Формирование лексико-грамматического строя речи у дошкольников 5-7 лет с общим недоразвитием речи при дизартрии средствами логопедических сказок

 
 

Фомичева Лариса Владимировна,

учитель-логопед

высшей квалификационной категории

МБДОУ д/с № 491 «Лучики» г. Новосибирска

 
 
 

Антошина Елена Сергеевна,

воспитатель

высшей квалификационной категории

МБДОУ д/с № 491 «Лучики» г. Новосибирска

 

Формирование лексико-грамматического строя речи у дошкольников 5-7 лет с общим недоразвитием речи при дизартрии средствами логопедических сказок

Для дошкольников с нарушениями речи комбинированных / компенсирующих групп детей с общим недоразвитием речи при дизартрии актуальна недостаточная сформированность всех языковых структур. Отмечаются дефекты произношения, фонематического восприятия, неподготовленность к овладению звуковым анализом и синтезом. У детей с общим недоразвитием речи отстает от возрастной нормы словарный запас, имеются выраженные отклонения в формировании грамматических компонентов. Выявляются трудности в овладении связной речью: пересказом, составлением рассказов. Для этих детей характерен пониженный уровень развития основных свойств внимания, заметно снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания, они отстают в развитии словесно-логического мышления.

Часто на коррекционных занятиях у дошкольников наблюдается низкая работоспособность, дети быстро утомляются, начинают отвлекаться, удержать их внимание в это время сложнее. Эти проблемы заставляют искать более эффективные пути коррекции и развития речи, опираться на интерес ребенка. А интерес ребенка всегда поддерживает сказка. Дети легко запоминают необычное, фантастическое, забавное. Как приятно рассказать дошкольникам сказку! С каким интересом они слушают! Хорошо, если эта сказка еще и будет развивать фонематические процессы, обогатит словарный запас, поможет освоить грамматические правила русского языка, научит грамотно и логично высказывать свои мысли, поспособствует совершенствованию связной речи.

Именно особенностями детской психики определяется выбор логопедической сказки как средства коррекции и развития речи детей. Логопедическое воздействие в сказочной форме является универсальным и результативным методом воздействия в коррекционной работе. Логопедические сказки – это небольшие литературные произведения, решающие коррекционно-развивающие логопедические задачи. Логопедические сказки по содержанию просты, они невелики по объему, чтобы ребенок мог легко понять их содержание и пересказать. Логопедическая сказка требует активного участия детей в ходе повествования. Использование логопедических сказок позволяет решать следующие задачи:

  • поддерживать интерес при имеющейся быстрой утомляемости детей;
  • облегчать и ускорять процесс запоминания и усвоения материала, регулировать психоэмоциональное состояние;
  • стимулировать двигательную и речевую активность детей;
  • формировать положительную мотивацию к занятиям (повышать мотивацию детей к исправлению речи);
  • создавать ситуацию успеха для каждого ребенка.

В образовательной деятельности детского сада учитель-логопед проводит занятия по формированию лексико-грамматического строя речи у дошкольников 5-7 лет с общим недоразвитием речи при дизартрии с использованием лексико-грамматических логопедических сказок, а воспитатель с использованием логопедических сказок проводит коррекционные часы.  

Логосказки представлены и в театрализованной, и в проектной деятельности детей. Лексико-грамматические сказки несут определенную лексическую или грамматическую нагрузку. В сказках используются различные способы обогащения, активизации словарного запаса, закрепление грамматических категорий. Такие сказки мы используем в связи с изучаемой лексической темой, что позволяет упражняться в практическом употреблении определенных лексико-грамматических категорий.

Мы используем сказки, направленные на:

  • пополнение лексического запаса по заданной теме;
  • расширение словаря антонимов;
  • расширение словаря синонимов;
  • согласование существительных с прилагательными и числительными;
  • образование родственных слов, приставочных глаголов, притяжательных и относительных прилагательных;
  • падежное управление;
  • употребление пространственных предлогов;
  • совершенствование суффиксального словообразования, словообразования сложением основ.

Прослушав сказку, дети отвечают на вопросы по сюжету, объясняют непонятные слова. Мы предлагаем игровые задания, которые способствуют преодолению наиболее характерных речевых ошибок, обогащению словарного запаса. Многократное повторение игр-упражнений поможет ребенку почувствовать и понять закономерности словообразования и словоизменения. Повторный пересказ лексико-грамматической логопедической сказки способствует совершенствованию связной речи.

Приведем примеры лексико-грамматических логопедических сказок для дошкольников 5-7 лет с общим недоразвитием речи при дизартрии.

 

Логопедическая сказка «Лекарство для мамы»

У зайчика заболела мама-зайчиха. Доктор велел ей пить лекарство. Зайчонок увидел, что мама пьет лекарство с трудом, и говорит: «Милая мамочка, давай я выпью твое горькое лекарство, а ты съешь мою сладкую конфету. Сказка поможет сформировать понятие «слова-неприятели», развивает словарь антонимов.

Логопедическая сказка

Сидит Заяц под кустом и мечтает: «Вот бы мне лисьи зубы, волчьи лапы, рысьи когти. Да еще бы забраться в медвежью берлогу и сидеть там всю жизнь. Тогда бы моя заячья душа в пятки не уходила от шороха в кустах». Эта сказка поможет овладеть навыком образования притяжательных прилагательных.

Логопедическая сказка «На лесной полянке»

Купила себе как-то Лисица бусы. Вертится она перед зеркалом и так и сяк, да похвастаться некому. Решила она на прогулку пойти по лесу, свои новые бусы всему лесному народу показать. Прошлась Лисица кокетливо по полянке, где все звери собрались, и говорит:

– Ну, как вам мои новые бусы?

– Красивые, – сказал Волк.

