Формирование интереса к чтению в классах 3 ступени технического направления через исследовательскую деятельность (из опыта работы)
Моя технология предполагает такое построение образовательного процесса, в котором ученику для усвоения предлагается не некий набор готовой информации, а моделируется деятельность по ее осознанному поиску, отбору и анализу. Значительно расширяется перечень источников информации, где, наряду с традиционными печатными изданиями, я использую интернет-ресурсы и другие форматы интернет-технологий.
Ученик должен знать, для чего он изучает литературу, и иметь определенную цель: развитие личностного потенциала или возможность общения в сфере литературных интересов.
В основу разработки положены следующие методики:
– коллективный способ обучения (КСО);
– метод проектов;
– технология образования в глобальной информационной сети (ТОГИС);
– элементы технологии проблемно-поисковой деятельности (по Скаткину М.Н.).
Выстраивая учебную деятельность, я руководствовалась основными принципами, служащими ориентиром при выборе методов и содержания работы со школьниками: научности, системности, наглядности, осознанности, доступности и единства обучения и воспитания.
В практике преподавания литературы по моей технологии наиболее эффективно использование совокупности разнообразных методов обучения: исследовательского, поискового, проблемного, программированного и проектного.
Применение программированного метода особенно актуально в связи с внедрением в образование новейших информационных технологий. Использование их на уроках литературы оказывает заметное влияние на содержание, формы и методы обучения, повышает мотивацию и познавательную активность учащихся, качество знаний, уровень информационной культуры, расширяет кругозор обучаемых, помогает создавать условия успешности каждого ученика на уроке, улучшает четкость в организации работы класса или группы учащихся, значительно экономит время.
Главный критерий проблемного метода – усвоение не только основ наук, но самого процесса получения знаний, наличие практического поиска именно в деятельности обучающихся.
Метод проектов, по сравнению с другими, наиболее обеспечивает развитие творческой инициативы и самостоятельности в обучении. В его основе – всегда решение какой-то проблемы, что предполагает, с одной стороны, возможность интегрирования знаний из различных сфер, а с другой – использование совокупности разнообразных приемов, методов и средств обучения (исследовательского, поискового, проблемного и других, творческих по своей сути методов). Для старших классов наиболее приемлемым можно считать исследовательский. Все эти факторы легли в основу моих разработок.
Деятельность учащихся базируется на различных формах организации учебного процесса. Любая из них классифицируется по количеству участников: индивидуальная, фронтальная, групповая. Например, групповая экскурсия в ГПНТБ с учащимися, интересующимися творчеством Михаила Кузмина или групповая консультация по теме «Оксюморон в творчестве М.Ю. Лермонтова» т.д. В качестве примера приведу лабораторное занятие.
Исследование эволюции темы «маленького человека» в произведениях А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского
Звучит песня Б. Окуджавы «Молитва Франсуа Вийона». Она перекликается с «высоким благородством души», с «лелеющей душу гуманностью» русских классиков и создаёт эмоциональную атмосферу для последующего разговора.
Беседа о героях и произведениях по вопросам на карточках и установления времени написания произведений.
– Кто из «маленьких людей» стремился подавить своего обидчика «душевным величием, чтобы считать его своим вором и иметь право всю жизнь презирать его…»?
– Кому на голову сослуживцы сыпали «снег» из бумажек и сочиняли непристойные истории?
– Для кого дверь явилась пограничным знаком между жизнью и счастьем и бессмысленностью всего сущего? Почему?
– Кто из «маленьких людей» осознаёт свою самоценность, не терзается сознанием собственной незначительности и даже способен на бунт против самых сильных мира сего?
– О ком без натяжек можно сказать, что это человек большого сердца, великой доброты и бескорыстия? Но приносит ли это кому-нибудь счастье?
Подключая читательское воображение ребят, попробуем сопоставить их представление о персонажах и трагических коллизиях их судеб с видением художников-иллюстраторов: И.Глазунова, Н.Верещагина, В.Князева – «Униженные и оскоблённые» и «Бедные люди» Ф.М. Достоевского; Кукрыниксов, П.Боклевского – «Шинель» Н.В. Гоголя; А.Бенуа, М.Добужинского – «Медный Всадник», «Станционный смотритель» А.С. Пушкина.
