Новое учебное пособие по истории Сибири как основа организации познавательной деятельности учащихся (из опыта применения в 11 классе сельской школы)
В нашей школе ведется курс истории Сибири, на него в 10 и 11 классах выделяется по одному часу в неделю. В 10 классе мы использовали учебник А. С. Зуева «Сибирь: вехи истории». В дополнение к этому учебнику используем 1-ю часть хрестоматии «История Сибири» (составители – В. А. Зверев, Ф. С. Кузнецова).
Содержание курса в 10 классе включает вопросы об основных процессах развития Сибири до включения ее в состав России, основных этапах освоения Сибири русскими, о государственном управлении, общине и крестьянском мире в Сибири, о начале сибирской промышленности, взаимодействии культур, христианизации народов Сибири. Предусмотрено изучение тем, посвященных проблемам материальной и духовной культуры народов Сибири в XVII–XIX вв. Изучения истории Сибири строится на основе базовых знаний учащихся по истории России. Опираясь на эти знания, мы выделяем общее и особенное в развитии нашего региона, при наличии источников изучаем развитие нашего села. Строю так свою работу, чтобы ребята восприняли историю своего региона как часть истории нашей страны.
Так как в 11 классе ребята изучают российскую и зарубежную историю XX столетия, то и по региональной истории мы изучали курс «Сибирь и наш край в XX веке». Основное внимание уделяется специфике положения Сибири в составе СССР. Трагические события Гражданской войны, установление за Уралом советской власти, преобразования советской экономики, повседневная жизнь сибиряков, их труд по освоению богатств края, работа в тылу в годы Великой Отечественной войны, послевоенное развитие, Сибирь в годы «перестройки» и рыночных реформ составляют основное содержание курса. Большее внимание мы уделяем здесь краеведческим сюжетам, так как в Сибири происходили те же процессы, что и в европейской части страны, а их специфику легче всего проследить на основе конкретных местных материалов. С другой стороны, упор на краеведение дает больше возможностей для привлечения местных документов, воспоминаний родственников, публикаций периодической печати. Работа с источниками не только помогает оживить уроки, но и способствует решению задачи развития учащихся.
В своей работе с одиннадцатиклассниками использую проектный подход. У каждого ученика есть проект, над которым он работает в течение одного-двух лет, а затем его защищает. Примерные темы проектов: «Улицы села Ярково», «Ярковский совхоз: вчера, сегодня, завтра», «Традиции и праздники села Ярково», «История Детской школы искусств села Ярково», «История Ярковской больницы» и др. Для создания проектов ребята использовали визуальные источники – старые фотографии, а новые – создавали сами. Привлекались и при необходимости создавались также устные источники путем опроса старожилов – тружеников-односельчан, ветеранов войны и труда; вещественные источники – выявляли старые вещи, монеты и т. п.; письменные источники – документы, грамоты, планы и карты улиц и пр.
Учебника по истории Сибири в 11 классе до 2015 г. не было, ребята использовали рекомендованную мной литературу и интернет-ресурсы. И вот появилось новое учебное пособие по региональной истории, материал в котором доведен до современности (История Сибири: история России через историю регионов: инновационный учебно-методический комплекс «История»: модуль 5.1: учеб. пособие для образоват. учреждений РФ / отв. ред.: В. А. Зверев, О. М. Хлытина. М.: Интеграция: образование и наука, 2015). В течение второго полугодия прошедшего учебного года мы использовали в 11 классе именно это учебное пособие, участвуя в его апробации.
Покажем на примере одного урока возможности использования различных материалов, предложенных авторами этого учебного пособия. Речь пойдет об авторском тексте темы 16 «Сибирский тыл в годы Великой Отечественной войны», опубликованных далее исторических источниках для изучения этой темы, соответствующих вопросах и заданиях, визуальном ряде, темах учебных проектов по этой теме.
Итак, тема урока: «Сибирский тыл в годы Великой Отечественной войны. Вклад жителей Новосибирской области в Великую Победу» (1 ч).
Задачи урока: на основании исторических источников и заданий учебного пособия сформировать у учащихся представление о важной роли и значении сибирского тыла в годы Великой Отечественной войны. Формировать умение извлекать из источников необходимую информацию и делать выводы. Создавать возможности для того, чтобы ученики могли высказывать собственную точку зрения о роли и значении сибирского тыла в годы Великой Отечественной войны, выступать с мини-проектами о работе в тылу своих родственников или земляков. Воспитывать чувство уважения и гордости за героические подвиги тружеников фронта и тыла.
