Опыт использования реджио-педагогики в ДОО

 
 

Исламбекова Анаргуль Нигматовна,

воспитатель

МБДОУ д/с № 497 «Мишутка» г. Новосибирска

 

Опыт использования реджио-педагогики в ДОО

В последнее время в дошкольном образовании происходят большие перемены в связи с внедрением ФГОС ДО, ФОП ДО. Работа в современных условиях требует от педагогов повышения уровня профессионализма, создание условий индивидуализации, совместной реализации проектов, организации образовательного пространства так, чтобы ребенок мог вдохновиться и самостоятельно найти путь к исследованию.

В настоящее время вызывает интерес использование в образовательном процессе принципов реджио-педагогики. Реджио-педагогика – это подход к образованию, который возник в итальянском городе Реджо-Эмилия, он был разработан педагогом Л. Малагуцци и стал известным благодаря инновационным подходам к обучению детей раннего возраста. Основная идея реджио-педагогики заключается в уважении к детям как к активным участникам процесса обучения.

Основные принципы реджио-педагогики:

  1. Поддержка детского интереса и инициативы. В центре реджио-педагогики находится ребенок. Образовательный процесс выстраивается вокруг интересов и потребностей детей, что позволяет им быть активными участниками своего обучения.
  2. Среда как третий педагог. Пространство, в котором происходит обучение, играет ключевую роль. Оно должно быть организовано так, чтобы вдохновлять детей на исследование и творчество. Учебные материалы должны быть доступны и разнообразны.
  3. Документирование процесса обучения. Педагоги активно фиксируют процесс обучения детей, включая их идеи, обсуждения и проекты. Это помогает не только отслеживать прогресс, но и демонстрировать достижения детей родителям и обществу.
  4. Сотрудничество и взаимодействие. Реджио-педагогика акцентирует внимание на взаимодействии между детьми, педагогами и родителями. Сотрудничество является основой для создания сообщества, где все участники процесса могут обмениваться идеями и опытом.
  5. Многообразие выразительных средств. Подход предлагает детям использовать различные средства выражения своих мыслей и чувств – от рисования до театра, музыки и танца. Это помогает развивать творческие способности и индивидуальность каждого ребенка.

Реджио-педагогика активно применяется в дошкольных учреждениях по всему миру. В рамках этого подхода создаются специальные образовательные пространства, где дети могут свободно исследовать, экспериментировать и учиться через игру. Педагоги работают в тесном сотрудничестве с родителями, вовлекая их в образовательный процесс. Детский сад, использующий подход Реджио, характеризуется семейной атмосферой, где активное участие родителей является неотъемлемой частью процесса адаптации ребенка. Родители остаются рядом с ребенком до тех пор, пока он сам не выразит готовность расстаться с ними, прощаясь добровольно и спокойно.

Утренний распорядок дня в образовательном учреждении начинается с зарядки, после которой дети отправляются мыть руки и приступают к завтраку. В случае отказа ребенка от приема пищи ему предоставляется возможность следовать своим интересам: можно заняться игрой, чтением, рассматриванием иллюстраций либо продолжить работу над уже начатыми исследовательскими проектами. Затем все собираются на утреннем круге, где обсуждают текущую дату и день недели, распределяют обязанности дежурных на этот день. Далее коллективно планируют предстоящий день, включая обсуждение темы исследования. Дети также имеют возможность поделиться найденной ими информацией по теме текущего проекта.

Как же мы, педагоги, применяем принципы реджио-педагогики в своем образовательном пространстве? Как правило, запрос поступает от ребенка. Так, однажды Маркел (5 лет) задал вопрос: «Почему Ефиму нельзя кушать молочные продукты?» Мы начали искать ответ, откуда берется молоко, каким бывает молоко, какое оно на вкус, цвет и запах. Для ответа на вопрос, каким бывает молоко, детям было продемонстрировано разнообразие молочной продукции. Они самостоятельно искали ответы, им принесли козье молоко, коровье, кокосовое и, что удивительно, ребятам на вкус понравилось козье молоко. Провели ряд исследований. Например, рисовали молоком, причем нарисованное визуально не просматривалось, но только рисунок поднесли к лампе, сразу же появилось изображение. Вдыхали запах, смешивали с красками, добавляли жидкое мыло, интересным фактом стало то, что краски начали двигаться. Дети были в полном восторге от увиденного. Дальше дети стали класть в молоко листву, веточки и заметили, что молоко имеет цвет.

Злата (4 года) спросила: «Как молоко попадает к корове, лошади, козе, а еще интересней, как оказалось молоко в кокосе?» Здесь на помощь пришли педагоги, показали презентацию о животных, изучили их повадки, особенности. Эти животные питаются травой, изучая этот факт, дети провели также ряд исследований на запах, вкус, цвет, отличие свежей травы от сухой, в каких условиях живут животные. Дети начали строить жилье для животных из бросового материала. Дети любознательны, а благодаря реджио-подходу они проводят исследования самостоятельно, с небольшой помощью взрослого, без наглядного примера, исследуя ту или иную область, находят много разных деталей исследования (намочить, порвать, подуть, потрогать и прочее).

