Чтение сельских учителей Западной Сибири в конце XIX – начале XX века
Опубликовано: Тимофеева Ю. В. Чтение сельских учителей Западной Сибири в конце XIX – начале XX в. / Ю. В. Тимофеева // Образование в истории, история в образовании: материалы Всерос. (с междунар. участием) науч.-практ. конф. «Интеграция исторического и образовательного пространства», посвящ. 50-летию со дня рождения М. Ю. Брандта. Новосибирск: НГПУ, 2011. С. 242–246.
Дореволюционное учительство России и, в частности, Сибири не раз становилось объектом исследования историков. Рассматривались различные аспекты профессиональной и общественной деятельности учительства, его половозрастной, социальный и образовательный состав. Значительные наработки в этих направлениях были сделаны В. Р. Лейкиной-Свирской, Т. Н. Осташко, В. В. Мезенцевой. Однако читательская культура учителей редко привлекала внимание ученых, занимавшихся как историей интеллигенции, так и историей книжной культуры дореволюционного периода.
Для заполнения этой историографической лакуны в данной статье характеризуются некоторые аспекты чтения сельских учителей Западной Сибири конца XIX – начала XX в., прежде всего, фонды школьных библиотек как потенциальный круг чтения этой аудитории и ее читательские требования как реальный круг чтения.
Известный специалист в области социологии чтения А. И. Рейтблат выделяет следующие основные типы чтения: 1) чтение письменного текста вслух для неграмотных, когда читатель действует только как чтец, своеобразный ретранслятор; 2) чтение по необходимости, в силу требований своего социального положения (чтение служебных бумаг чиновниками и финансовых документов купцами, зубрежка уроков в школе); 3) чтение для удовлетворения своих духовных запросов и потребностей[1].
Что касается первого типа – чтения письменного текста вслух для других, то сохранилось немало свидетельств – воспоминаний, газетных публикаций, разного рода отчетов, – в которых называются произведения, читаемые учителями для учеников, их родителей, жителей села, грамотных и неграмотных. Подобные чтения проводились в урочное и неурочное время, вечерами в учительских или крестьянских домах, а также на специально устраиваемых народных чтениях в помещениях школ и волостных правлений в выходные и праздничные дни.
Второй тип – чтение по необходимости – был связан с профессиональной деятельностью учителей. С этой целью школьные библиотеки разделяли на два отдела: ученический и учительский. Второй отдел, предназначенный для учителей, составляли книги по педагогике, дидактике, методике преподавания в начальной школе. В этот второй отдел библиотек церковноприходских школ ежегодно поступал бесплатный журнал «Народное образование» от издательской комиссии училищного совета при Святейшем Синоде. Книжные собрания церковноприходских школ включали литературу религиозно-нравственного содержания, книги по истории, географии, естествознанию, сельскому хозяйству, ремеслам, беллетристику.
В ряде сел на средства Министерства народного просвещения создавались центральные учительские библиотеки, направленные на цели «самообразования и самосовершенствования посредством бесплатной выдачи для чтения книг и периодических изданий как специально-педагогических, так и общего характера»[2].
Наибольший интерес представляет третий тип – чтение, направленное на удовлетворение духовных потребностей и запросов. Определить содержание именно этого чтения – задача очень сложная. В некоторой степени ее решению может способствовать изучение библиотечных фондов и читательских требований к ним.
Среди обстоятельств, определявших степень доступности книг, важнейшим можно считать финансовый фактор. Небольшое жалованье, выплачиваемое учителям, ограничивало их в заведении и пополнении личных библиотек, а часто вообще не позволяло этого делать. Поэтому оставался единственный источник приобщения к книге – библиотеки учебных заведений. В этой связи особый интерес для нас представляют школьные, народные и центральные учительские библиотеки как наиболее доступные для сельских учителей. Выявление книжного состава этих библиотек позволяет очертить потенциальный круг чтения сельских учителей. Их реальный круг чтения в какой-то мере позволяют воссоздать читательские требования учителей.
Книжные фонды школьных библиотек в селениях Западной Сибири во многом совпадали друг с другом. Центральные учительские библиотеки также обычно комплектовались однотипными печатными изданиями. Поэтому вполне допустимо представить средний состав книжных фондов на примере конкретных библиотек.
Так, в 1901 г. Троицким волостным правлением Тюменского уезда Тобольской губ. для учительской библиотеки были получены книги 144 названий и 6 журналов[3]. Большая часть из них – это замечательные классические произведения русских и зарубежных писателей. Среди них было 14 книг Л. Н. Толстого, 11 книг И. С. Тургенева, 7 – И. А. Гончарова, 5 – Н. В. Гоголя, 6 – М. Ю. Лермонтова, 13 – Ф. М. Достоевского, 2 – Э. По, по одной – А. П. Чехова и Н. С. Лескова, «Задушевные рассказы» П. В. Засодимского, «Айвенго» и «Квентин Дорвард» В. Скотта, «Таинственный остров», «80 тысяч верст под водой», «Дети капитана Гранта», «Вокруг Луны» Ж. Верна, «Ледяной дом» И. И. Лажечникова, «Слепой музыкант» В. Г. Короленко, «Горе от ума» А. С. Грибоедова, «Скупой» Ж.-Б. Мольера, «Хижина дяди Тома» Г. Бичер-Стоу, «Король Лир», «Отелло», «Гамлет», «Макбет» У. Шекспира, а также «Сибирь как колония» Н. М. Ядринцева, «Жизнь растений» К. А. Тимирязева, «История цивилизаций в Европе» Ф. Гизо, «Элементы логики» М. Троицкого, «Основы метеорологии и климатологии» Д. Лачинова.