– Нарядные, – сказал Медведь.

– Прекрасные, – добавила Белка.

– Шикарррные, – каркнула с ветки Ворона.

– Великолепные, – сказал Заяц.

– Изумительные, – завершила Сова.

Понравилось Лисице, как похвалили ее бусы лесные жители. И пошла она, довольная, домой. Мимо Еж проходил, нес на спине большой гриб, песенку пел, улыбался.

– Ты чего это такой веселый? – спрашивает Заяц.

– Радостный, – сказала Белка.

– Восторженный, – добавил Медведь.

– Бодрый, – вставил Волк.

– Беззаботный, – завершила Сова.

А Еж им отвечает:

– Посмотрите, какой я гриб нашел!

– Большой, – сказал Заяц.

– Крупный, – сказала Белка.

– Огромный, – добавил Волк.

– Гигантский, – завершила Сова.

И пошел Еж дальше, ежат своих кормить большим грибом. На логопедическом занятии дети упражнялись в практическом употреблении синонимов (слов близких по смыслу). Дети пересказывали сказку, обыгрывали диалоги.

Логопедическая сказка «Как Вода своих родственников собирала»

Жила-была Вода. Своей чистотой, красотой и блеском она удивляла многих. Пригласила Вода родственников своих в гости. Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с Водорослями разыгралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. И все Воду ждут. Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему прочь идти в свою семью. Пошел чужак, пригорюнился. Где ему родственников искать? В процессе коррекционно-развивающего логопедического обучения дошкольники осваивают навыки подбора однокоренных родственных слов. Это умение позволит в дальнейшем быстро правильно подбирать проверочные слова в ходе практического применения правил орфографии.

Применение подобных сказок повышает эффективность   логопедической работы по формированию лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста 5-7 лет с общим недоразвитием речи при дизартрии, способствует сокращению времени обучения, сохранению эмоционального благополучия дошкольников.

 

Список литературы:

1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и средн. пед. учеб. заведений. – 3е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 233 с.

2. Александрова Т. В. Практические задания по формированию грамматического строя у дошкольников: Пособие для логопедов и воспитателей. – СПб.: Детство-пресс, 2007. – 48 с.

3. Арушанова А. Г. Формирование грамматического строя речи: Речь и речевое общение детей: Методическое пособие для воспитателей. – 2е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика Синтез, 2008. – 322 с.

4. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников. – М.: Academ A, 2008. – 398 с.

5. Бородич А. М. Методика развития речи детей. – М.: Просвещение, 2008. – 231 с.

6. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. М.: Издательство «Детство-Пресс». – М., 2007. – 231 с.

7. Гербова О. Е. Развитие речи 4-6 лет: учеб. нагл. пособ. – М., 2008. 121 с.

Количество просмотров: 897  

Добавить комментарий

1. Фестиваль «Я выбираю ТРИЗ» как инновационная форма развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников
2. Исследование психологического микроклимата в педагогическом коллективе ДОО
3. Педагогические методики: из детского сада в семью. Современные формы просвещения родителей ДОО
4. Использование метода проектов в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
5. Субъектность как важное условие формирования успешной личности
6. Дошкольное образование будущего: как технологии меняют обучение?
7. Дети в семьях мигрантов: проблемы и пути их решения
8. Семья и образование: организация эффективной системы взаимодействия в дошкольном образовательном учреждении
9. Семейная культура как основа речевого благополучия ребенка
10. Создание речи: инновационный подход к развитию речи у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья
11. Литературный квест как средство социокультурного развития дошкольников в процессе приобщения к художественной литературе
12. Искусство оригами как средство формирования математических представлений у старших дошкольников
13. Формирование культуры правильного питания у дошкольников
14. Нетрадиционное творчество в младшем дошкольном возрасте
15. Личностно-ориентированный подход в детском саду: творчество без границ
16. Слушать, слышать и воспринимать…
17. «Умный пол» как элемент РППС в период адаптации детей раннего возраста
18. Формирование лексико-грамматического строя речи у дошкольников 5-7 лет с общим недоразвитием речи при дизартрии средствами логопедических сказок
19. Народные игры в системе развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья на музыкальных занятиях
20. Создание инклюзивного образовательного пространства в ДОО

Страницы

1. Опыт использования реджио-педагогики в ДОО ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
2. Значение речевой игры в формировании предпосылок функциональной грамотности ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
3. Создание инклюзивного образовательного пространства в ДОО ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
4. Народные игры в системе развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья на музыкальных занятиях ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
5. Формирование лексико-грамматического строя речи у дошкольников 5-7 лет с общим недоразвитием речи при дизартрии средствами логопедических сказок ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
6. «Умный пол» как элемент РППС в период адаптации детей раннего возраста ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
7. Слушать, слышать и воспринимать… ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
8. Личностно-ориентированный подход в детском саду: творчество без границ ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
9. Нетрадиционное творчество в младшем дошкольном возрасте ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
10. Формирование культуры правильного питания у дошкольников ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
11. Искусство оригами как средство формирования математических представлений у старших дошкольников ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
12. Литературный квест как средство социокультурного развития дошкольников в процессе приобщения к художественной литературе ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
13. Создание речи: инновационный подход к развитию речи у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
14. Семейная культура как основа речевого благополучия ребенка ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
15. Семья и образование: организация эффективной системы взаимодействия в дошкольном образовательном учреждении ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
16. Дети в семьях мигрантов: проблемы и пути их решения ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
17. Дошкольное образование будущего: как технологии меняют обучение? ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
18. Субъектность как важное условие формирования успешной личности ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
19. Использование метода проектов в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
20. Педагогические методики: из детского сада в семью. Современные формы просвещения родителей ДОО ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025

Страницы