Один из интересных элементов в реджио-программе – это сказкотерапия. Просмотрев сказку, представленную педагогом, дети могут выразить свои эмоции различными способами: могут закричать в банку и закрыть ее крышкой, постучать руками в таз с водой, сделать гримасы перед зеркалом, попрыгать на матах, порисовать или просто почиркать карандашами. Выплеск эмоции помогает ребенку освободиться от зажатости в мышцах, в мыслях и т. д., ребенок становится спокойнее, уравновешеннее, забывает свои обиды.

 Реджио-педагогика предлагает уникальный взгляд на образование, подчеркивая важность уважения к детям как к самостоятельным личностям с собственными интересами и способностями. Этот подход способствует развитию критического мышления, креативности и социальной активности у детей, что делает его актуальным и востребованным в современном мире.

Рисунок 1. Ателье «Вкус, запах, цвет»

Рисунок 2. Ателье «Исследование природы»

Рисунок 3. Ателье «Исследование молока»

Рисунок 4. Ателье «Инженерия»

Рисунок 5. Ателье «Исследование тени»

Рисунок 6. Сказкотерапия

Рисунок № 7. Исследование зелени

Список литературы:

  1. Андросова М. И., Владимирова Н. М. Опыт внедрения реджио-подхода в дошкольном учреждении // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 67-3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/opyt-vnedreniya-redzhio-podhoda-v-doshkolnom-uchrezhdenii (дата обращения: 26.01.2025).
  2. Доровская Л. Н. Использование реджио-педагогики в подготовительных группах детского сада // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 10 (37). — С. 8-10. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/183/5790/ (дата обращения: 26.01.2025).
  3. Легкова М. В. Реджио-педагогика в моей практике // Международный педагогический портал «Солнечный свет». Дата публикации 21.09.2024. URL: https://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/redjio-pedagogika-v-moey-praktike.2051268463/  (дата обращения: 25.01.2025).

 

Количество просмотров: 1151  

Добавить комментарий

1. Фестиваль «Я выбираю ТРИЗ» как инновационная форма развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников
2. Исследование психологического микроклимата в педагогическом коллективе ДОО
3. Педагогические методики: из детского сада в семью. Современные формы просвещения родителей ДОО
4. Использование метода проектов в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
5. Субъектность как важное условие формирования успешной личности
6. Дошкольное образование будущего: как технологии меняют обучение?
7. Дети в семьях мигрантов: проблемы и пути их решения
8. Семья и образование: организация эффективной системы взаимодействия в дошкольном образовательном учреждении
9. Семейная культура как основа речевого благополучия ребенка
10. Создание речи: инновационный подход к развитию речи у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья
11. Литературный квест как средство социокультурного развития дошкольников в процессе приобщения к художественной литературе
12. Искусство оригами как средство формирования математических представлений у старших дошкольников
13. Формирование культуры правильного питания у дошкольников
14. Нетрадиционное творчество в младшем дошкольном возрасте
15. Личностно-ориентированный подход в детском саду: творчество без границ
16. Слушать, слышать и воспринимать…
17. «Умный пол» как элемент РППС в период адаптации детей раннего возраста
18. Формирование лексико-грамматического строя речи у дошкольников 5-7 лет с общим недоразвитием речи при дизартрии средствами логопедических сказок
19. Народные игры в системе развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья на музыкальных занятиях
20. Создание инклюзивного образовательного пространства в ДОО

Страницы

1. Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством занимательной математики ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
2. Формирование устойчивого интереса ребенка к художественной литературе ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
3. Инсценировка стихотворений как средство развития выразительной речи у детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
4. Особенности обучения русскому языку детей-инофонов в условиях дошкольного образовательного учреждения ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
5. Проектная деятельность как форма культурной практики в ДОУ ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
6. Содействие формированию семейных ценностей у детей дошкольного возраста через организацию проектной деятельности ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
7. Повышение качества образования за счет взаимодействия педагогов в условиях инклюзии на примере вариативной программы «Театральный калейдоскоп» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
8. Художественно-эстетическое развитие дошкольников через реализацию авторской программы «Творчество без границ» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
9. Формирование представлений о финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с использованием сказок ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
10. Эффективные методики подготовки детей к обучению грамоте ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
11. Увлекательные игры с набором «Дары Фрёбеля» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
12. Развитие логического мышления дошкольников посредством игрового набора «Дары Фрёбеля» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
13. Развитие речевых навыков детей дошкольного возраста через приобщение к художественной литературе ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
14. Формирование и развитие неречевых и речевых процессов у детей старшего дошкольного возраста посредством логоритмики и музыкальных игр ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
15. Развитие математических способностей у дошкольников ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
16. Особенности использования авторского многофункционального пособия «Логокуб» в работе по развитию речи дошкольников ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
17. Взаимодействие ДОО и семьи в развитии сенсорного восприятия у детей раннего возраста ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
18. Квест как инновационная форма работы в рамках реализации вариативной части образовательной программы «Игра. Чтение. Речь» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
19. Опыт использования реджио-педагогики в ДОО ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
20. Значение речевой игры в формировании предпосылок функциональной грамотности ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025

Страницы