно-целевые: создание планов взаимодействия с семьями, обеспечение прозрачности и доступности этих планов для педагогов и родителей, предоставление родителям возможности участвовать в разработке индивидуальных проектов и программ, а также в выборе направлений сотрудничества между семьей и детским образовательным учреждением в интересах развития ребенка.

Наш детский сад сегодня стремится найти эффективные формы и методы работы, которые учитывают актуальные потребности родителей и способствуют формированию их активной позиции.

Совместно с родителями проводятся мероприятия в традиционных и инновационных формах. Проводим опросы родителей для изучения традиций и проблем семей воспитанников, используя опросники, тесты, анкетирование: «Ваш ребенок»,  «Семейные традиции и их роль в воспитании ребенка» и др.  Проводим групповые, подгрупповые и индивидуальные консультации «Все о детском питании», «Игра в жизни дошкольников», «Ребенок и дорога» и др.

Оформляем информационные стенды для ознакомления родителей с дошкольным учреждением, его особенностями, а также для предоставления информации, способствующей обогащению знаний родителей о развитии и воспитании дошкольников. Разрабатываем буклеты и памятки «Воспитание добротой», «Упрямство и капризы», «Кризис 3-х лет», «Заповеди семейного воспитания» и др.

Проводим родительские собрания различной тематики, например, «Защита прав и достоинств ребенка», «Безопасность дошкольника», «Игрушка в жизни ребенка» и др., способствующих просвещению семьи по различным вопросам. Родительские собрания проводятся в различных инновационных формах: творческий отчет о выполнении проекта, интеллектуальная игра, мастер-класс, семинар-практикум. Информация обо всех событиях, которые происходят или запланированы в группе и детском саду, размещается в специальном информационном листе в приемной групп, а также в группах в мессенджерах и на сайте детского сада.

Для родителей организуем просмотр видеозаписей различных видов деятельности детей в детском саду с последующим анализом со стороны родителей, а затем и воспитателей (праздники, игровые ситуации, образовательная деятельность). Проводим открытые занятия, на которых родители могут познакомиться с условиями, содержанием, методами и приемами образовательного процесса, ориентированного на обучение, воспитание и развитие ребенка.

В сотрудничестве с родителями воспитанников реализуем тематические проекты: «Спасибо деду за Победу!», «Мой город – Новосибирск», «Как на Русской стороне» и др. Проектная деятельность способствует проявлению у родителей интереса к проблемам дошкольного учреждения и их активному участию в жизни детского сада.  

Организуем устный журнал, содержание которого может охватывать как одну конкретную тему, так и широкий спектр различных вопросов, то есть журнал может быть как тематическим, так и обзорным. Проводим оздоровительные досуги и развлечения «День зимних игр», «Марш-бросок», квест-игра «Дружная компания» и др. Организуем семейный театр, в котором родители выступают в роли участников совместной театральной деятельности с детьми.

Организуем совместное участие в досугах, где родители выступают не как зрители, а как активные участники праздников. Родители принимают участие в обогащении развивающей предметно-пространственной среды: изготовлении костюмов, игрового материала, декораций и т. п. в благоустройстве ДОО, субботниках по улучшению участков группы и территории детского учреждения.

Родители наших воспитанников участвуют в  конкурсах разного уровня: детского сада, районного, городского, регионального, всероссийского, международного, в создании детско-родительских творческих выставок, позволяющих родителям и детям совместно проводить время и заниматься различной творческой деятельностью.

Все перечисленные способы взаимодействия педагогов с родителями являются эффективными, так как они способствуют:

  • созданию положительного эмоционального фона для сотрудничества  педагогов и родителей;
  • повышению уровня педагогической и правовой грамотности родителей;
  • увеличению активности родителей, которые становятся участниками образовательного процесса;
  • налаживанию взаимодействия с каждой семьей;
  • возможности учитывать тип семьи и характер семейных отношений;
  • предоставлению родителям возможности выбирать и определять направление развития и воспитания ребенка, которое они считают важным;
  • согласованию воспитательных подходов к ребенку;
  • обобщению положительного опыта семейного воспитания;
  • укреплению внутрисемейных связей.

