Взаимодействие педагогов и родителей в создании психологически комфортной среды в ДОУ

 
 

Лукашова Наталья Михайловна,

воспитатель первой квалификационной категории

МАДОУ д/с № 77 г. Новосибирска

 
 
 

Кравцова Ольга Александровна,

воспитатель первой квалификационной категории

МКДОУ города Новосибирска «Детский сад № 77 комбинированного вида»

 
 
 

Билаш Вера Александровна,

воспитатель первой квалификационной категории

МАДОУ д/с № 77 г. Новосибирска

 

Взаимодействие педагогов и родителей в создании психологически комфортной среды в ДОУ

Только вместе с родителями, общими усилиями,

педагоги могут дать детям большое человеческое счастье

В. А. Сухомлинский

 

Дошкольное детское учреждение представляет собой сообщество, подчиненное особым правилам и целям. Это и уникальный состав участников: педагоги как ключевые фигуры, родители – полноправные партнеры, дети – центральная «ось» всего процесса. Важным фактором благополучия в таких условиях выступает способность наладить взаимодействие между всеми сторонами, сформировать атмосферу взаимного сотрудничества и понимания, что прежде всего обеспечивает комфортную среду для маленьких воспитанников. Психологически комфортная среда является полноценным и мощным воспитывающим фактором.

Комфортная и безопасная среда играет ключевую роль в развитии детей. Вот несколько аспектов, подчеркивающих ее значимость:

– Дети, находящиеся в безопасной среде, чувствуют себя защищенными и уверенными. Это способствует развитию положительной самооценки и эмоциональной устойчивости.

– В комфортной обстановке дети легче устанавливают контакты с ровесниками, учатся сотрудничать и разрешать конфликты. Это важно для формирования социальных навыков и эмоционального интеллекта.

–  Безопасная среда позволяет детям свободно выражать свои мысли и чувства, что способствует развитию креативности и критического мышления.

– Психологический комфорт также влияет на физическое здоровье детей. Стресс и тревога могут приводить к различным проблемам со здоровьем, таким как нарушения сна или проблемы с пищеварением.

– В безопасной среде дети, сталкиваясь с вызовами, могут легко справляться с ними, что способствует формированию стойкости и уверенности в себе.

Взаимодействие с родителями воспитанников играет немаловажную роль в создании психологически комфортной и безопасной среды в ДОУ.

Формирование благоприятной атмосферы обусловлено не только профессиональными действиями педагогов, но в значительной степени определяется качеством межличностных отношений с родителями. Их вовлеченность и восприятие воспитателя как союзника существенно влияет на отношение ребенка к дошкольному учреждению и его социальную адаптацию внутри группы. Взаимодействие здесь приобретает особую ценность, где активное сотрудничество родителей, вдохновленное партнерскими отношениями с воспитателем, становится фундаментом для позитивного развития детей и создания целостной, гармоничной образовательной среды.

Одной из ключевых составляющих успешного взаимодействия педагогов с родителями выступает развитие искренней близости через культуру открытости и взаимоуважения. Воспитатель стоит перед задачей создания среды, где каждый родитель ощущает безопасность и спокойствие, без тени сомнений доверяя своего ребенка воспитанию специалиста. Основу общения составляют позитивные моменты и конструктивный диалог; важно поддерживать родителей в их стараниях, акцентируя внимание на достижениях детей. Такой подход способствует вовлечению родителей в образовательный процесс, что естественным образом стимулирует совместную работу и формирование гармоничной атмосферы внутри группы.

  Одним из способов взаимодействия с родителями является использование современных средств коммуникации, таких как чаты, онлайн-платформы для общения с родителями и официальные странички в социальных сетях. Это позволяет воспитателю оперативно информировать родителей о событиях в группе, делиться фотографиями и успехами детей, а также обсуждать текущие вопросы и достижения каждого ребенка. Поддержание постоянного контакта помогает снизить тревожность родителей, делает их более осведомленными о жизни группы.

В нашем детском саду для взаимодействия с родителями активно используется официальная страничка в соцсети ВК, где с определенной периодичностью выкладываются новости нашего детского сада про праздники, развлечения, интересные мероприятия групп нашего сада, совместные экскурсии и прогулки. Это помогает нам быть открытыми, а также создает возможность для обратной связи, где родители могут делиться своими мнениями и предложениями, что, в свою очередь, помогает нам улучшать качество образовательного процесса и создавать комфортную атмосферу для детей.

Традицией в нашем детском саду стали встречи «Родительского клуба», на которые может прийти любой родитель нашего ребенка. Темы встреч всегда очень актуальны, например, «Папа воспитывает сына. Папа воспитывает дочь», «Общение в семье», «Играем – речь развиваем», «Игры и игрушки» и много других тем. Ведущие «Родительского клуба» – психологи и логопеды – делятся информацией о развитии детей, их эмоциональных и психологических потребностях, что помогает родителям лучше понимать своих детей. Взаимодействие с другими родителями позволяет делиться опытом, находить поддержку и обсуждать общие проблемы. Таким образом, встречи «Родительского клуба» являются ценным ресурсом для родителей, способствуя их личностному росту и улучшению семейных отношений.

