Эксперимент пятиклассников со словом как путь к пониманию
В «Парусе» заложен большой и многообразный смысл,
и каждая новая поросль молодёжи берёт в нём то,
что ей наиболее созвучно.
С. Наровчатов
В статье представлен опыт проведения урока словесности в 5 классе по стихотворению М.Ю. Лермонтова «Парус». В лицее № 9 осуществляется раздельное преподавание уроков русского языка и литературы. Поэтому и возникла идея, а потом и замысел урока словесности, который проведут совместно учитель русского языка и учитель литературы. Урок это был проведен в декабре 2012 года. Это была первая встреча школьников с Лермонтовым. Вместе со мной урок проводила учитель русского языка Алексеева Наталья Анатольевна.
Люблю слова С.Я. Маршака «Каждый талантливый писатель мечтает о талантливом читателе». Они в понятной форме объясняют школьнику любого возраста цель литературного образования. Талантливый читатель или квалифицированный читатель, о котором мечтает каждый талантливый писатель, воспитывается годами, он (читатель) проходит этапы читательского взросления. И каждый этап важен и необходим. Особая ответственность лежит на учителях, работающих с пятиклассниками, они принимают учеников с новым для них (учеников) предметом.
Преподавание в классе, в котором мы проводили урок в 2012 году, ведется по ФГОС (по учебнику Бунеевых). И этот урок, как и все остальные, мы стремились организовать в соответствии с требованиями, предъявляемыми новыми стандартами. Главную цель урока мы сформулировали так: познакомить учащихся со стихотворением М.Ю. Лермонтова «Парус» с целью постижения средств создания стихотворного ритма, в том числе инверсии.
Для осуществления поставленной цели нами были спланированы и использованы на занятии различные формы организации учебной деятельности:
– предположение, выдвижение гипотезы в предварительной беседе,
– презентация учителя,
– актуализация необходимых сведений,
– рефлексия,
– слушание и чтение текста,
– словарная работа,
– вопросы и задания на осмысление текста,
– лингвистический эксперимент,
– коллективное обсуждение,
– работа по составлению схемы ритмического рисунка текста.
В начале занятия мы сообщили ученикам, что будем проводить урок вместе и предложили предположить, почему? Дети удивились, но ненадолго. В своих предположениях говорили о том, что предметы связаны между собой.
А еще учительницы – подруги.
Продолжая урок, учитель литературы предлагает провести наблюдение. Говорит: На слайде дан перечень предметов, которые были обязательны в лицее, но не в нашем. Скажите, есть ли среди предметов русский язык и литература? А может быть, какой-то предмет по вашим ощущениям близок русскому языку и литературе? Ученики предполагают, что это предметы Царскосельского лицея, русского языка и литературы в списке нет, но есть словесность. Ученики пытаются объяснить близость этого предмета современным тем, что в названии его угадывается слово «слово», объединяющее два предмета.
Учитель русского языка добавляет: предмет «словесность» был в дореволюционных гимназиях и лицеях. Этот предмет не подменяет ни "русскую литературу", ни "русский язык". Он помогает изучать русский язык и литературу в неразрывном единстве. И мы проведем сегодня урок словесности.
Учитель литературы предлагает рассказать о том, что ученики представляют, когда слышат звуки моря. Предлагает рассказать о своих чувствах, которые возникают у них, когда они видят или слышат море. Беседа сопровождается звуками моря и слайдом с изображением моря.
Итоговый вопрос этого этапа урока: легко ли описывать море и свои чувства словами? Ученики говорят, что это задание вызвало у них некоторые затруднения.
Далее учитель литературы читает фрагмент произведения и предлагает узнать и назвать это произведение.
Сколько бы ни смотреть на море – оно никогда не надоест. Оно всегда разное, новое, невиданное.
Оно меняется на глазах каждый час. То оно тихое, светло-голубое, в нескольких местах покрытое почти белыми дорожками штиля. То оно ярко-синее, пламенное, сверкающее. То оно играет барашками. То под свежим ветром становится вдруг темно-индиговым, шерстяным, точно его гладят против ворса. То налетает буря, и оно грозно преображается…
Но главное очарование моря заключалось в какой-то тайне, которую оно всегда хранило в своих пространствах.
Дети без затруднения узнают морской пейзаж из повести В. Катаева «Белеет парус» и делятся своими эмоциями, вызванными мастерством писателя. Учитель литературы спрашивает: Это стихи или проза?
