Растить патриотов

 
 

Иванова Ирина Алексеевна,

организатор конкурса книгочеев, педагог-библиотекарь

МАУ ДО ДТД УМ «Юниор» г. Новосибирска

 

Растить патриотов

(из опыта проведения городского конкурса книгочеев)

Гордиться славою своих предков
Не только можно, но и должно
А.С. Пушкин

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России определяет систему базовых национальных ценностей, современный национальный воспитательный идеал, цель и задачи духовно-нравственного развития личности. Среди базовых национальных ценностей особо выделяются патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, наука, искусство и литература и др. Под патриотизмом в Концепции понимается любовь к России, к своему народу, к своей малой родине. А под гражданственностью – служение Отечеству.

Президент России Владимир Владимирович Путин на встрече с представителями общественности по вопросам патриотического воспитания молодёжи заявил: «Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте, и такой фундамент – это патриотизм». При этом Президент подчеркнул своё понимание патриотизма: «Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России. Это ответственность за свою страну и её будущее…»

Для того чтобы научиться любить Родину, надо знать её историю, которая отражена в книгах.

Одной из основных задач городской программы Конкурс книгочеев является патриотическое воспитание юных граждан Новосибирска на основе духовного наследия, ценностей и традиций отечественной литературы и искусства, воспитание чувства любви к родине, к своему родному краю, к героическим страницам прошлого. Празднику любителей книги более 20 лет. Конкурс проводится ежегодно, но тематика меняется. «Персоны XX века», «Люблю тебя, Петра творенье!» (конкурс, посвящённый 300-летию Санкт-Петербурга), «Путеводной звездой Д.С. Лихачёва» (посвящённый 100-летию со дня рождения известного академика, исследователя культуры Древней Руси), «Быть может, вспомнит обо мне как о цветке неповторимом» (посвященный 110-летию со дня рождения С. Есенина, лирика которого проникнута горячей любовью к Родине, к русской природе). Поэт выражает эту мысль в таких словах: «Моя лирика жива одной большой любовью – любовью к Родине. Чувство Родины – основное в моём творчестве».

Любовь к родному краю вдохновляла и свободолюбивую лиру Пушкина. На конкурс, посвящённый 210-летию со дня рождения А.С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный», было представлено наибольшее количество работ – более тысячи работ из 80 образовательных учреждений города по различным номинациям. Юные читатели представили на конкурс стихи собственного сочинения, посвящённые великому русскому поэту, кроссворды и викторины по сказкам, великолепные иллюстрации к произведениям А.С. Пушкина, исследовательские работы. В этих творческих работах отразилась связь времён, гордость за нашего национального поэта. Вот строчки Олеси Диденко, учащейся вечерней школы № 26:

Он нашим современником и другом

Останется на долгие века.

К гармонии, как пахаря за плугом,

Ведёт его бессмертная строка

Пушкин приходит к нам в раннем детстве. Погружаясь в волшебный мир сказки, Пушкинское Лукоморье, мы ощущаем древнюю славянскую Русь с золотыми куполами православных церквей, с нарядными теремами. В более зрелом возрасте мы встречаемся с лирикой Александра Сергеевича, которая является жемчужиной русской поэзии и живёт в наших сердцах на долгие годы. Историческая проза А.С.Пушкина тоже волнует юных книгочеев. Особое внимание юные исследователи уделили в своих работах вопросам историзма в творчестве А.С. Пушкина. Вот некоторые из них: «Вопросы историзма в творчестве А.С. Пушкина», «Образ Пугачёва в произведениях А.С. Пушкина», «А.С. Пушкин и герои 1812 года». А.С. Пушкин был знаком со многими героями Отечественной войны 1812 года (А.П. Ермоловым, генералом Н.Н. Раевским, героиней Отечественной войны 1812 года девицей–кавалеристом Н.А. Дуровой. Эпоху 1812 года Пушкин и отразил в своём творчестве. Известны его стихотворения «Перед гробницею святой», посвящённое М.И. Кутузову, и «Полководец», посвящённое М.Б. Барклаю де Толли. А также прозаическое произведение «Рославлев», по которому тоже была выполнена исследовательская работа.