Мы уверены, что эффективная, качественная организация взаимодействия семьи и детского сада способствует большей поддержке ребенка. Это, в свою очередь, увеличивает вероятность того, что его время в детском саду будет наполнено яркими впечатлениями, любовью и доверием к окружающим. Только в таких условиях можно создать атмосферу, помогающую раскрытию способностей ребенка, позволит ему расти здоровым и счастливым.

   

Количество просмотров: 1917  

Добавить комментарий

1. Развитие профессиональной компетентности начинающего педагога как фактор повышения качества образования в условиях реализации ФГОС ДО и ФОП ДО
2. Экскурсия как одна из форм успешного взаимодействия ДОО и семьи в рамках знакомства с родным городом
3. Взаимодействие педагога-психолога с семьями обучающихся, направленное на преодоление нарушенного поведения у детей дошкольного возраста в условиях ДОО
4. Мотивация как движущая сила творческого процесса в образовательной деятельности детей младшего дошкольного возраста
5. Применение инновационной технологии портфолио в образовательном процессе ДОО
6. Семья и детский сад в формировании цифровой культуры как компонента общего психологического комфорта у дошкольников: риски и пути решения
7. Организация единого образовательного пространства детского сада и школы
8. «Говорящая приемная» как средство эффективного взаимодействия родителей, детей и воспитателей
9. Проект «Сказочный марафон» как инструмент для развития детей и укрепления семейных связей
10. Эффективное взаимодействие семьи и ДОУ в рамках проекта «Народов много – страна одна»
11. Семья и образование: организация эффективной системы взаимодействия
12. Взаимодействие детского сада и семьи в современных условиях
13. Работа с родителями по формированию основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста
14. Эффективные формы взаимодействия ДОО и семьи
15. Взаимодействие семьи и ДОУ с помощью компьютерных технологий
16. Нетрадиционное рисование
17. Использование дыхательных упражнений для развития голосового аппарата детей дошкольного возраста
18. Взаимодействие с социумом как ресурс реализации задач дошкольного образования
19. «Круги Эйлера» как инструмент развития речи у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ
20. Использование потенциала социальных партнеров для формирования ценностных ориентиров семьи

Страницы

1. Опыт использования реджио-педагогики в ДОО ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
2. Значение речевой игры в формировании предпосылок функциональной грамотности ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
3. Создание инклюзивного образовательного пространства в ДОО ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
4. Народные игры в системе развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья на музыкальных занятиях ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
5. Формирование лексико-грамматического строя речи у дошкольников 5-7 лет с общим недоразвитием речи при дизартрии средствами логопедических сказок ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
6. «Умный пол» как элемент РППС в период адаптации детей раннего возраста ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
7. Слушать, слышать и воспринимать… ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
8. Личностно-ориентированный подход в детском саду: творчество без границ ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
9. Нетрадиционное творчество в младшем дошкольном возрасте ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
10. Формирование культуры правильного питания у дошкольников ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
11. Искусство оригами как средство формирования математических представлений у старших дошкольников ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
12. Литературный квест как средство социокультурного развития дошкольников в процессе приобщения к художественной литературе ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
13. Создание речи: инновационный подход к развитию речи у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
14. Семейная культура как основа речевого благополучия ребенка ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
15. Семья и образование: организация эффективной системы взаимодействия в дошкольном образовательном учреждении ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
16. Дети в семьях мигрантов: проблемы и пути их решения ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
17. Дошкольное образование будущего: как технологии меняют обучение? ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
18. Субъектность как важное условие формирования успешной личности ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
19. Использование метода проектов в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
20. Педагогические методики: из детского сада в семью. Современные формы просвещения родителей ДОО ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025

Страницы