Вопрос не вызывает затруднения. После ответа учащихся учитель русского языка сообщает: А сегодня мы будем работать со стихотворением. Вдумайтесь в слово «стих-о-творение».
– Какие слова притягивает оно к себе и какие вызывает ассоциации?
– Какова особенность морфемного состава слова?
Учитель русского языка подытоживает ответы детей: в слове 2 корня: -стих- и -твор-. А родственными являются такие слова: стихи, творчество, творить, творение. Вслушайтесь, как красиво звучит – «творение стихов».
Учитель литературы предлагает послушать одно из самых известных стихотворений М.Ю. Лермонтова, читает его наизусть. (На столе у обучающихся текст этого стихотворения без заглавия).
– Какое заглавие вы предложили бы и почему?
– Какое из предложенных вариантов наиболее полно отражает тему?
Сообщаем авторский вариант заглавия на радость ученикам, которые предлагали «Парус».
Лермонтовские стихи, как картины, их можно нарисовать красками.
– Что бы вы нарисовали и какими красками?
А прежде нас, одновременно с созданием стихотворения, это сделал М.Ю. Лермонтов, который был замечательным художником. Вглядитесь в его картину – акварель «Парус». Можно ли ее воспринимать, как иллюстрацию к стихотворению.
Возвращаемся к стихотворению.
– Каким настроением оно проникнуто?
– Попробуйте передать настроение через чтение стихотворения.
Важный этап урока: дети читают стихотворение, пытаясь в чтении передать грусть. Обсуждаем, что получилось, что нет.
– Какое слово уже в первой строке стихотворения определяет настроение всего стихотворения?
– Какая это часть речи?
– А какой он (парус) еще?
– Как вы понимаете слово «мятежный» Работа со словарем.
– Как называется средство художественной выразительности, выраженное чаще всего прилагательными?
Учитель литературы сообщает: Слово «одинокий» Лермонтов нашел не сразу. В черновиках у него было определение «отдаленный». Но потом поэт это слово заменил на "одинокий".
– Попробуйте объяснить почему?
Совместно приходим к мысли: «отдаленный» – так можно сказать о парусе, о неодушевленном предмете, а «одинокий» – не только о парусе, но и о человеке, о человеческой жизни.
Учитель литературы говорит: мы заметили, что настроение стихотворения определяется в первой же строке. Слово «одинокий» задаёт настрой всему стихотворению.
– А какие эпитеты выделите еще в первой строфе? Назовите их…
Учитель русского языка вступает в разговор и предлагает провести наблюдение над текстом, руководствуясь вопросами:
– Где в каждой строке первой строфы находятся все перечисленные вами эпитеты?
– Чем необычно место, которое занимает художественное определение в предложении?
Результаты наблюдения: Эпитеты находятся в конце строки, после определяемого слова, нарушен синтаксический порядок слов, принятый в русском языке. Определения стоят не на своём месте.
– А что еще нарушено?
Есть перестановка главных членов предложения, на первом месте оказывается сказуемое.
Словарная работа. ИНВЕРСИЯ – (от лат. Inversia – перевёртывание, перестановка), нарушение синтаксического порядка слов, принятого в русском языке.
– Зачем же нужна инверсия?
Учитель литературы предлагает провести эксперимент.
Поставим подлежащие, сказуемые, определения на свои места в соответствии с синтаксическим порядком, принятом в русском языке. (Дети выполняют устно, а на доске высвечивается построчно).
А теперь послушаем, какой получился текст в результате эксперимента. Учитель читает «выпрямленный текст» и задает вопросы:
Одинокой парус белеет
В голубом тумане моря.
Что он ищет в далекой стране?
Что он кинул в родном краю?..
Волны играют — ветер свищет
И мачта гнется и скрыпит...
Увы! он не ищет счастия,
И бежит не от счастия.
Струя лазури светлей под ним,
Над ним золотой луч солнца…
А мятежный, он просит бури,
Как будто покой есть в бурях !
– Изменилось содержание текста?
– А что изменилось? (изменился ритм стихотворной речи, появилась обычная, «прозаическая» структура фразы, изменилась мелодия звучания, выразительность, эмоционально-экспрессивное значение сказанного).
Инверсия создаёт неповторимый ритмический и мелодический узор поэтического произведения.
– Это стихи или проза?