В 2012 году, объявленном в России Годом истории, отмечалось 200-летие победы русской армии в Бородинском сражении. Этому героическому событию в истории нашей страны был посвящён конкурс «Недаром помнит вся Россия про день Бородина!». В России ежегодно отмечаются Дни воинской славы, установленные Федеральным законом Российской Федерации «О днях воинской славы (победных днях) России», где был установлен перечень этих дат. Один из таких памятных дней – день Бородина, который «помнит вся Россия…». Победа русского народа над завоевателем, который считался непобедимым, поразила современников. И сегодня, через много лет, мы не перестаём восхищаться героизмом и мужеством русских воинов, военачальников, всего народа, одержавшим победу над вражеской армией Наполеона. Соголаев Константин, лауреат конкурса, подтверждает эту мысль такими строчками:

У России славная история,
Много бед пережила она,
Но мерилом силы духа русского
Стала битва у Бородина.

Наряду с поэтическим и литературным творчеством на конкурс были представлены и исследовательские работы. Наиболее глубоко раскрытые из них: «Опыт анализа стихотворения Жуковского «Певец во стане русских воинов», автор Маматов Глеб, Новосибирская классическая гимназия № 17, «Война 1812 года в батальной живописи», автор Серова Леонелла, школа № 117. Особое внимание в своих работах юные исследователи уделили участию сибиряков в Отечественной войне 1812 год.

Владимир Сизов, учащийся Новосибирской классической гимназии № 17 в своей работе «Участие сибиряков в Отечественной войне 1812 года» пишет: «Целью нашего исследования является анализ вклада сибиряков в победу над Наполеоном в 1812 году. В результате нашей работы мы выяснили, что мирные жители в тылу обеспечивали армию припасами и обмундированием, а солдаты-сибиряки ценой своих жизней освобождали Россию от захватчиков. За мужество и героизм, проявленные сибирскими полками, ряд из них был удостоен высоких наград. К примеру, 9-й гренадёрский пехотный полк получил Георгиевские трубы и знаки на шапки. Также за подвиги, совершённые во время сражения, были награждены многие офицеры 24-й дивизии орденом Св. Анны 2-й степени. Столь высокие награды подтверждают храбрость и доблесть как командиров сибирских полков, так и солдат, ими предводимых».

Особое внимание в работе с книгой по патриотическому воспитанию уделяется краеведческому материалу. «Встречь солнцу», «Новосибирск - ты сын России», «Я люблю тебя, мой милый город!», «Очень город я люблю, потому что в нём живу!». Эти конкурсы были посвящены истории нашего родного города. Творческие работы школьников порадовали знанием истории родного города, славных земляков, среди которых основатель первой в городе школы и библиотеки Григорий Моисеевич Будагов.

В поэтических рифмах, образах юные поэты выразили свою любовь к родному краю. А любовь к родной природе – один из признаков любви к своей стране. Ирина Хомук, учащаяся школы № 40, создаёт свой образ Сибири:

На полвселенной, на полсвета
Раскинулась и вглубь и вширь
Моя таёжная планета,
Зеленоглазая Сибирь!

В своих конкурсных работах юные книгочеи писали рецензии на книги серии «Будаговская библиотека», среди которых вышла книга нашего земляка Михаила Николаевича Щукина «Встречь солнцу». Эта книга об истории нашего родного края – Сибири.

60-летию этого известного писателя, чьё творчество пронизано любовью к родной земле, к простым людям – сибирякам, был посвящён конкурс «Щукинское перо». Дороже родины у человека ничего нет. Поэтому знание своей отечественной истории – это неотъемлемая часть любви к своей Родине.