Эффективное взаимодействие с родителями также включает привлечение их к активному участию в мероприятиях детского сада. Совместные праздники, открытые занятия позволяют родителям лучше понять, как организован образовательный процесс, и видеть результаты воспитательной работы. Совместные мероприятия способствуют не только укреплению отношений между воспитателем и родителями, но и развитию чувства коллективизма и поддержки внутри группы, что положительно сказывается на эмоциональном состоянии детей.

В нашем саду традиционным является совместное проведение таких праздников, как «Осенняя Ярмарка», которая проходит очень красочно и весело. Родители с ребенком готовят товары на продажу, изготавливают музыкальные инструменты, что способствует сплочению и сближению ребенка и родителя.

Уже традицией стали спортивные мероприятия, проводимые в честь Дня Отца, где папа и ребенок, проходя испытания, объединяются в спортивную команду.  На мероприятиях, посвященных Дню Матери, активно задействованы мамы, проходящие разнообразные игровые испытания рука об руку со своим ребенком. Праздники для мам проходят не только в общепринятой форме утренников, где дети поздравляют мам, поют песни, но и в форме квестов, где мамам необходимо пройти различные испытания, подготовленные их детьми.

Также традицией стали встречи, направленные на формирование эмоционального здоровья, когда мама и ребенок как одна команда проходят различные препятствия, узнают, что такое эмоциональное здоровье и как его сберечь, учатся расслаблению, чувствовать своего ребенка.

При активном участии родителей в группе создаются тематические выставки «Мои бабушки и дедушки», «Моя любимая книга», «Мой домашний питомец» и другие.  Уже традицией стало предоставление родителями книг из библиотеки для чтения в группе. Также родители могут самостоятельно прочитать в группе книгу для детей, обсудить поступки героев, помочь им найти правильное решение.

 Активное участие родителей в изготовлении фотоальбомов «Моя семья», «Мой путь успехов» и «Домашние помощники» делает эти пособия неотъемлемой частью интерактивного пространства дошкольников. Дети с радостью погружаются в них, узнавая себя на фотографиях среди близких, сверстников и домашних любимцев – это способствует развитию эмоционального восприятия и укрепления социальных связей.

Часто мы сталкиваемся со сложной адаптацией ребенка к детскому саду, к новым условиям. Если ребенок тревожный, то ему очень тяжело взаимодействовать с другими детьми, с педагогами, сложно включаться в образовательный процесс. Для таких детей мы рекомендуем хранить в кабинке фотографию мамы. Ребенок может брать ее с собой во время тихого часа или просто положить в кабинку. Когда ему грустно и очень хочется к маме, ребенок может взять фотографию, посмотреть на нее, прижать к себе, рассказать детям или педагогу о своей маме.

Для психологически комфортного пребывания ребенка в детском саду большое значение имеет развивающая предметно-пространственная среда.

Наши родители активно помогают совершенствовать развивающую среду. Например, в группе есть «Кот-обнимашка», который был сшит нашими родителями. Кот пользуется популярностью у детей: они любят с ним устраивать фотосессии на дни рождения или просто обниматься с ним, когда вдруг стало грустно.

Родители принимают активное участие в пополнении игрового реквизита в группе. Так у нас появился световой песочный стол, который нам предоставили для игр и развития родители наших воспитанников. Песок способствует снятию стресса, снижает   нервно-психическую напряженность, улучшает настроение. По желанию ребенка песок может превратиться во что угодно: поверхность луны, пляж, бассейн и прочее. Здесь ребенок всегда уверен в успехе. Это особенно полезно для неуверенных в себе и замкнутых детей.

Совместно с родителями были созданы такие стенды, как «Я пришел, я дома», «Стенд настроения».  Стенды создают позитивный эмоциональный настрой, атмосферу группового доверия и принятия, что ведет к сплочению детского коллектива. Ребятам очень нравится искать человечков со своим лицом, напоминать другим детям, что они забыли прикрепить или убрать своего человечка.

Большое значение в создании психологически комфортной и безопасной среды имеет повышение компетентности родителей в вопросах воспитания и общения.  В приемной группы всегда оформлен информационный стенд для родителей: информация по изучаемым темам недели, рекомендации по домашнему чтению с детьми, папки-передвижки по безопасности и т. д.  Часто родители, следуя рекомендациям педагогов, включаются в совместную деятельность с детьми и приносят творческие работы, такие как рисунки, поделки или аппликации по повторению пройденного материала, это позволяет закрепить тему, развивает кругозор и способствует укреплению семейных отношений.

Также важно отметить индивидуальные беседы с родителями, которые вносят большой вклад в создание доверительных и продуктивных отношений. Очень важно вечером выйти к родителям и сказать несколько слов об их ребенке, как прошел его день, в чем ребенок преуспел, а может быть, рассказать про какие-то смешные моменты из прошедшего дня. Часто мы с детьми готовим различные поделки, которые направлены на сближение родителя и ребенка: акция «Возьми ребенка за руку», «Обними ребенка» и т. д.

