Опытно-экспериментальная деятельность со звуками в семье и группе
С рождения человек слышит различные звуки. Они бывают громкими и тихими, низкими и высокими, музыкальными и шумовыми. Когда мы заинтересовались данной темой, то первыми вопросами детей нашей группы были: «Откуда появляются звуки и чем они отличаются?» Одним из эффективных методов работы с детьми является поисковая деятельность, а именно – экспериментирование. Стремление поставить задачу и получить результат помогает детям почувствовать себя настоящими исследователями.
Дошкольники – активные исследователи, старающиеся познать все окружающее, детям свойственны любознательность, стремление к исследованию. В последние годы отмечается повышенный интерес к изучению детского экспериментирования, индивидуализации этого процесса, разработке методического материала для воспитателей и родителей по детскому экспериментированию. Оно оказывает положительное влияние на интеллектуальное развитие, эмоциональную сферу, творческое развитие дошкольников.
Совместно с родителями мы решили помочь детям узнать и понять, что такое звук, что его характеризует, какие условия необходимы для воспроизведения звука. Задача – создать условия для расширения представлений детей о музыке через знакомство с элементарными знаниями об основных физических свойствах звука. Первый эксперимент, который мы провели с детьми, дал представление детям о том, как передается звук. Наполнив три пластиковые бутылки мукой, гречкой и водой, дети стучали ложкой по бутылкам и слушали разницу звуковых волн. Разное звучание получается потому, что звуковые волны по-разному распространяются в разных средах.
С помощью пластиковой бутылки, воздушного шарика, коктейльной трубочки и листа бумаги ребята смастерили «саксофон». Они убедились, что при прохождении воздуха между мембраной (шарик) и бумажной трубкой, частицы воздуха заставляют мембрану вибрировать. Эти колебания достигают нашего уха, и мы их слышим.
Эксперименты с ложкой и веревкой дали возможность детям почувствовать, что при ударе ложкой о стол вибрация стола передается по веревке, на которой висит ложка, и по ней достигает наших ушей. Если концы веревки вставить в уши, как наушники, и стукнуть ложкой о край стола, звук очень напоминает звук колокола.
Получив проводной «телефон» из двух стаканчиков и веревки, дети с удовольствием разговаривали друг с другом. Они догадались, что, когда мы говорим в стаканчик, звуковая волна доходит до собеседника по веревке, особенно, если та хорошо натянута.