Стихотворная речь превратилась в прозаическую, когда мы «убрали» инверсию и восстановили в строчках прямой порядок слов…
Настало время задать главный вопрос.
– А чем стихотворная речь отличается от прозы? (Особым ритмом – стихотворным).
– Что такое ритм? (Ритм – это повторение чего-либо через равные промежутки времени или места).
Учитель литературы информирует: Единица ритма – стопа. В Древней Греции, откуда к нам и пришла поэзия в ее современном виде, поэт не просто читал стихи, а полунапевал их, сопровождая декламацию игрой на лире. При этом обычно каждый стихо-музыкальный такт отбивался ногой (стопой).
Стопа – единица ритма. Это сочетание ударного и неударного слога в строчке.
Учитель на доске, а ученики в тетради создают схему ритма одной строфы «Паруса». Обнаруживаем закономерность в сочетании сильных и слабых слогов ямб.
_ / _ / _ _ _ /_
_ / _ / _ _ _ /
_ / _ / _ / _ /_
_ /_ / _ / _ /
Самостоятельная работа по вопросам:
– Сколько раз употребляется слово «парус»? (один).
– Какая это часть речи?
– Чем потом заменяется существительное? (местоимением (4 раза); ищет он, кинул он, он счастия не ищет, он просит бури)
– Назовите глаголы, сочетающие с местоимением «он» (ищет, кинул, не ищет, бежит, просит).
– Можно ли так говорить о неодушевленном предмете?
– Как называется такой прием?
Учитель литературы: Лермонтов часто использует прием олицетворения. Почему Лермонтов так пишет о парусе? Почему, читая стихотворение, мы начинаем относиться к парусу, как к живому существу? (Лермонтов пишет о парусе, как о живом; говорит, что он оставил родной край; ищет не счастья, а бури). Так можно говорить про гордых и смелых людей.
Вспомним, какие эпитеты заставляют думать о парусе, как о живом существе? (одинокий, мятежный)
Если допустить, что парус – это человек, то море – это…
Вот здесь ученики предлагают свои образы, ассоциации и т.д.
Учитель литературы: Предлагает познакомиться с информацией из тетради на печатной основе на стр. 26, задание №5.
Стихотворение «Парус» написано М.Ю. Лермонтовым в 1832 году, когда ему было всего 18 лет. Интересна история создания стихотворения. Лермонтов написал его, находясь вдали от дома, и отправил в письме своей знакомой. Никаких комментариев к стихотворению он не сделал, но в письме есть такие строчки: «Знаете ли, милый друг, как я стану писать к вам? Исподволь… Придет ли мне в голову какая мысль, я внесу ее в письмо».
– Что исподволь рассказал о себе поэт, отправив в письме знакомой, это стихотворение?
– Какую мысль он «внес» в стихотворение?
Какое прекрасное слов «исподволь».
Словарная работа. Слово «исподволь». 1.Постепенно, понемногу, не сразу.
2.Незаметно для окружающих, украдкой.
Итоговое задание для учеников:
Если вам захотелось поменять свое мнение о теме стихотворения, то выскажите его.
Вспоминая этот урок, могу сегодня сказать, что мы получили удовольствие от его проведения. Хотя, как выяснилось, реализовать замысел интегрированного урока было непросто, несмотря на то, что «Парус» – это традиционное произведение для школьного преподавания, что его проводили учительницы-подруги.
Стремление к реализации деятельностных принципов на уроке позволил уроку стать коммуникативным событием и для учеников, и для учителей. На уроке было немало учительской импровизации. Точки удивления урока (в том числе эксперимент по «выпрямлению» текста) стали толчками к пониманию базового учебного материала. Есть надежда, что первая встреча школьников с Лермонтовым стала действительно событием в их читательской биографии.
Дополнительный материал для учителя
Одинокой – устаревшая форма именительного падежа единственного числа прилагательного на- ой (одинокой вместо современного одинокий).
Глагол скрыпеть (совр.скрипеть) дан здесь в старой звуковой огласовке и орфографии.
Формы винительного и родительного падежей ед.числа существительных Счастия (не ищет), (не от) счастия бежит были свойственны поэтическому (стихотворному) языку прошлых столетий; выбор одного из вариантов падежной формы (счастья, счастия) часто диктовался требованиями стихотворного размера.
Количество просмотров: 13079 |
Добавить комментарий