Новшеством в нашей группе стала работа «Родительской почты». В приемной есть импровизированный почтовый ящик, куда родители могут утром сбросить письмо для своего ребенка, в котором могут пожелать ему хорошего дня, сказать, что его очень любят и гордятся им. Письма сохраняются в групповом альбоме и могут быть перечитаны в течение дня или другого времени.

Таким образом, эффективное взаимодействие с родителями играет важнейшую роль в создании доброжелательной и комфортной атмосферы в детской группе. Партнерство с семьей, основанное на доверии, уважении и взаимопонимании, позволяет воспитателю строить позитивные отношения с каждым ребенком и его родителями, что позволяет создать психологически комфортные условия для пребывания ребенка в детском саду и обеспечивает эмоциональное благополучие детей.     

 

Список литературы:

  1. Баева И. А. Психологическая безопасность в образовании: Монография. - СПб: Издательство «СОЮЗ», 2002. – 271 с.
  2. Демиденко В. В. Сотрудничество с родителями в дошкольном учреждении с использованием традиционных и инновационных технологий / В. В. Демиденко. — Текст: // Молодой ученый. – 2024. – № 33 (532). – С. 95-96.
  3. Жердева Е. А. Современные формы взаимодействия педагога с родителями воспитанников в дошкольной образовательной организации / Е. А. Жердева, А. В. Соловьева. – Текст: // Молодой ученый. – 2021. – № 14 (356). – С. 129-131.
Количество просмотров: 380  

Добавить комментарий

1. Развитие профессиональной компетентности начинающего педагога как фактор повышения качества образования в условиях реализации ФГОС ДО и ФОП ДО
2. Экскурсия как одна из форм успешного взаимодействия ДОО и семьи в рамках знакомства с родным городом
3. Взаимодействие педагога-психолога с семьями обучающихся, направленное на преодоление нарушенного поведения у детей дошкольного возраста в условиях ДОО
4. Мотивация как движущая сила творческого процесса в образовательной деятельности детей младшего дошкольного возраста
5. Применение инновационной технологии портфолио в образовательном процессе ДОО
6. Семья и детский сад в формировании цифровой культуры как компонента общего психологического комфорта у дошкольников: риски и пути решения
7. Организация единого образовательного пространства детского сада и школы
8. «Говорящая приемная» как средство эффективного взаимодействия родителей, детей и воспитателей
9. Проект «Сказочный марафон» как инструмент для развития детей и укрепления семейных связей
10. Эффективное взаимодействие семьи и ДОУ в рамках проекта «Народов много – страна одна»
11. Семья и образование: организация эффективной системы взаимодействия
12. Взаимодействие детского сада и семьи в современных условиях
13. Работа с родителями по формированию основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста
14. Эффективные формы взаимодействия ДОО и семьи
15. Взаимодействие семьи и ДОУ с помощью компьютерных технологий
16. Нетрадиционное рисование
17. Использование дыхательных упражнений для развития голосового аппарата детей дошкольного возраста
18. Взаимодействие с социумом как ресурс реализации задач дошкольного образования
19. «Круги Эйлера» как инструмент развития речи у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ
20. Использование потенциала социальных партнеров для формирования ценностных ориентиров семьи

Страницы

1. Опытно-экспериментальная деятельность со звуками в семье и группе ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
2. Формирование положительного эмоционального отклика детей средствами речетворческой деятельности ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
3. Совместная театрализованная деятельность как эффективная форма взаимодействия с семьями воспитанников ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
4. Развитие музыкально-ритмических способностей дошкольников средствами интерактивных цифровых технологий ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
5. Реализация творческих идей посредством потенциала семей воспитанников ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
6. Проект «Мандарин – новогодний фрукт» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
7. Особенности взаимодействия дошкольного коллектива с семьями обучающихся ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
8. Детско-родительский клуб «Семейный театр “Маленькая страна”» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
9. Литературная гостиная как форма взаимодействия всех участников образовательных отношений ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
10. Взаимодействие педагогов и родителей в создании психологически комфортной среды в ДОУ ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
11. Взаимодействие семьи и детского сада в развитии позитивной социализации у старших дошкольников через техническое творчество ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
12. Семья и образование: организация эффективной системы взаимодействия в детском саду ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
13. Использование потенциала социальных партнеров для формирования ценностных ориентиров семьи ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
14. «Круги Эйлера» как инструмент развития речи у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
15. Взаимодействие с социумом как ресурс реализации задач дошкольного образования ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
16. Использование дыхательных упражнений для развития голосового аппарата детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
17. Нетрадиционное рисование ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
18. Взаимодействие семьи и ДОУ с помощью компьютерных технологий ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
19. Эффективные формы взаимодействия ДОО и семьи ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
20. Работа с родителями по формированию основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 115, декабрь 2024

Страницы