«Что такое Родина? У каждого человека своё представление о Родине. Для кого-то Родина – это место, где человек родился, вырос, прожил много лет. Значит, это какой-то город, посёлок, а может, деревня. Кто-то своей Родиной называет свою страну. И эта большая страна называется Родиной заслуженно, так как нет нигде в мире такой страны, как Россия, с её богатой национальной культурой, историей, людьми и разнообразной природой». Так пишет о Родине лауреат конкурса Головизнина Алина, учащаяся школы № 84. Участники конкурса представили стихи собственного сочинения о родном крае, отзывы на книги М.Н. Щукина. Ласточкина Елена, учащаяся школы № 17 подобрала для выражения своих чувств такие слова:

Прекрасней нет природы нашей,
Россия – русская земля!
И нет на свете тебя краше:
Берёзы, сосны и поля.
Природой чудной я любуюсь,
Гляжу в озёр я синеву,
Горжусь своею я Россией,
Что мила сердцу моему.

Конкурс «Щукинское перо», посвящённый творчеству М.Н. Щукина и сибирским писателям, показал, что юные читатели вместе с автором книг изучают историю Сибири. Ведь именно благодаря книгам мы можем обратиться к далёкому прошлому. И, конечно, такие исторические книги необходимы молодому поколению.

Кутателадзе Елизавета, учащаяся школы № 162, пишет в рецензии на книгу М.Н. Щукина «Встречь солнцу»: «Передо мной книга «Встречь солнцу», которая создаёт особое настроение, пробуждает желание больше знать и гордиться родной Сибирью. Создал эту книгу Михаил Щукин. Именно создал, как создают какие-то незабываемые значительные творения. По таким произведениям учатся любви, потому что сам автор искренне и глубоко любит Сибирь. Это чувство видно во всём: интонации, лиричности, внимательности к фактам, охвате огромного пласта времени и событий, восхищении природой. Исторические рамки книги широки: они охватывают события и XI века, когда предприимчивые новгородцы попытались открыть для Руси «страну полунощную», и период правления царя Ивана III, время легендарного Ермака Тимофеевича, время служения в Сибири Семёна Дежнёва, и протопопа Аввакума, и Александра Меньшикова, лихолетье гражданской войны и Великой Отечественной».

В своих книгах писатель создаёт и образы других наших земляков, которые прославили родной край. Среди них – легендарный лётчик, трижды Герой Советского Союза Александр Иванович Покрышкин. 2013 год был объявлен в Новосибирской области годом А.И. Покрышкина. Одна из номинаций конкурса «Очень город я люблю, потому что в нём живу» была посвящена А.И. Покрышкину. Участники конкурса представили стихи о А.И. Покрышкине, эссе по книге А.И. Покрышкина «Небо войны». Во всех творческих работах юные граждане Новосибирска выразили гордость за нашего прославленного лётчика, вся жизнь которого была отдана беззаветному служению Родине. К 100-летию со дня рождения А.И. Покрышкина на торжественной церемонии награждения победителей конкурса была оформлена развёрнутая выставка конкурсных работ «Рождённый летать».

Великие подвиги героев, всех тех, кто ковал Победу в Великой Отечественной войне, запечатлены в книгах, которые составляют летопись событий этой жестокой войны. Именно на их подвигах мы и должны воспитывать современную молодёжь. 60-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне был посвящён конкурс книгочеев «Поклонимся Великим тем годам!» Конкурс состоял из нескольких заочных туров. В первом из них участники конкурса отвечали на два блока вопросов: «Идёт война народная…» и «В сражениях павших запомнили мы поимённо».

В первый тур конкурса входили творческие задания: составить отзыв на книгу о войне, показать в сочинении традиции русской отечественной литературы в советской литературе о Великой Отечественной войне. Во втором туре конкурсанты рассказывали о боевых наградах Великой Отечественной войны.

«Война. Что это? Это там, где каждый за себя, или, прежде всего, за свою Родину? Читая произведения о войне, мы пытаемся понять это, понять истоки храбрости и самоотверженности солдат, истоки победы нашей армии». К словам Шаховой Валерии, учащейся школы № 81, можем присоединиться и мы. Работы юных книгочеев показали, что память о прошлом жива, конкурс этого года «Этот день мы приближали, как могли» посвящён 70-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Основная задача конкурса – патриотическое воспитание юных граждан на лучших произведениях литературы о Великой Отечественной войне. Номинации конкурса:

Поэтическая (участники представляют стихи собственного сочинения о войне).

