Образование в культуре и культура в образовании

 
 

Приходько Юлия Иогановна,

воспитатель высшей квалификационной категории
МБС(К)ОУ города Новосибирска
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат № 39 III-IV вида»

 

Образование в культуре и культура в образовании

Нельзя воспитывать, не передавая знания,
всякое же знание действует воспитательно.
Л.Н. Толстой

Любое общество представляет собой культурное целое, внутри которого развивается и функционирует образование и воспитание как его составляющие. Образование и воспитание, конечно, обусловлены культурой, в которой они существуют. Они служат целям сохранения и передачи ценностей культуры, обеспечения самобытности национальных культур, формирования уважительного отношения к представителям различных национальных и этнических культур. Образование и воспитание являются важными духовными компонентами человеческой деятельности, обеспечивающими различные стороны жизни человека (интеллектуальную, трудовую, художественную, социальную и др.), их формирование, поддержание, распространение и внедрение культурных норм, ценностей, знаний, воплощенных в компонентах культуры. Одна из многих социальных характеристик культуры – это просвещенность, образованность, начитанность, воспитанность.

Образование нужно человеку не только в его практической, жизнеобеспечивающей функции. Оно необходимо ему для обретения смыслов, для духовной жизни, для творческой самореализации в культуре. Перефразируя Э. Фромма, можно сказать, что образование необходимо человеку не для того, чтобы иметь, а для того, чтобы быть, состояться как личность и жить достойно. Именно в процессе образования человек осваивает культурные ценности. Содержание образования черпается и непрерывно пополняется из культурного наследия различных стран и народов, из разных отраслей постоянно развивающейся науки, а также из жизни и практики человека. Школа не должна готовить для жизни, она сама должна быть особой жизнью, в которой живет человек как становящаяся личность. Мы стремимся помочь ему определить своё отношение к жизни и своё место в ней, приобрести опыт коллективного взаимодействия, открыть дорогу в творчество, признавая в каждом ребенке неповторимость личности и учитывая его возрастные и психологические особенности. Дети в процессе воспитательной работы учатся быть социально активными, информационно грамотными и экономически полезными членами общества. Наряду с образовательными и творческими задачами обязательно присутствуют задачи воспитательные, направленные на организацию социального опыта ребенка, формирование социальной активности, адаптивности, социальной ответственности. Конечно, взаимосвязь образования, воспитания и культуры уже доказана в рамках обществоведческих наук и важно, чтобы учащиеся это понимали.

Для определения интересов молодого поколения и его отношения к образованию был разработан и проведен час общения «Культура и образование».

Цели мероприятия:

1. Выделить особенности развития отечественной культуры.

2. Познакомить учащихся с достижениями ученых, зодчих, живописцев, развитием образования и литературы.

3. Оценка учащихся значения культуры, образования, воспитания.

План:

Образование.

Научные знания.

Литература.

Архитектура.

Живопись.

Театр.

Ход мероприятия:

1. Вступительное слово.

2. Рассказ, который иллюстрируют соответствующие слайды.

3. Сообщения воспитанников, которые иллюстрируют соответствующие слайды.

4. Выводы.

Для подведения итогов была разработана и проведена анкета «Культура, образование и воспитание», чтобы определить интересы молодого поколения и его отношения к образованию и воспитанию, культуре.

В анкеты было приведено 3 вопроса:

1. Для чего необходимо образование?

Из 25 опрошенных 60% считает нужным образование для получения в будущем престижной профессии, 30% видят потребность в учебе лишь для поднятия свой самооценки, остальные 10% определяют значение образования как способ приобрести нужную им репутацию, как в кругу сверстников, так и среди преподавателей.

2. Кто такой воспитанный человек?

Вследствие ответа на этот вопрос можно прийти к выводу, что ребята считают воспитанным человеком, того, кто является образованным, т.е. того, кто получает знания или ими обладает, а это – ученик, учитель, студент и т.д.

3. Связаны ли современная культура с образование и воспитанием?