Коллективное исследование темы, скорее, исследование организующих компонентов: образов «маленьких людей», конфликтов, в которые они вовлечены, художественных приёмов и средств изображения действительности, используемых авторами, а также нам потребуется анализ авторской позиции по таблице:
Мир «маленьких людей»
«Маленький человек» в окружающем мире |
Внутренний мир «маленьких людей» |
||||||||
1830 |
1833 |
1842 |
1846 |
1861 |
|
|
|
|
|
С.Вырин |
Евгений |
Башмач- кин |
М.Девуш- кин |
Смит и другие |
С.Вырин |
Евгений |
Башмач- кин |
М.Девуш- кин |
Смит и другие |
1. Место обитания. 1.Ощущает ли себя «маленьким человеком»?
2. Социальное положение. 2.Высшие ценности героя, его счастье.
3. Символика вещного мира. 3.Способность к душевным движениям, протесту.
4. Роль фантастики.
- Кому, чему противостоит «маленький человек»?
- Насколько уязвим мир «маленького человека»? Что способно его разрушить?
- Итог драмы «маленького человека».
Как ни различны подходы писателей к изображению «маленьких людей», итог их драмы они представляют почти одинаково: несчастье – душевное смятение – болезнь – смерть. Такой трагический финал вещает, вероятно, о победе зла в этом мире. Но у писателей-гуманистов в соответствии с индивидуальным мироощущением и авторским стилем финал всё-таки разный. У А.С. Пушкина он опоэтизирован (раскаявшаяся Дуня, смерть Евгения у своей святыни). У Н.В. Гоголя звучит горькая ирония о невозможности страшного суда над жестоким миром. У Ф.М. Достоевского «маленькие люди» пытаются объединиться состраданием, взаимопомощью, презрением к оскорбителям, но это ещё более усиливает ощущение трагической безысходности их положения.
Выводы о причинах различий в трактовке темы «маленького человека», которые в сокращенном варианте записываются на доске.
1. Время – литературный процесс.
Причины эволюции темы «маленького человека» предопределены, в первую очередь, объективными историческими процессами в жизни России и связанными с ними особенностями развития русской литературы: от пушкинской эпохи (30-е годы) к гоголевскому периоду (40-е годы) и далее к психологическому реализму 60-х годов.
2. Время – автор.
Детерминированы своим временем и субъективные взгляды, идеалы и творческая манера авторов. Особенности мировоззрения и художественного метода А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, Ф.М.Достоевского и определяли специфическое развитие темы у каждого писателя.
3. Автор – читатель.
В гармоническом мире Пушкина читатель испытывает, как пишет русский философ И.Ильин, «чувство внутреннего примирения с миром и с собой». У Гоголя же низкое и высокое, трагическое и комическое, духовное и вещное подвижны и взаимопроницаемы. В «пошлости жизни» найдено трагическое. Поэтому читатели слышат горькую иронию, смех сквозь «невидимые миру слезы».
Читая произведения Ф.М. Достоевского, многие ощущают сильную и мучительную боль от безысходности, вызванной, в первую очередь, трагическим мироощущением самого писателя и показом им всепроникающего зла в трех сферах: в мироздании, в обществе, в самом человеке.
Как мы видим, доминирующие чувства читателя так или иначе определяются мироощущением авторов, их позицией в решении темы «маленького человека».
Дома учащиеся попытаются письменно развернуть сделанные выводы, опираясь на план и свои записи, подумают над тем, как сегодня решаются проблемы «маленьких людей».
Урок завершается напоминанием о великом завещании русских классиков – гуманном отношении к человеку и о том, что вся русская литература во многом обязана гению А.С. Пушкина (в том числе и рождением исследуемой темы).
Звучит песня Б. Окуджавы «На фоне Пушкина снимается семейство…».
В моей практике групповое взаимодействие учеников является не только формой обучения, но и естественным важнейшим компонентом.