Литературная (в данной номинации предлагаются две темы: «Строка, оборванная пулей» (литературный портрет поэтов, погибших в годы Великой Отечественной войны), «Час мужества пробил на наших часах» (участники должны представить сочинение, в котором раскрывается сила русского характера на примере художественных произведений о Великой Отечественной войне).

Исследовательская.

Мультимедиа.

Художественно-иллюстративная.

Семьдесят лет, которые отделяют нас от победных залпов Великой Отечественной войны, нисколько не умалили великого народного подвига и не сотрут никогда. Именно произведения о Великой Отечественной войне воспитывают у юных граждан чувство патриотизма и гордости за нашу Родину.

Количество просмотров: 14380  

Добавить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки
1. Как воспитать культуру на уроках географии
2. Библиотека и музей: модель культурного взаимодействия
3. Растить патриотов
4. Образование в культуре и культура в образовании
5. Формирование экологической культуры: миф или реальность
6. Исследование художественного текста на уроке литературы как способ формирования читательской культуры
7. Работа с образцом сочинения как прием подготовки написания сочинения
8. Эстетическое воспитание детей школьного возраста средствами декоративно-прикладного искусства
9. 2014 Год культуры в стиле «Библиотеки имени братьев Гримм»
10. Использование страноведческого подхода при изучении курса географии
11. Образовательный центр «Горностай»: школа в школе
12. Олимпиадный практикум в системе подготовки лицеистов к предметным олимпиадам
13. Система обучения химии на основе личностно ориентированного подхода в физико-математическом лицее с использованием современных методов
14. Обучение английскому языку в профильных классах: проблема реализации технологии дифференцированного обучения
15. Особенности работы с детьми с выраженной интеллектуальной недостаточностью
16. Интеграция на уроках биологии и химии
17. Разработка урока истории по теме: «Итоги гражданской войны»
18. Взгляд со стороны: методическое объединение учителей географии Октябрьского района
19. Всё начинается с любви: методическое объединение учителей географии
1. Развитие физических качеств обучающихся с помощью методики повышения физической и функциональной подготовленности во внеурочной деятельности «Футбол в школе» в условиях реализации ФГОС ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
2. Формирование навыков устного счёта через систематическое использование карточек и компьютерных технологий у младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
3. Проектирование современного урока ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
4. Современный урок: принципы проектирования и методы использования современных технологий у детей с нарушением слуха на уроках ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
5. Формирование функциональной грамотности обучающихся через развитие диалогической речи на уроках английского языка ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
6. Семья и школа: от диалога к партнёрству ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
7. Использование образовательных технологий деятельностного типа для повышения мотивации учащихся и качества обучения на уроках физической культуры в соответствии с ФГОС ООО ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
8. Домашняя работа БЕЗ родителя, НО под присмотром ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
9. Использование метода проектов на уроках химии для повышения уровня функциональной грамотности ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
10. Проектирование учебных игр для уроков английского языка в 5 классе при изучении лексико-грамматического материала по теме «Fun with Food» c использованием Present Simple Tense ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
11. Поем вместе: разносторонние аспекты хорового пения ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
12. Эффективные приёмы планирования современного урока ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
13. Развитие двигательной активности школьников посредством игры в футбол на уроках физической культуры ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
14. Формирование учебной мотивации обучающихся на уроках в младшей школе ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
15. Организация мотивационной среды на уроке иностранного языка ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
16. Проектирование современного урока в начальной школе ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
17. Урок-текст: формирование картины мира ребёнка ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
18. Современный урок: следование алгоритму или акт творчества? ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
19. Реализация вариативных модулей программы воспитания: от традиции к инновациям ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
20. Формирование функциональной грамотности на уроке математики в 1 классе при изучении темы «Величины» ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024

Страницы