Роль краеведения в развитии современной личности

 
 

Ефимова Татьяна Семеновна,

учитель географии высшей квалификационной категории

МБОУ СОШ № 45 г. Новосибирска

 

Роль краеведения в развитии современной личности

Без всестороннего комплексного изучения родного края

невозможно формирование у человека культуры, гражданственности, патриотизма.

Академик Д.С. Лихачев

География является тем интегрирующим школьным предметом, перед которым стоят такие сложные задачи, как формирование гармонично развитой личности, обладающей экологическим сознанием, любовью к своей стране и «малой Родине». А краеведение – это одна из составляющих школьного географического образования, которая обладает огромным образовательным и воспитательным потенциалом.

Чтобы любить свою страну, надо изучать её. Ведь нам несказанно повезло – мы живем в удивительной стране. У нас красивейшие реки и озера, сказочные леса, величественные горы. Старинные города, в которых былинная Русь живет и поныне, а также стремительно растущие современные мегаполисы – всё это наше достояние, наша история, наше наследие.

У каждого человека есть врождённая тяга к познанию. Поэтому моя задача как учителя географии показать детям красоту природы и достопримечательности городов России, формировать интерес к изучению и исследованию родного края и воспитывать любовь к своей стране, чувство патриотизма, духовность, нравственность обучающихся.

Для реализации поставленных задач я веду курс «Основы туризма и краеведения». Внеурочные занятия данного курса я стараюсь подготовить и провести в игровой форме, а также организовать экскурсии по городу и в музеи Новосибирска и, конечно же, туристические поездки по городам России, которые позволяют ярко и увлекательно изучать свою Родину.

Неизгладимые впечатления и восторг оставляют у детей путешествия. Ведь для ребёнка – это не только развлечение, но и целый поток познавательной информации, открытие для себя нового и неизведанного, раскрытие своих потенциальных возможностей и личностных качеств, практический опыт. Они учат детей дружбе, взаимопомощи, ответственности, дисциплинированности, самостоятельности.

За последние 2 года нам с родителями и детьми удалось организовать два замечательных тура по Уралу «Ледяное царство Кунгура» и «Бажовской земли заповедные сказы». Эти два тура абсолютно разные, но оба очень познавательные. Поделюсь нашими впечатлениями от поездки в Екатеринбург.

Путешествие «Бажовской земли заповедные сказы» позволило нам оказаться на границе Европы и Азии, а дети смогли в реальной жизни соотнести карту атласа с географическим объектом.

Сколько радости и веселья вызвала ситуация, когда в считанные секунды можно было оказаться в другой части света и отправить MMS родителям в Новосибирск.

Познакомиться с героями мифов, преданий, былин, а также стать участниками литературно-фольклорной композиции по знаменитым сказам нам помогла экскурсия в дом-музей П.П. Бажова.

Дети узнали о характере, самобытности и культуре народов Урала, которые сохранены в музее и по сей день. Смогли на жизненном опыте связать между собой историю, литературу и географию.

Прекрасное знакомство с минералами и горными породами, описанными в сказах П.П. Бажова, с историей открытия месторождений Уральских самоцветов нам дал «Музей камнерезного искусства».

 

 

Все залы: Бажовский, малахитовый, русского серебра – привели нас всех в восторг! Просто поразительно, что можно сделать огромную картину или географическую карту из камня, настолько идеально подобрать его узор! Мы смотрели на экспонаты музея, удивляясь таланту мастеров камнерезов, граверов, ювелиров. Все очень красиво!

Конечно же, после такого восторга детям захотелось почувствовать себя мастерами и сделать что-нибудь красивое своими руками. Поэтому мастер-класс в гончарной мастерской помог им проявить свои творческие способности и получить практический опыт работы с глиной.

Надев фартук и сев за гончарный круг, каждый ребёнок сделал собственную вазу или цветочный горшочек. Ребята фантазировали, стараясь сделать свою поделку оригинальной. Спрашивали у мастеров о различных приёмах, которые помогут сделать края вазы волнистыми или изогнутыми, получить вазу высокую или круглую.

 

Желание выразить свои творческие способности, сосредоточенность и целеустремленность проявили наши маленькие гончары. А результат – это сувенир, сделанный своими руками. Все свои поделки дети бережно упаковали и с трепетом и любовью везли домой родителям.

Наше пятидневное путешествие закончилось. Сколько радости и впечатлений оставило оно в сердцах детей, об этом говорят их, сияющие счастьем, глаза.

И выходя из вагона поезда в Новосибирске, дети хором кричали своим родителям: «Спасибо за поездку!»

После всего увиденного мы сделали вывод, Урал богат, многолик и прекрасен! И это лишь небольшой уголок нашей Родины. Изучать свою страну настолько интересно, что мы будем исследовать её необъятные просторы с огромным удовольствием и любовью!

Количество просмотров: 12385  

Добавить комментарий

1. Закрытие Урало-Сибирского института народного хозяйства в 1937 г. и попытка возрождения вуза в 1940 г. Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
2. ПЕРВАЯ ОЧЕРЕДЬ НОВОСИБИРСКОГО МЕТРО Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
3. Знакомство с биографией и творческим наследием Виктора Петровича Астафьева во время экскурсионной поездки в село Овсянка Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
4. Инициативное краеведческое документирование как инструмент проектной деятельности библиотеки Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
5. Трое благочинных, трое расстрелянных… Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
6. «Императорский маршрут» в Новосибирске Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
7. Некоторые аспекты установления Дня благодарения Сибири и его празднование в столицах и Сибири в начале 1880-х годов Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
8. Открывая путь в будущее… Коллективная память об одной семейной истории за 130 лет ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
9. «Труд был вовсе не женским». Рассказы моей прабабушки-целинницы ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
10. Бухгалтер, милый мой бухгалтер… О бабушке и её любимой работе ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
11. Семейный архив как место нашей памяти ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
12. Из чего мы сделаны? Версия моей бабушки Раисы Павловны ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
13. «Делай, Стефа! Чудо покажи!» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
14. Новосибирск военный: щит милосердия ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
15. С чего начать в школе или вузе? Три модели первого исследования по локальной истории ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
16. «Чикаго в галошах». Приключения иностранца по Транссибирской магистрали и Новосибирску в 1920-х годах ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
17. Судостроение в Новосибирске в годы Великой Отечественной войны ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
18. «Достижениями свои картины дед не считал». Жизнь и творчество искитимского художника, моего прадеда ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
19. Мы этой памяти верны. История Неудачинской школы в воспоминаниях и фактах ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
20. Абрам Яковлевич Штеффен в жизни деревни Неудачино и в истории Неудачинской школы ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025

Страницы