Развитие музыкально-ритмических способностей дошкольников средствами интерактивных цифровых технологий

 
 

Зайцева Людмила Алексеевна,

музыкальный руководитель

МБДОУ д/с № 388 г. Новосибирска

 
 
 

Троценко Наталья Александровна,

музыкальный руководитель

МБДОУ д/с № 388 г. Новосибирска

 

Развитие музыкально-ритмических способностей дошкольников средствами интерактивных цифровых технологий

Вопросы развития чувства ритма, музыкально-ритмических способностей детей не теряют своей актуальности на протяжении многих лет. Их решение позволяет найти путь к личному росту и развитию ребенка, помогает запустить речь у неговорящих и плохо говорящих детей, способствует формированию духовно-нравственных качеств. Современные интерактивные методы образования и цифровые технологии позволяют вывести решение проблемы развития музыкально-ритмических способностей детей на новый уровень, трансформируя сложные педагогические задачи в увлекательную игру.

Применение цифровых технологий эффективно в различных видах музыкальной деятельности.

1. Во время слушания музыки возможно транслирование компьютерных презентаций, подготовленных в соответствии с программными и возрастными требованиями (озвученные пейзажи и картины, рассказы о композиторах и музыкальных инструментах); также актуальны видеоролики с выступлением оркестров, вокалистов, танцевальных коллективов, которые позволяют обогатить эмоциональное восприятие и способствуют процессу понимания музыки;

2. Во время пения возможно использование мультимедийных презентаций в нескольких вариантах: с мнемотаблицами и картинками при разучивании слов и мелодии, с сюжетным изображением – во время концертного выступления. На занятиях и во время досуговой деятельности актуально использование цифровой аудиотехники для проигрывания фонограмм песен;

3. Во время разучивания музыкально-ритмических движений, танцев, хороводов эффективно использование аудиотехники для проигрывания фонограмм, видеороликов с записью танцев в исполнении детских и профессиональных коллективов, а также интерактивных музыкально-ритмических упражнений, обучающих детей двигаться под музыку.

4. Во время обучения игре на музыкальных инструментах мы используем интерактивные видеоупражнения на развития чувства ритма с привлечением бодиперкусии или детских музыкальных инструментов, интерактивные схемы, таблицы и видеопартитуры детских оркестров, позволяющие в игровой форме овладеть приемами игры на шумовых и мелодических музыкальных инструментах.

Возможности интерактивных цифровых технологий помогают детям старшего дошкольного возраста быстрее освоить первые ступени нотной грамоты, запомнить сложные ритмические рисунки, последовательность нот в музыкальной фразе. Согласно ФОП детям не нужно обучаться музыкальной грамоте, заучивать ноты и длительности. Но если они слышат в речи педагога названия нот и другие музыкальные термины, то начинают в них ориентироваться и усваивать.

В качестве наглядного примера использования цифровых технологий в решении данной задачи рассмотрим освоение детьми приемов игры на диатонических колокольчиках.

В ходе музыкальных занятий дети знакомятся с кнопочными и ручными диатоническими колокольчиками. Каждый цвет колокольчика соответствует определенной ноте: до первой октавы – красный, ре – оранжевый, ми – желтый, фа – зеленый, соль – голубой, ля – синий, си – фиолетовый и до второй октавы – белый. Знакомство с колокольчиками происходит постепенно:

– в осенний период детям предлагаются ритмические упражнение с тремя первыми нотами звукоряда: до, ре, ми;

– в зимний период добавляются еще две ноты: фа, соль;

– в весенний период дети знакомятся с последними нотами звукоряда: ля, си.

 

 

Для исполнения простых музыкальных мелодий детям предлагаются цветные схемы, карточки, таблицы, анимационные ролики. Высота звука в них обозначается цветом, а длительность – размером: короткие звуки изображены в виде маленьких кругов, долгие – в виде больших кругов. Глядя на схемы, дети запоминают мелодию не только на слух, но и задействуют зрительное и сенсорное восприятие.

Используя принцип «от простого к сложному», детям в начале года лучше предложить цветные схемы с использованием одной ноты, например, «Андрей-воробей». Постепенно усложняя задания, позже можно предложить схемы с использованием трех-четырех нот, например, «Василек».

На наш взгляд, применение интерактивных цифровых технологий способствует развитию музыкально-ритмических способностей детей благодаря следующим преимуществам:

  • дети могут воспринимать информацию одновременно из разных источников, задействуются такие центры восприятия, как аудиальный, визуальный, сенсорный (в случае использования музыкальных инструментов, дидактических игр и пособий);
  • благодаря яркой наглядной цифровой информации внимание детей удерживается эффективнее и дольше, детям легче сконцентрироваться, они быстрее вовлекаются в процесс обучения и воспитания;
  • усиливается мотивация познания, повышается интерес к знакомству с новым материалом и закреплению изученного ранее;
  • цифровые аудионосители позволяют транслировать музыку в исполнении профессиональных коллективов, солистов, а также воспроизводить звучание разных инструментов и звуков природы, транспорта, окружающей среды.

