Использование страноведческого подхода при изучении курса географии

 
 

Аввакумова Елена Викторовна,

учитель географии МБОУ СОШ № 94 г. Новосибирска

 

Использование страноведческого подхода при изучении курса географии

Содержание школьной географии (географического образования) представляет собой совокупность мировоззренческих идей, научных знаний (понятий, представлений, фактов и т.д.), интеллектуальных и практических умений и навыков, а также опыта творческой деятельности, подлежащих усвоению в процессе обучения географии. Содержание образования определяется, во-первых, состоянием (достижениями) науки; во-вторых, психолого-возрастными и познавательными особенностями учащихся; в-третьих, общими тенденциями социально-экономического развития той или иной страны и мирового сообщества в целом. Комплексное страноведение создает надежный фундамент целостной географии, служит ядром всестороннего изучения отдельных территорий мира, показывает, как проявляются на конкретных отдельных территориях общие закономерности и типологические черты, устанавливаемые соответственно физической географией и экономической географией, позволят школьникам видеть, понимать и оценивать сложную систему взаимосвязей между людьми, территорией и природной средой.

Я считаю, что комплексное страноведение наиболее полно отражает основное содержание географического образования, в том числе материальные и духовные культурные ценности, опыт познания и существования человека в пространстве. Содержание географического образования отличается широким спектром своего воспитательного воздействия. В процессе изучения географии школьники познают окружающий мир в разных формах и видах деятельности: практически и теоретически, рационально и эмоционально. Очень важно использовать на уроках географии данные из смежных наук (астрономии, геологии, этнографии, истории и др.), а также привлекать материал об исторически сложившихся нормах и правилах отношения человека и природы.

Страноведческий курс связывает все содержание географии, т.к. в 7-10 классах содержится большой объем страноведческих знаний, и учащиеся уже в комплексе знакомятся со странами мира. В данном курсе в отличие от предлагаемых авторских программ все страны предполагается изучать через сопоставление и сравнение некоторых цивилизационных особенностей (нация, религия, культура, преобладающий образ мыслей и жизни, стиль поведения, отношение к труду, положение человека в обществе и т.д.). Такой подход к изучению стран вызывает наибольший интерес у учащихся и желание познавать мир.

Цели педагогической деятельности:

1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ:

- дать учащимся знания основ современной географической науки, картографии, геологии и др., раскрыть научные основы охраны природы и рационального природопользования;

- способствовать экологическому, экономическому и политехническому образованию школьников;

- вооружить школьников доступными для них методами изучения природных и социальных объектов и явлений;

- сформировать у учащихся географическую культуру, подготовить школьников к самообразованию в области географии и смежных с ней наук.

2. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ:

- сформировать у учащихся диалектические взгляды на природу как на объективную реальность, находящуюся в непрерывном становлении, изменении, преобразовании и развитии;

- способствовать нравственному и экологическому воспитанию школьников, формированию у них гуманного, бережного и ответственного отношений к окружающей природной среде;

-внести вклад в трудовое воспитание и профориентацию, помочь в выборе будущей профессии и выборе жизненного пути.

3. РАЗВИВАЮЩИЕ ЦЕЛИ:

- развивать познавательные интересы к географическим знаниям и проблемам состояния окружающей природной среды;

- способствовать развитию у школьников таких высших психических функций, как осмысленное восприятие, творческое воображение, мышление в понятиях, произвольная память, речь и др.;

- привить школьникам систему умственных действий и операций (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение и др.), позволяющих успешно решать разнообразные проблемы реальной жизни.

Для решения поставленных целей ставлю следующие задачи:

1. Способствовать формированию мышления, необходимого для приобретения знаний.

2. Передать учащимся сумму знаний по географии, обладание которыми поможет ориентироваться в современном мире.

3. Развитие у учащихся логического мышления, необходимого для приобретения знаний.

4. Умение учащимися находить географическую информацию, сравнивать, анализировать и делать выводы.

5. Формировать у учащихся географическую грамотность – важные составляющие культуры каждого человека.

Чтобы решить эти задачи, надо найти путь к каждому ученику, создать условия для развития способностей, заложенных в каждом. Надо помочь ученику осознать себя личностью, пробудить потребность в нем чувств человеческого достоинства. От веры учителя в возможности каждого своего ученика, от его настойчивости, терпения, умения вовремя прийти на помощь зависят успехи его учеников на трудном пути познания.

Использование компьютерных технологий позволяет максимально учитывать индивидуальные особенности учащихся: задавать темп изучения материала, адаптировать учебные знания к возможностям ученика, осуществлять разноуровневое обучение. Мои учащиеся при подготовке используют интернет-ресурсы. Целью обучения является удовлетворение познавательного интереса по географии с использованием компьютера.

В обучении ведущую роль играют теоретические знания. Теоретические знания являются фундаментом, на котором базируется быстрое продвижение вперед всех учеников. Упор на практическую работу делается позже, после изучения теоретического раздела. Я ввожу материал крупными блоками, когда вижу, что дети способны усвоить больше того объема, которые содержатся в одном параграфе. Перед изучением темы провожу диагностические контрольные работы, помогающие выявить необходимый уровень знаний для усвоения данной темы. Это, как правило, содержательная устная работа, включающая беседу, анализ и решение задач, готовящих учащихся к усвоению нового материала, а также развивающие упражнения, работа с картой и атласами.

