Разработка урока истории по теме: «Итоги гражданской войны»

 
 

Шипитка Павел Вадимович,

учитель истории и обществознания
МБОУ «Инженерный лицей НГТУ» г. Новосибирска

 

Разработка урока истории по теме: «Итоги гражданской войны»

Статья подготовлена в рамках Школы молодого специалиста методического объединения общественных наук МБОУ «Инженерный лицей НГТУ». Наставник – Рабе Ю.А., учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории.

Тип урока: повторительно-обобщающий урок.

Вид урока: комбинированный урок.

Цель урока: создать условия для закрепления исторических представлений о значении исторического периода «гражданская война» в истории страны посредством анализа исторических источников (аудиовизуальных, письменных, графических), применения ИКТ.

Задачи:

Образовательные: определить итоги, последствия войны, уточнить значение исторического понятия «гражданская война», расширить представления о значении исторического периода «гражданская война» в истории страны посредством анализа (сравнение, обобщение, выявление причинно-следственных связей, формулирование умозаключений) разнообразных исторических источников (аудиовизуальных, письменных, графических).

Развивающие: развить умения формулировать свою точку зрения, быть внимательным к мнению других, делать самостоятельные выводы, обобщения, умения работать с документами посредством анализа исторических источников, способствовать формированию умения соотносить единичные исторические факты и общие явления в целом на основе обобщения фактологических знаний о Гражданской войне.

Воспитательные: создать условия для получения опыта сознательного оценочного отношения к историческому периоду и историческим личностям на основе формирования умения аргументировать свою точку («цена» гражданской войны, целесообразность поиска исторического компромисса в сложных исторических ситуациях, проблема нравственного выбора в Гражданской войны, ее уроки будущим поколениям).

Виды деятельности учащихся: познавательная деятельность, ценностно-ориентационная, проблемно-поисковая.

Оборудование: учебник, видеопроектор, экран, карта событий Гражданской войны в России, компьютерная презентация, раздаточные материалы с документами и заданиями по ним (стихи М. Цветаевой и М. Волошина, фрагменты книг о Гражданской войне: Розин Э. Ленинская мифология государства, Шмелев И. С. Солнце мертвых, Быков Д. Борис Паcтернак, Булгаков М. Белая гвардия.), кинохроника времен Гражданской войны (https://www.youtube.com/watch?v=O4TmEy9XbIg), агитационный плакат Гражданской войны.

Структура урока

Приложение 1. Дидактический материал по теме «Итоги Гражданской войны в России»

Приложение 2. Карта событий Гражданской войны 1918 г. 

Источники информации

1. Загладин Н.В., Козленко С.И., Минаков С.Т. и др. История России (базовый и профильный уровни). 11 кл. «Русское слово», 2013.

2. "В одном потоке бытия…" / Марина Цветаева и Максимилиан Волошин ; [сост.: В. А. Антипина, Н. М. Мирошниченко, И. Н. Палаш ; вступ. ст.: Н. М. Мирошниченко ; примеч.: В. А. Антипина ; Всерос. гос. б-ка иностр. лит. им. М. И. Рудомино и др.]. – Москва: Центр книги Рудомино, 2013.

3. Летопись белого движения. [Электронный ресурс]. URL http://www.xxl3.ru/kadeti/lib.htm (дата обращения: 21.10.2014).

4. Українська армія, 1918. [Электронный ресурс]. URL https://www.youtube.com/watch?v=O4TmEy9XbIg (дата обращения: 21.10.2014)

5. Розин Э. Ленинская мифология государства. - М.: Юристъ, 1996.

6. Шмелев И. С. Солнце мертвых. – М.: Согласие, 2000.

7. Быков Д. Борис Паcтернак. – Молодая гвардия, 2011.

8. Булгаков М. Белая гвардия. – АСТ, 2007.

Количество просмотров: 15968  

Добавить комментарий

1. Как воспитать культуру на уроках географии
2. Библиотека и музей: модель культурного взаимодействия
3. Растить патриотов
4. Образование в культуре и культура в образовании
5. Формирование экологической культуры: миф или реальность
6. Исследование художественного текста на уроке литературы как способ формирования читательской культуры
7. Работа с образцом сочинения как прием подготовки написания сочинения
8. Эстетическое воспитание детей школьного возраста средствами декоративно-прикладного искусства
9. 2014 Год культуры в стиле «Библиотеки имени братьев Гримм»
10. Использование страноведческого подхода при изучении курса географии
11. Образовательный центр «Горностай»: школа в школе
12. Олимпиадный практикум в системе подготовки лицеистов к предметным олимпиадам
13. Система обучения химии на основе личностно ориентированного подхода в физико-математическом лицее с использованием современных методов
14. Обучение английскому языку в профильных классах: проблема реализации технологии дифференцированного обучения
15. Особенности работы с детьми с выраженной интеллектуальной недостаточностью
16. Интеграция на уроках биологии и химии
17. Разработка урока истории по теме: «Итоги гражданской войны»
18. Взгляд со стороны: методическое объединение учителей географии Октябрьского района
19. Всё начинается с любви: методическое объединение учителей географии
1. Итоговый индивидуальный проект: обучение необходимым навыкам или потеря времени? Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
2. Театральная игра как эффективное средство для решения психологических проблем младшего школьника Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
3. Формирование элементарных математических представлений дошкольников в контексте домашней среды Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
4. Значение проектной деятельности в современном образовании детей дошкольного возраста Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
5. Коммуникативная компетенция как навык эффективного общения при создании благоприятной атмосферы в детском коллективе Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
6. Опыт работы реализации проекта «Педагог и наставник. Путь к новым вершинам» Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
7. Инклюзия в ОЦ «Горностай»: путь к профессиональному росту и развитию Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
8. Работа методического объединения: творческая метафора педагогического сотрудничества Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
9. Организация и проведение семинаров как ресурс для профессионального роста учителя Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
10. Профессионально-личностное развитие учителей-логопедов в современных условиях образования Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
11. Методическое объединение как инструмент повышения профессиональной компетенции педагогов Студии раннего развития «Солнечный город» Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
12. Взаимодействие педагогов-дефектологов в рамках работы методических объединений для оказания методической помощи школам новых регионов России Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
13. Образовательные поездки как ресурс повышения профессиональной компетентности учителя Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
14. Работа ММО учителей начальных классов: шаг за шагом к успеху Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
15. Кафедра начального образования МАОУ ОЦ «Горностай»: модель повышения квалификации и эффективности самообразования педагогов Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
16. Педагогическое сообщество учителей математики в начальной школе как ресурс создания программно-методического сопровождения внеурочной деятельности Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
17. Сотрудничество с педагогическими сообществами – ценный ресурс повышения профессиональной компетентности учителя Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
18. Педагогическое сообщество как ресурс повышения профессиональной компетенции педагога Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
19. «И помнит мир спасённый» ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
20. Дидактическая интерактивная педагогическая игра как способ формирования навыков решения воспитательных задач ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025

Страницы