Однако, несмотря на то что современные дети охотно взаимодействуют с цифровой информацией, легко управляют современными гаджетами, при организации учебно-воспитательного процесса педагоги должны учитывать несколько факторов:

  • Здоровьесбережение детей: использование цифровых источников информации подбираются в соответствии с ФОП, ФГОС ДО, санитарно-эпидемиологическими и пожарными требованиями, возрастными особенностями детей, учитывая время взаимодействия.
  • Материально-техническое обеспечение: для организации образовательной и досуговой деятельности с применением интерактивных цифровых технологий необходимо иметь современное специализированное оборудование (ноутбук, проектор, музыкальный центр, мультимедийные и интерактивные доски).
  • Компетентность педагога: музыкальный руководитель должен ориентироваться в графических, аудио и видео редакторах, подбирать, компоновать материал в соответствии с требованием ФОП ДО и ФГОС ДО, самостоятельно создавать качественный интерактивный контент, соответствующий уровню требований образовательного стандарта.

Применение интерактивных цифровых технологий способствует тому, что ребенок при встрече с музыкой получает яркие впечатления и эмоции, развивает музыкальный вкус, эстетическое сознание, а также музыкально-ритмические способности. Таким образом, использование различного арсенала новых технологий обновляет не только учебно-образовательный процесс, но и способствует целостному развитию личности обучающегося.

 

Список литературы:

  1. Сухомлинский В. А. О воспитании. М., 1999. – 340 с.
  2. Теплов Б. М. Избранные труды: в 2-х т. М.: Педагогика, 1985. – 328 с.
  3. Быстрова А. С. Особенности развития творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях организации интегрированных музыкальных занятий с применением цифровых технологий // Студент и наука (гуманитарный цикл), 2022: материалы международной студенческой научно-практической конференции. – Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова, 2022. – С. 913-916.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://fgos.ru/fgos/fgos-do.

5. Федеральная образовательная программа дошкольного образования [Электронный ресурс].  Режим доступа:  https://files.oprf.ru/storage/image_store/docs2022/programma15122022.pdf .

6. Чернобровкин В. А. Использование образовательной робототехники в сфере дошкольного образования / В. А. Чернобровкин, И. А. Кувшинова, И. В. Бачурин // Современные наукоемкие технологии. – 2019. – № 11-1. – С. 205–209.

 

Количество просмотров: 1855  

Добавить комментарий

1. Развитие профессиональной компетентности начинающего педагога как фактор повышения качества образования в условиях реализации ФГОС ДО и ФОП ДО
2. Экскурсия как одна из форм успешного взаимодействия ДОО и семьи в рамках знакомства с родным городом
3. Взаимодействие педагога-психолога с семьями обучающихся, направленное на преодоление нарушенного поведения у детей дошкольного возраста в условиях ДОО
4. Мотивация как движущая сила творческого процесса в образовательной деятельности детей младшего дошкольного возраста
5. Применение инновационной технологии портфолио в образовательном процессе ДОО
6. Семья и детский сад в формировании цифровой культуры как компонента общего психологического комфорта у дошкольников: риски и пути решения
7. Организация единого образовательного пространства детского сада и школы
8. «Говорящая приемная» как средство эффективного взаимодействия родителей, детей и воспитателей
9. Проект «Сказочный марафон» как инструмент для развития детей и укрепления семейных связей
10. Эффективное взаимодействие семьи и ДОУ в рамках проекта «Народов много – страна одна»
11. Семья и образование: организация эффективной системы взаимодействия
12. Взаимодействие детского сада и семьи в современных условиях
13. Работа с родителями по формированию основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста
14. Эффективные формы взаимодействия ДОО и семьи
15. Взаимодействие семьи и ДОУ с помощью компьютерных технологий
16. Нетрадиционное рисование
17. Использование дыхательных упражнений для развития голосового аппарата детей дошкольного возраста
18. Взаимодействие с социумом как ресурс реализации задач дошкольного образования
19. «Круги Эйлера» как инструмент развития речи у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ
20. Использование потенциала социальных партнеров для формирования ценностных ориентиров семьи

Страницы

1. Опытно-экспериментальная деятельность со звуками в семье и группе ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
2. Формирование положительного эмоционального отклика детей средствами речетворческой деятельности ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
3. Совместная театрализованная деятельность как эффективная форма взаимодействия с семьями воспитанников ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
4. Развитие музыкально-ритмических способностей дошкольников средствами интерактивных цифровых технологий ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
5. Реализация творческих идей посредством потенциала семей воспитанников ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
6. Проект «Мандарин – новогодний фрукт» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
7. Особенности взаимодействия дошкольного коллектива с семьями обучающихся ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
8. Детско-родительский клуб «Семейный театр “Маленькая страна”» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
9. Литературная гостиная как форма взаимодействия всех участников образовательных отношений ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
10. Взаимодействие педагогов и родителей в создании психологически комфортной среды в ДОУ ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
11. Взаимодействие семьи и детского сада в развитии позитивной социализации у старших дошкольников через техническое творчество ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
12. Семья и образование: организация эффективной системы взаимодействия в детском саду ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
13. Использование потенциала социальных партнеров для формирования ценностных ориентиров семьи ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
14. «Круги Эйлера» как инструмент развития речи у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
15. Взаимодействие с социумом как ресурс реализации задач дошкольного образования ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
16. Использование дыхательных упражнений для развития голосового аппарата детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
17. Нетрадиционное рисование ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
18. Взаимодействие семьи и ДОУ с помощью компьютерных технологий ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
19. Эффективные формы взаимодействия ДОО и семьи ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
20. Работа с родителями по формированию основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 115, декабрь 2024

Страницы