Согласно данным за 1915 г.[4], в библиотеке Ярковского сельского училища Гилево-Липовской волости Тюменского уезда Тобольской губ. имелись 15 книг из раздела религиозно-нравственного содержания, 33 книги исторического содержания, 7 книг по географии и этнографии, 21 – по естественной истории и сельскому хозяйству, 46 названий произведений художественной литературы: романов, повестей, рассказов и сказок. Среди книг исторического содержания были работы о российском императоре Александре II, отцах-основателях США Дж. Вашингтоне и А. Линкольне, а также «Капитанская дочка» А. С. Пушкина и «Рассказы о Севастопольской обороне» Л. Н. Толстого. Из книг географического и этнографического раздела можно было узнать о Японии и японцах, Голландии и голландцах, Малороссии и украинцах, Лондоне и англичанах, Франции и французах. Раздел по естественной истории и сельскому хозяйству включал, помимо других, книги по пчеловодству и луговодству, о сохранении здоровья и об удобрении почв. Художественная литература была представлена, кроме прочего, сказками Г.-Х. Андерсена и арабскими сказками, «Ночью перед Рождеством» и «Сорочинской ярмаркой» Н. В. Гоголя, «Прохожим» Д. В. Григоровича, «Песней про купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова, «Полтавой» и «Русалкой» А. С. Пушкина, «Сказанием о русской земле» А. Д. Нечволодова, «Муму» и «Бирюком» И. С. Тургенева, «Зимовкой на Студеной» Д. Н. Мамина-Сибиряка, «Скрягой Скруджем и тремя добрыми духами» Ч. Диккенса.
В Самаровской центральной учительской библиотеке Тобольской губ. в 1915 г. в основном была затребована литература из отдела словесности, затем следуют книги по географии, этнографии, естествознанию, истории, педагогике, по сельскому хозяйству, антиалкогольные и периодические издания[5]. Преподаватели предъявляли требования на произведения следующих авторов: А. С. Архангельского, Ф. Ф. Зелинского, А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, М. Ю. Лермонтова, И. А. Гончарова, М. В. Ломоносова, С. Я. Елпатьевского, Л. Н. Толстого, Н. А. Некрасова, Д. В. Григоровича, Ф. М. Достоевского, А. С. Серафимовича, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Ги де Мопассана, А. П. Чехова, Е. Н. Чирикова и др. (фамилии перечисляются в том порядке, в котором они фигурируют в источнике). Отрадно преобладание в данном списке фамилий выдающихся русских писателей и поэтов.
Таким образом, основными разделами в школьных и специальных учительских библиотеках были: отдел беллетристики (словесности), самый значительный по количеству названий и томов, составлявший, как правило, больше половины имевшихся в библиотеке книг, включавший наряду с низкохудожественной литературой замечательные произведения русских и зарубежных классиков; религиозно-нравственный, представленный житиями святых и другой литературой; исторический, дававший представление о деятелях отечественной и всемирной истории (в нем больше всего книг было о Петре Великом и А. В. Суворове); географический и этнографический, рассказывавший о разных странах и народах; по естественной истории и сельскому хозяйству. Учительские библиотеки дополнительно комплектовались литературой педагогической тематики, методической по учебным предметам, однако в большинстве школ ее недоставало.
Однако даже самое тщательное изучение библиотечных фондов и читательских требований этой группы сельской интеллигенции не дает полного и однозначного ответа на вопрос о содержании читательских потребностей учителей. Вопрос о том, насколько содержание того, что читали учителя, соответствовало их духовным потребностям, остается открытым, в том числе и потому, что учителя не всегда могли получить ту литературу, которую хотели бы почитать. Например, в разделе «Разные известия» газеты «Сибирский листок» от 30 июля 1906 г. сообщалось о том, что сельские учителя просили о выписке томских газет «Народные нужды» и «Сибирская жизнь», но Алекторов – инспектор народных училищ 1-го района Томской губ. – запретил эти газеты «ввиду [их] вредного направления»[6].
Таким образом, в удовлетворении своих читательских потребностей учителя были в значительной мере ограничены своими скудными доходами, не позволяющими покупать желаемую литературу, и библиотечными фондами, к которым в силу первого обстоятельства они были вынуждены обращаться. Фонды сельских библиотек в свою очередь также были ограничены каталогами допущенной литературы, списками запрещенных книг и, конечно, недостаточностью финансирования. Тем не менее, фонды библиотек учебных заведений использовались учителями в процессе профессиональной и самообразовательной деятельности. Специальные учительские библиотеки и учительские отделы в школьных позволяют оценить имевшуюся разницу между чтением учителей и остальных групп сельского населения в количественном и качественном отношениях. По сравнению с другими грамотными сельскими жителями учителя имели более широкий круг чтения, прежде всего, за счет методической и педагогической литературы, выписываемой в учительский отдел книг школьных библиотек, а также за счет доступа к большему числу библиотек (например, к центральным учительским), чем у крестьян.
[1] Рейтблат А. И. «От Бовы к Бальмонту» и другие работы по исторической социологии русской литературы. М., 2009. С. 16.
[2] Книга в России, 1895–1917. СПб., 2008. С. 604.
[3] Государственный архив в г. Тобольске. Ф. 483. Оп. 1. Д. 8. Л. 14–17 об.
[4] Там же. Ф. 524. Оп. 1. Д. 10. Л. 96–103.
[5] Там же. Ф. 5. Оп. 1. Д. 109. Л. 28–28 об.
[6] Там же. Ф. Г-1. Д. 6. Л. 32.
Количество просмотров: 6826 |
Добавить комментарий