Имени К.М. Котляревского…
В год 70-летия Великой Победы, 85-летия Левобережья, 45-летия несения Вахты Памяти самое время вспомнить о легендарных сибирских лётчиках. Все мы знаем о знаменитом асе авиации Александре Ивановиче Покрышкине, а о подвигах других героев-летчиков известно не так много. Обратиться же к имени замечательного лётчика – Константина Михайловича Котляревского – нас побудила личная просьба дочери Котляревского – Беллы Константиновны, которая настояла на том, чтобы имя её отца достойно зазвучало в год 70-летия Великой Победы. Константин Михайлович Котляревский – боевой лётчик, громивший врага на прославленном штурмовике ИЛ-2, «золотой» выпускник Херсонской лётной школы, инструктор, готовивший курсантов. Поколение, к которому принадлежал Котляревский и его фронтовые друзья «чёрное всегда было чёрным, без оттенков». Друзьями Константина Михайловича были известные люди – Герои Советского Союза: П. Рубанов, А. Тимошенко, А. Карпенко, В. Козлов, И. Омегов, Г. Рябушко, первый в полку кавалер ордена Ленина Л. Кузнецов и десятки других боевых лётчиков.
Вспомним подвиги лётчика и те задачи, которые перед ним стояли в самый разгар Великой Отечественной войны. Рано утром 10 марта 1943 года эскадрилья штурмовиков ИЛ-2 под командованием старшего лейтенанта Николая Кукушкина взяла курс на посёлок Алакуртти, что в Карелии. Замыкающим шёл младший лейтенант Константин Котляревский. Задача перед лётчиками была «проста» – уничтожить вражеский аэродром со всей «начинкой». Боевое задание было выполнено в срок, но с большими потерями. Были сбиты и погибли несколько лётчиков, был сбит Котляревский. Котляревский первым в полку сбил «мессера». Вторым – его друг Николай Кукушкин. Их обоих наградили орденами Боевого Красного Знамени.
Множество событий произошло в жизни лётчика, описанных в воспоминаниях очевидцев «Над Одером и Эльбой». Из воспоминаний К.А. Вершинина: «…он и в мирное время должен был пойти под трибунал за отказ выполнить приказ катапультироваться. Но в итоге был награждён ещё одним боевым Орденом Красной Звезды». Получил он орден за посадку в ночное время первого советского реактивного самолёта МиГ-15 с остановившимся двигателем. Котляревскому удалось не только сохранить дорогостоящую машину, но и сэкономить огромные средства.
В 38 лет Котляревский попал под первую отечественную «конверсию». С миллионом двумястами тысячами солдат и офицеров его, боевого лётчика первого класса, отправили «отдыхать» от воинской службы. Важно отметить, что звание лётчика первого класса одними из первых в Советской Армии получили Бобров, Котляревский и ещё один его друг, знаменитый летчик – Коккинаки. На «заслуженном отдыхе» Котляревский долго не выдержал.
Вскоре, оказавшись в Новосибирске со своей семьёй, он уже шагал через заводскую проходную на гигант сибирской индустрии «Сибсельмаш». Рядом с молодыми парнями он осваивал азы фрезерного дела и вскоре получил законный третий разряд. Вскоре его попросили возглавить штаб гражданской обороны и наладить это важное по тем временам дело. Котляревский принял предложение и отнесся к нему с большой ответственностью.
В сорок лет он поступает на самолётостроительный факультет НЭТИ. Оканчивает его с отличием, защитив дипломный проект по созданию гражданского пассажирского 40-местного самолёта. Через несколько лет авиация Советского Союза пополняется самолётом Як-40, как две капли воды похожий на макет самолёта Котляревского, выполненного им самолично.
Получилось так, что этого ИЛ-2 после войны не осталось нигде, нечего было поместить даже в Музей Военно-Воздушных Сил СССР. Но к 30-летию Великой Победы самарский авиазавод восстановил ИЛ-2. Президент России В.В. Путин, озабоченный ситуацией, когда российские авиакомпании закупают подержанные «Боинги», обрекая российские авиазаводы на вымирание, организовал визит в Самару. Побывал на предприятии, которое могло и должно стать флагманом отечественного авиастроения, как считают последователи Котляревского. Следует отметить, что у прославненного ИЛа во время войны конкурентов не было.
Важно отметить, что Константин Михайлович поселился в Ленинском районе Новосибирска и до самого ухода оставался жителем Ленинского района. Чем мы очень гордимся, с трепетом собираем и сохраняем память о Котляревском в фондах Центра истории развития Ленинского района.
В марте 2015 года МКУ ЦГПВ «Пост №1» принято решение организовывать ежегодные соревнования по авиамодельному спорту имени Константина Михайловича Котляревского, что позволит вспомнить о заслугах знаменитого лётчика и воссоздать образ героя в мышлении молодого поколения. А также в апреле 2015 года в СП «Центр истории развития Ленинского района» открывается масштабная выставка об участии сибиряков в ВОВ «В бой идут сибиряки», частью которой станет витрина, посвящённая Константину Михайловичу Котляревскому.
К статье приложены фотографии, переданные в фонд СП «Центр истории развития Ленинского района»: портрет Котляревского и вторая – коллективное фото, в числе которых есть и сам Котляревский.