При этом качественно меняется роль участников процесса обучения: учитель (он же руководитель проекта) – консультант и помощник, не эксперт; учащиеся – активные участники процесса, а не статисты. Так в работе над проектом при изучении творчества А.А.Блока планируется совместная работа учителя и учащихся на протяжении шести уроков и самостоятельное выполнение исследовательских заданий группами учащихся в течение примерно десяти часов. Модель организации подобной работы предполагает выполнение каждым членом группы индивидуального задания в рамках общей задачи, подобно тому, как это было сделано при работе над проектом «Тайна женского образа в творчестве А.А. Блока».
На первом уроке была проделана следующая работа:
· объявлена тема проекта и формулировка основополагающего вопроса,
· организованы группы (4-5 человек),
· по группам распределены проблемные вопросы,
· спланирована самостоятельная деятельность учащихся по вопросам,
· определены этапы работы над проектом групп и класса в целом.
Исследовательские группы создаются в соответствии с темой проблемных вопросов. Так, в данном случае были сформированы группы «биографов», «литературоведов» (несколько групп с разными заданиями) и «культурологов». На этом же уроке предполагается четкое структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных задач и результатов, так как каждый участник проекта должен иметь представление о том, когда (в какие точные сроки) и что (каков результат деятельности) его ждет в итоге работы в целом и на каждом этапе).
На втором и третьем уроках под руководством и с консультативной помощью учителя велась поисковая, аналитическая и исследовательская работа учащихся в группах.
На четвертом и пятом уроках состоялись обсуждение результатов исследования, формулировка выводов, анализ и оформление рабочих материалов к заключительному уроку.
На последнем, шестом, уроке учащиеся представляли творческие отчеты о проделанной работе, предъявили «продукты» своей деятельности. Итоговые результаты их труда обсуждаются таким образом, чтобы из фрагментов материала, оформленного учащимися, сложился ответ на основополагающий вопрос – главный для всего проекта. Кроме того, на этом же уроке оцениваются индивидуальная и групповая работа учащихся.
В школьной исследовательской деятельности собственно открытия не происходит, но это не значит, что ученик не открывает ничего нового. Конечный результат – собственная тонкая интерпретация литературного материала (темы, проблемы), новый взгляд на художественные произведения. Чтобы этот процесс состоялся, для меня важно обозначить тему, проблему, в решении которой ученик может сказать «свое слово», направить поиск. Она должна быть конкретной и дарить радость погружения в текст, читательских догадок и озарений, чтение – это труд и творчество. Речь идет о темах, например, Пушкинского проекта:
– Словарь природных понятий у Пушкина: цветы, явления стихий.
– Этикет, мода пушкинского времени.
Кроме того, исследование сопровождается в нашей работе освоением понятийно-категориального аппарата. Очевидно, например, что тема «Книга судеб и судьба книги» (роман Б. Пастернака «Доктор Живаго») требует осмысления, что такое судьба в философском плане в понимании Пастернака.
В работе с различными информационными источниками нужна мера, чтобы оставался простор для самостоятельной исследовательской работы. Так для работы над проектом «Цвет в романе Достоевского «Преступление и наказание» группа 10 класса сначала составила картотеку цветовых образов по главам, проанализировала ее, а затем только соотнесла материал с «культурными образцами» (кн. С.А. Соловьева « Изобразительные средства в творчестве Ф.М. Достоевского» и др.).
Наконец, структура исследовательской деятельности – план, подход к толкованию темы.
Форма предъявления задания, выполненного на компьютере, может быть различной, в зависимости от замысла учителя: альманах, сборник иллюстраций, сборники собственных творческих работ, фольклорных находок, газета, киносценарий, видео -, слайд-фильм, публикация, буклет, презентация, веб-сайт. Очень важной в данном случае представляется практическая, теоретическая и познавательная значимость предполагаемых результатов.
Структурная единица образовательного процесса – блок уроков для изучения самостоятельной темы учебного курса, где сами знания и умения являются результатом деятельности по решению поставленных задач.
Контроль осуществляется через защиту проектов, мини-проектов. Результаты уроков представляют собой распределение учеников по актуально достигнутым ими уровням планируемых результатов обучения. Обычный инструмент – матрица. Кроме того, используются и другие формы промежуточного контроля: тесты, сочинения, конспекты, опросы и др. В качестве примера приведу блок уроков по изучению творчества И.С. Тургенева:
1. Лекция.
Тургенев в поисках героя времени: Рудин, Лаврецкий, тургеневские девушки, Базаров.
