Особенности работы с детьми с выраженной интеллектуальной недостаточностью

 
 

Трошина Елена Геннадьевна,

учитель начальных классов высшей квалификационной категории
МКОУ С(К)НШ № 60 г. Новосибирска

 

Особенности работы с детьми с выраженной интеллектуальной недостаточностью

Работа с детьми с выраженной интеллектуальной недостаточностью началась в России менее полувека назад. Тем не менее, опыт этих лет уже показал, что лица с особыми образовательными потребностями могут достаточно успешно овладевать элементарными навыками письма, чтения и счёта; коммуникативными навыками и социально значимыми нормами поведения.

Обучение в школе при определённых условиях даёт детям возможность почувствовать свою успешность в различных видах деятельности, что позволяет им испытывать чувства комфорта и благополучия, а это, по мнению специалистов, работающих с данной категорией обучающихся, является мотивацией для знакомства с новыми жизненными сферами.

В числе этих условий – построение учебного дня и урока в рамках определённых жёстких алгоритмов и привычных ритуалов. Это придаёт детям уверенность в своих силах, позволяя обращаться к прошлому опыту, регулярно использовать уже имеющиеся знания, умения и навыки и, тем самым, снижает возможность проявления негативизма при знакомстве с новым учебным материалом или при возникновении новой непривычной жизненной ситуации.

Приведу пример используемых мною ритуалов.

Каждый день начинается с приветствия, за которым следует физзарядка и чтение уже знакомой большинству детей по прежнему опыту книги. Собственно учебная деятельность предваряется различными видами упражнений, предшествующих практической работе – артикуляционной гимнастикой и гимнастикой для пальцев. По завершении практической работы следует уборка учебных вещей в папки и размещение своих работ на стенде с последующей демонстрацией их родителям. Перед уходом из класса происходит прощание с педагогами и одноклассниками.

Рассмотрим перечисленные ритуалы более подробно.

1. Приветствие первоначально ведёт педагог, здороваясь с каждым ребёнком за руку, называя при этом его имя и фамилию и помогая ребёнку ответить на приветствие взрослого. Позже, когда этот ритуал станет привычным, его будут проводить сами дети. Приветствие помогает настроить детей на рабочий лад, запомнить имена педагогов и одноклассников, обучить общепринятым нормам этикета.

2. Физзарядка в виде комплекса из нескольких игровых стихотворных упражнений также первоначально проводится педагогом. Цель ритуала – взбодрить детей, подготовить к восприятию учебного материала. По завершении зарядки дети рассаживаются в круг по указанию педагога. При этом необходимо по описанию, данному учителем, догадаться, о ком идёт речь. Например, педагог предлагает сесть ребёнку, у которого есть определённая деталь в одежде (одежда имеет определённый цвет, рисунок, длину и т.д.) или внешности (рост, длина или цвет волос, особенности причёски и т.д.).

Позже, как и приветствие, этот ритуал будет проводиться детьми. Физзарядка способствует физическому развитию детей, развитию памяти, внимания и самоконтроля.

3. Чтение уже знакомой большинству детей по прежнему опыту книги проводится непосредственно после физзарядки, что позволяет детям немного отдохнуть. Обычно этот ритуал занимает не более 5-10 минут. При этом выбирается книга с доступным для понимания текстом и крупными иллюстрациями, максимально реалистично изображающими объекты окружающего мира. Я используют стихотворную сказку Корнея Чуковского «Доктор Айболит» с иллюстрациями В.Г. Сутеева. Первоначально прочитывается небольшой законченный отрывок. После каждой строчки дети должны найти на картинке изображение персонажа, о котором идёт речь. Через несколько дней задание усложняется, детям предлагается продемонстрировать как «говорит» указанный ими персонаж, потом указать, что именно у него болит и т.д.

Такое чтение способствует воспитанию усидчивости, развивает умение слушать и понимать обращённую речь, выполнять вербальную инструкцию, способствует развитию внимания, формирует представление о схеме тела.

4. Артикуляционная гимнастика и гимнастика для пальцев помогают подготовить к работе артикуляционный аппарат и руки, настроить детей на рабочий лад.

5. Уборка учебных вещей в папку способствует воспитанию аккуратности, зачатков самоконтроля, развивает способность к осмысленной целенаправленной деятельности.