Историческая справка:
В период Великой Отечественной войны бронированный штурмовик Ил-2 являлся уникальной боевой машиной, не имевшей аналогов ни в одной из воевавших тогда стран. За время Второй мировой войны самолетов этого типа было выпущено больше, чем любого другого (36 163 машины). Являясь основной ударной силой советской авиации, штурмовик Ил-2 сыграл выдающуюся роль в войне и оказал заметное влияние на ход боевых действий на советско-германском фронте.
Идея создания самолета, предназначенного для атаки наземных целей, т.е. самолета-штурмовика, родилась еще до Первой мировой войны. Практика Первой мировой войны, а также последующих локальных конфликтов показала, что низко летящие истребители или разведчики, которые пытались использовать в качестве штурмовиков, несли большие потери от ружейного и пулеметного огня наземных войск. Поэтому довольно быстро стало ясно, что штурмовик должен иметь эффективное бронирование и одновременно обладать мощным наступательным вооружением. Попытки построить такой самолет предпринимались неоднократно и в разных странах. Однако успехов в этом деле все не было. Между тем роль авиации в борьбе с наземными войсками неуклонно возрастала и потребность в штурмовике ощущалась все острее.
Впервые решить эту задачу удалось С.В. Ильюшину. В основе его проекта лежали последние достижения советской науки и техники. Мощный авиационный мотор, штампуемая неоднородная броня (позволявшая изготовлять броневые детали сложной поверхности, а бронекорпуса обтекаемой формы с «работающей», а не «навесной» броней), бронестекло (необходимое для защиты экипажа), скорострельные авиационные пушки и реактивные снаряды стали главными слагаемыми успеха будущего Ил-2.
В 1939 г. на испытания вышел первый опытный образец Ил-2 – самолет ЦКБ-55 или БШ-2 (бронированный штурмовик второй). Первый полет на нем совершил летчик В.К. Коккинаки 2 октября 1939 г. Самолет представлял собой двухместный свободнонесущий моноплан с полуубирающимся шасси и с мотором жидкостного охлаждения АМ-35 мощностью 1350 л.с. Все жизненно важные агрегаты самолета (мотор, системы охлаждения, баки), а также экипаж находились в бронекорпусе обтекаемой формы.
В целом БШ-2 удачно прошел испытания, но все же потребовалось провести ряд необходимых доработок. В процессе усовершенствования штурмовика на него поставили менее высотный, но зато более мощный мотор АМ-38, созданный в КБ А.А. Микулина специально для этого самолета. Изменилась компоновка систем охлаждения и кабины. Экипаж теперь состоял только из летчика (на месте стрелка разместили топливный бак). Усилено бронирование и вооружение. Осенью 1940 г. улучшенный самолет прошел заводские испытания. Тем не менее, с началом его серийного выпуска не спешили. Расчет уже был на более совершенные самолеты такого назначения, которые в то время начали разрабатываться в ряде КБ. Тогда С.В. Ильюшин обратился с письмом к И.В. Сталину, после чего и были приняты чрезвычайные меры по организации серии БШ-2.
Первые серийные бронированные штурмовики, получившие марку Ил-2, начали выходить в 1941 г., а первые боевые подразделения, на вооружении которых был этот самолет, сформировали перед самой войной.
Появление Ил-2 на фронтах явилось полной неожиданностью для противника. Несмотря на то, что тактика использования бронированных штурмовиков еще не была отработана, они стали наносить серьезные потери противнику и деморализующе действовали на фашистов, прозвавших вскоре Ил-2 «черной смертью». С большим успехом подразделения Ил-2 действовали против бронетанковых и мотомеханизированных частей противника.
Ил-2 был, пожалуй, единственным самолётом, который в 1941 году в условиях полного превосходства в воздухе немецкой авиации продолжал громить наступавшего противника. Именно в этот период и прозвучали известные слова И. В. Сталина: «...Ил-2 нужны фронту как воздух». Но не сыграли ли слова Верховного главнокомандующего злую шутку с этим замечательным самолётом? Во благо ли пошло то беспримерное количество «Илов», выпущенных авиазаводами в годы войны – более 36 000? Какие огромные материальные и людские ресурсы нашей оборонной промышленности поглотило гипертрофированное производство этой машины? К каким последствиям это привело?
Не секрет, что на протяжении почти всей войны «Илы» составляли более половины общей численности наших ВВС. Совершенно ясно, что тут никаких истребителей не хватит для их воздушного прикрытия. Отсюда вытекает ещё одна причина больших потерь наших штурмовиков.
Мало того, Ил-2 часто привлекались к выполнению несвойственных для штурмовиков боевых задач – разведке, обычной бомбардировке железнодорожных узлов, складов и других тыловых объектов, прифронтовой полосы и кораблей противника. Использовались они и как торпедоносцы (при этом пушки с самолёта снимались). Но если бы вместо штурмовиков с их, в общем-то, довольно незначительной (до 600 кг) бомбовой нагрузкой по этим целям наносили удары бомбардировщики типа Ту-2, то неужели они нанесли бы противнику меньший ущерб? И разве можно было подменять «Илами» тяжёлые бомбовозы, оптимизированные для нанесения мощных ударов по скоплениям войск противника?
Используемые источники: фонды Центра истории развития Ленинского района, воспоминания Беллы Константиновны Котляревской – дочери лётчика, «Сибирские страницы Великой Отечественной» под редакцией Т.И. Петровой, исторические порталы Интернета.
Количество просмотров: 10308 |
Добавить комментарий