Для развития воображения подростков на всех уроках у меня звучат слова «Представь», «Объясни?», «Докажи?», «Почему?», «Что произойдет?», «Что нужно сделать, чтобы», «Что помогло решить проблему». Я не спешу сообщать своим ученикам в готовом виде то, к чему они могут прийти путем собственных внутренних сил, а только создаю условия для самостоятельной умственной работы детей.

В своей работе использую различные формы организации учебно-познавательной деятельности: коллективную, групповую, индивидуальную. Умею осуществлять педагогическую рефлексию через решение качественных и экспериментальных задач, провожу актуализацию знаний. На уроках уделяю внимание проблемам экологического воспитания. Думаю, что интерес к учебной деятельности обусловлен не только познавательными потребностями, но и осмысливанием практической значимости полученных знаний с учетом личностных интересов учеников.

Качество знаний проверяю через самостоятельные и контрольные работы, срез знаний, зачёт, тестирование, которое применяются в ЕГЭ. Для этого подробно изучила методику составления тестовых заданий, используя материалы Интернета. Хотя тестирование для учащихся – это объективное средство определения своих достижений, а для учителя – средство оценки эффективности обучения, корректировки процесса обучения в соответствии с возможностями учащихся и социальным заказом на объём, содержание и качество образования, но мне как учителю не предоставляется возможность проследить за ходом мысли ученика, способностью строить логически связанного устного ответа. Поэтому тестирование применяю чаще для закрепления материала. При проверке экономится время учителя, но для их составления требуется много времени.

Трудностей в работе достаточно, особенно трудно перестроиться в оценке знаний учащихся, в проведении современных уроков, когда дети мало читают, а отсюда мал словарный запас, слабо выражена логика рассуждений. Но я думаю, что наше новое поколение, осваивая современные тенденции развития, достойно будет представлять нашу страну в мире.

Количество просмотров: 17861  

Добавить комментарий

1. Как воспитать культуру на уроках географии
2. Библиотека и музей: модель культурного взаимодействия
3. Растить патриотов
4. Образование в культуре и культура в образовании
5. Формирование экологической культуры: миф или реальность
6. Исследование художественного текста на уроке литературы как способ формирования читательской культуры
7. Работа с образцом сочинения как прием подготовки написания сочинения
8. Эстетическое воспитание детей школьного возраста средствами декоративно-прикладного искусства
9. 2014 Год культуры в стиле «Библиотеки имени братьев Гримм»
10. Использование страноведческого подхода при изучении курса географии
11. Образовательный центр «Горностай»: школа в школе
12. Олимпиадный практикум в системе подготовки лицеистов к предметным олимпиадам
13. Система обучения химии на основе личностно ориентированного подхода в физико-математическом лицее с использованием современных методов
14. Обучение английскому языку в профильных классах: проблема реализации технологии дифференцированного обучения
15. Особенности работы с детьми с выраженной интеллектуальной недостаточностью
16. Интеграция на уроках биологии и химии
17. Разработка урока истории по теме: «Итоги гражданской войны»
18. Взгляд со стороны: методическое объединение учителей географии Октябрьского района
19. Всё начинается с любви: методическое объединение учителей географии
1. Итоговый индивидуальный проект: обучение необходимым навыкам или потеря времени? Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
2. Театральная игра как эффективное средство для решения психологических проблем младшего школьника Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
3. Формирование элементарных математических представлений дошкольников в контексте домашней среды Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
4. Значение проектной деятельности в современном образовании детей дошкольного возраста Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
5. Коммуникативная компетенция как навык эффективного общения при создании благоприятной атмосферы в детском коллективе Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
6. Опыт работы реализации проекта «Педагог и наставник. Путь к новым вершинам» Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
7. Инклюзия в ОЦ «Горностай»: путь к профессиональному росту и развитию Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
8. Работа методического объединения: творческая метафора педагогического сотрудничества Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
9. Организация и проведение семинаров как ресурс для профессионального роста учителя Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
10. Профессионально-личностное развитие учителей-логопедов в современных условиях образования Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
11. Методическое объединение как инструмент повышения профессиональной компетенции педагогов Студии раннего развития «Солнечный город» Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
12. Взаимодействие педагогов-дефектологов в рамках работы методических объединений для оказания методической помощи школам новых регионов России Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
13. Образовательные поездки как ресурс повышения профессиональной компетентности учителя Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
14. Работа ММО учителей начальных классов: шаг за шагом к успеху Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
15. Кафедра начального образования МАОУ ОЦ «Горностай»: модель повышения квалификации и эффективности самообразования педагогов Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
16. Педагогическое сообщество учителей математики в начальной школе как ресурс создания программно-методического сопровождения внеурочной деятельности Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
17. Сотрудничество с педагогическими сообществами – ценный ресурс повышения профессиональной компетентности учителя Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
18. Педагогическое сообщество как ресурс повышения профессиональной компетенции педагога Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
19. «И помнит мир спасённый» ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
20. Дидактическая интерактивная педагогическая игра как способ формирования навыков решения воспитательных задач ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025

Страницы