6. Размещение работы на стенде предваряется поиском своей предыдущей работы, уборкой её в условленное место и собственно размещением новой работы на стенде. В ходе этой работы развиваются внимание, память, зрительное восприятие, способность планировать свою деятельность.

7. Демонстрация работы родителям способствует появлению у детей чувства собственной значимости и успешности, развивает память и внимание, закладывает базу для становления коммуникативных навыков и воспитывает у обучающихся положительную учебную мотивацию.

8. Прощание облегчает уход домой, способствует усвоению общепринятых норм этикета.

Таким образом, перечисленные ритуалы, выполняемые ежедневно в определенной последовательности, способствуют созданию комфортной для детей обстановки, вызывают у них чувство защищённости и сознание своей успешности. Это является залогом появления у обучающихся положительной учебной мотивации и, как уже говорилось выше, мотивации для знакомства с новыми жизненными сферами, что в дальнейшем будет способствовать их успешной социальной адаптации.

Количество просмотров: 11454  

Добавить комментарий

1. Как воспитать культуру на уроках географии
2. Библиотека и музей: модель культурного взаимодействия
3. Растить патриотов
4. Образование в культуре и культура в образовании
5. Формирование экологической культуры: миф или реальность
6. Исследование художественного текста на уроке литературы как способ формирования читательской культуры
7. Работа с образцом сочинения как прием подготовки написания сочинения
8. Эстетическое воспитание детей школьного возраста средствами декоративно-прикладного искусства
9. 2014 Год культуры в стиле «Библиотеки имени братьев Гримм»
10. Использование страноведческого подхода при изучении курса географии
11. Образовательный центр «Горностай»: школа в школе
12. Олимпиадный практикум в системе подготовки лицеистов к предметным олимпиадам
13. Система обучения химии на основе личностно ориентированного подхода в физико-математическом лицее с использованием современных методов
14. Обучение английскому языку в профильных классах: проблема реализации технологии дифференцированного обучения
15. Особенности работы с детьми с выраженной интеллектуальной недостаточностью
16. Интеграция на уроках биологии и химии
17. Разработка урока истории по теме: «Итоги гражданской войны»
18. Взгляд со стороны: методическое объединение учителей географии Октябрьского района
19. Всё начинается с любви: методическое объединение учителей географии
1. Поколение Альфа. Возможности интерактивной библиотеки для повышения мотивации современных детей к изучению иностранного языка ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
2. Психолого-педагогические аспекты обучения современного студента ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
3. Развитие функциональной грамотности и нестандартного мышления учащихся на занятиях математического кружка ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
4. Как эффективно организовать профориентацию на уроке ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
5. Создание арт-пространства в школе как способ мотивации обучающихся к изучению физики ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
6. Квест как один из способов формирования иноязычной коммуникативной компетенции, познавательных интересов и творческой активности личности в изучении французского языка ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
7. Формирование коммуникативной компетенции у обучающихся начальных классов средствами технологии сотрудничества в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
8. Концерты Новосибирской филармонии в школе как средство приобщения учеников к музыкальной культуре ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
9. Практико-ориентированные задачи как средство развития математической грамотности в 5-6 классах ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
10. Работа с исторической картой на уроках истории в 5 классе как способ формирования пространственных представлений и функционального чтения ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
11. Функциональная грамотность: ключ к эффективному взаимодействию семьи и образования ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
12. Влияние движения на когнитивное развитие ребенка при изучении иностранных языков ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
13. Реализация проекта «Семья и школа» в лицее № 13 п. Краснообска ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
14. Современный подход к работе с родителями учителя индивидуального обучения на дому ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
15. Формирование ключевых компетенций на уроках физической культуры с использованием компетентностного подхода, проектных и игровых технологий в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
16. Семья и образование: организация эффективной системы взаимодействия ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
17. Роль семьи в организации образовательного процесса у детей с нарушением слуха ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
18. Формирование познавательных УУД в урочное и внеурочное время через использование парной и групповой работы в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
19. Использование проектной деятельности на уроках изобразительного искусства с целью повышения интереса к предмету ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
20. Взаимодействие педагога и родителей как залог успешного воспитания подрастающего поколения ВЫПУСК № 115, декабрь 2024

Страницы