Исследование социально-психологических корней новых явлений – характерная черта Тургенева-романиста. Смысл нигилистической позиции главного героя романа «Отцы и дети».
2. Семинар.
Основной конфликт романа «Отцы и дети». Евгений Базаров и Павел Петрович Кирсанов.
3. Лекция. Лабораторная работа.
Мастерство писателя в создании характеров героев. Противопоставление и сопоставление персонажей. Сравнительная характеристика как тема сочинения.
4. Семинар. Защита презентаций.
Одиночество Базарова как отражение этической позиции автора. Базаров и Аркадий. Базаров и родители. Базаров и «прогрессисты». Базаров и Одинцова.
5. Лекция.Тест.
Развенчание нигилизма как нравственно-философский итог романа. Автор о своем герое. Споры о Базарове. Диапазон оценок критиков.
6. Классное сочинение по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети».
Наконец, технология предполагает рефлексию деятельности, т.е. того, что лично каждому дало выполнение поставленной задачи, что удалось, а что нет, в чем причины неудач. Одной из форм такой работы является самостоятельное по значимости сочинение «Как я работал(а) над проектом». Важно, что в таком размышлении школьники учатся адекватно оценивать себя и обсуждать результаты своей работы. Эффективность активности и самостоятельности учащихся можно отследить по результатам их отчетов о ходе работы в проекте.
Чтобы побудить школьников к исследовательской деятельности, создать оптимальный эмоциональный настрой, важно продумать начало первого урока блока: начать с необычного проблемного вопроса, афоризма, газетной статьи и т.д. Например, изучение творчества Некрасова отталкивалось от построчного анализа стихотворения «Скоро стану добычею тленья…».
В моей технологии проект может быть не только монопредметным, но и межпредметным (интегрируется тематика нескольких дисциплин: литературы, русского языка, истории, иностранного языка, МХК), например, вводный урок по литературе и заключительный по немецкому языку «Величайший немец» Иоганн Вольфганг Гете», и даже надпредметным (Интеллектуальная игра «Золотой век»)
Решение межпредметных задач способствовало:
– экономии учебного времени за счет проведения интегрированных уроков;
– уменьшению перегрузки учащихся;
– преодолению «клипового, фрагментарного усвоения нового знания».
В результате работы над некоторыми проектами сформировались и были апробированы элективные курсы: «Встречи с прекрасным», «Пушкинский проект», «Новейшая русская литература».
Выбранные индивидуальные проектные темы помогли учащимся определиться с областью исследовательской работы для участия в научно-практической конференции. Успешная работа была обусловлена тем, что при формировании групп и выборе индивидуальных и групповых проектов учитывалось, что тема, во-первых, должна быть интересна разработчикам, во-вторых, актуальной, и в-третьих, проектной. Учитывались интересы и увлечения, характер, воспитание проектантов.
Читательский уровень школьников определяет постановку учебных задач с определенным классным коллективом. Затем совместно с психологами диагностируется мотивация их к изучению литературы, на которую стараюсь влиять для пользы учащихся. Экскурсии, встречи, беседы с интересными людьми во многом стимулируют старшеклассников. В работе с ними, привлекая преподавателей ВУЗов, ищем связующее звено между изучением литературы и точных наук, говорим о «физиках-лириках» и т.д. Такая работа ощутимо повышает мотивацию учащихся технических классов к исследовательской деятельности, участию в научно-практических конференциях.
На сегодняшний день качественный анализ изменений, произошедших в ходе моей работы, показал следующее:
– учащиеся значительно расширили свой кругозор, усилилась мотивация к восприятию нового, исследовательской работе по литературе;
– создалась благоприятная эмоционально-психологическая атмосфера в классе, группе;
– старшеклассники научились не противопоставлять себя, а быть внутренне взаимосвязанными со всеми участниками исследовательской деятельности в учебном процессе;
– 70% выпускников значительно повысили речевую культуру, сформировали стойкий интерес к литературе;
– после анализа результатов работы и отзывов учащихся, полученных в ходе занятий, появились достаточные основания считать, что в моей практике сложилась система, обладающая большим потенциалом, как для учителя, так и для учащихся.
Количество просмотров: 11817 |
Добавить комментарий