Данный вопрос резюмирует два выше приведенных, и его результат показывает осознанность молодого поколения во взаимодействии современной культуры и образования, воспитания. Значит, на основе этого можно сделать вывод, что образование, воспитание и молодежная культура являются частью друг друга. Радостно, что это взаимодействие осознано. Хочется обратиться к идеям Л.Н. Толстого, который связывал воедино воспитание и образование. Цели культуры и образования заключаются в воспитании человека, а точнее его духовно-нравственных ценностей, чувства патриотизма, гуманности, толерантности.

Проектируемый нами духовно-нравственный рост ребенка, подростка – это совместный многолетний труд многих людей, профессионалов, для которых незыблемыми остаются идеалы добра и красоты. Мы стремимся помочь воспитанникам определить своё отношение к жизни и своё место в ней, открыть дорогу в творчество, признавая в каждом ребенке неповторимость личности и учитывая его возрастные и психологические особенности.

Количество просмотров: 20040  

Добавить комментарий

1. Как воспитать культуру на уроках географии
2. Библиотека и музей: модель культурного взаимодействия
3. Растить патриотов
4. Образование в культуре и культура в образовании
5. Формирование экологической культуры: миф или реальность
6. Исследование художественного текста на уроке литературы как способ формирования читательской культуры
7. Работа с образцом сочинения как прием подготовки написания сочинения
8. Эстетическое воспитание детей школьного возраста средствами декоративно-прикладного искусства
9. 2014 Год культуры в стиле «Библиотеки имени братьев Гримм»
10. Использование страноведческого подхода при изучении курса географии
11. Образовательный центр «Горностай»: школа в школе
12. Олимпиадный практикум в системе подготовки лицеистов к предметным олимпиадам
13. Система обучения химии на основе личностно ориентированного подхода в физико-математическом лицее с использованием современных методов
14. Обучение английскому языку в профильных классах: проблема реализации технологии дифференцированного обучения
15. Особенности работы с детьми с выраженной интеллектуальной недостаточностью
16. Интеграция на уроках биологии и химии
17. Разработка урока истории по теме: «Итоги гражданской войны»
18. Взгляд со стороны: методическое объединение учителей географии Октябрьского района
19. Всё начинается с любви: методическое объединение учителей географии
1. Формирование коммуникативной компетенции у обучающихся начальных классов средствами технологии сотрудничества в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
2. Концерты Новосибирской филармонии в школе как средство приобщения учеников к музыкальной культуре ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
3. Практико-ориентированные задачи как средство развития математической грамотности в 5-6 классах ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
4. Работа с исторической картой на уроках истории в 5 классе как способ формирования пространственных представлений и функционального чтения ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
5. Функциональная грамотность: ключ к эффективному взаимодействию семьи и образования ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
6. Влияние движения на когнитивное развитие ребенка при изучении иностранных языков ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
7. Реализация проекта «Семья и школа» в лицее № 13 п. Краснообска ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
8. Современный подход к работе с родителями учителя индивидуального обучения на дому ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
9. Формирование ключевых компетенций на уроках физической культуры с использованием компетентностного подхода, проектных и игровых технологий в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
10. Семья и образование: организация эффективной системы взаимодействия ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
11. Роль семьи в организации образовательного процесса у детей с нарушением слуха ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
12. Формирование познавательных УУД в урочное и внеурочное время через использование парной и групповой работы в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
13. Использование проектной деятельности на уроках изобразительного искусства с целью повышения интереса к предмету ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
14. Взаимодействие педагога и родителей как залог успешного воспитания подрастающего поколения ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
15. Семья и школа в физическом воспитании детей с нарушениями зрения ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
16. Взаимодействие школы и родителей в формировании учебной деятельности младшего школьника с нарушением слуха ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
17. Развитие физических качеств обучающихся с помощью методики повышения физической и функциональной подготовленности во внеурочной деятельности «Футбол в школе» в условиях реализации ФГОС ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
18. Формирование навыков устного счёта через систематическое использование карточек и компьютерных технологий у младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
19. Проектирование современного урока ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
20. Современный урок: принципы проектирования и методы использования современных технологий у детей с нарушением слуха на уроках ВЫПУСК № 114, октябрь 2024

Страницы