Опережающие задания: 1) мини-проекты об участии своих родственников или земляков в работе тыла и фронта в годы Великой Отечественной войны. 2) Развитие промышленности Новосибирска в годы войны (доклад). 3) Сельское хозяйство Новосибирской области – фронту (доклад).
Актуализация темы. 70 лет назад закончилась Великая Отечественная война. Двадцать семь миллионов погибших советских людей. Огромные материальные потери, страшные разрушения, поломанные человеческие судьбы. Но наш народ выстоял и уничтожил фашизм! Люди совершали подвиги и на фронтах, и в тылу во имя спасения Родины.
Проблемный вопрос. Почему работу в тылу во время Великой Отечественной войны можно назвать подвигом?
Далее урок строился следующим образом.
С целью ответа на ряд вопросов (Что помогло выстоять советским людям в то нелегкое время? Каким был человек, в частности, воин, 1940-х гг.? Какие черты характера были ему присущи?) мы обращались к источнику, помещенному в учебном пособии в конце темы 16, на страницах 179–180. Это «Письмо-завещание сыну от уроженца Алтайского края капитана Г. П. Масловского, погибшего в январе 1944 г. при выполнении боевого задания». Ребята отвечали, что капитан Масловский – прежде всего, патриот своей Родины, который готов за Родину жизнь отдать, он гордится этим и пишет, что не каждому дано умереть за Родину. Он – человек мужественный, объясняет, какие силы помогают ему совершить этот поступок: воинская дисциплина и партийный долг. Быть в партии в те годы означало брать на себя особую ответственность и быть готовым умереть ради спасения Родины. Он – любящий отец, честный и искренний. Пишет сыну, что больше не увидит его, но просит сына не пугаться и не унывать, ведь его отец выполняет свой долг: «Вырастешь, сын, осмыслишь и тоже будешь дорожить Родиной». Ребята пишут, что без таких людей победа в войне была бы невозможной, ведь их святость, жертвенность во спасение Родины ничем измерить нельзя. А какой высокий моральный дух! И отец пишет о своей смерти спокойно: «Так надо…».
И среди наших односельчан и ваших родных есть люди, которые защищали Родину (слушаем рассказы о них, подводим итоги выполнения опережающего задания). Как вы считаете, что помогло им выстоять и сохранять мужество? Выясняя вопрос, почему же в тылу были тоже герои, в чем состоял подвиг этих людей, мы с ребятами обращались к источнику на страницах 180-181 – к отрывкам из воспоминаний О. О. Никифоровой, работавшей в годы войны на заводе «Электромотор» в Томске.
Анализируя данный источник, ребята выяснили, что люди работали в условиях холода: «Зимой страшно донимали морозы, в некоторых цехах приходилось работать прямо под открытым небом». И это в условиях холодной сибирской зимы! Холод был не только на работе, но и дома невозможно было согреться, топить было нечем. Люди голодали, и дети в том числе. Мемуаристка пишет: отработав 12 часов, она ничего не ела, и дома есть было нечего, а там дочка голодная. Хотела пойти домой, а мастер не отпускает, требует доделать работу. «После слез моих, узнав, в чем дело, мастер нашел в столовой только две соленые рыбки, принес мне, одну сама съела, другую оставила для дочки». Люди работали, невзирая на время и усталость, трудились, несмотря на голод, холод, недосыпание, бытовые неурядицы. Труд этих мужественных людей необходим был армии. Все лучшее отдавали фронту, не думая о себе. Поэтому эти люди совершили трудовой подвиг.
А есть ли среди ваших родственников и наших односельчан люди, которые ковали победу в тылу? Что мы о них знаем? (Рассказ ребят). Что помогало им в то нелегкое время трудиться на благо страны?
Выясняя вопрос, каковы были формы помощи фронту, мы обращались на уроке к отрывку из письма крестьян колхоза им. XVII Партсъезда Усть-Ордынского национального округа И. В. Сталину, помещенному в пособии на странице 181. Выяснили, что люди жертвовали собственные денежные сбережения на строительство военной техники: самолетов, подводных лодок и т. д. Данный факт подтверждают и визуальные источники – найдите их. Обращаемся к визуальному источнику на странице 175. Это фотография, где колхозники сдают свои сбережения на постройку авиаэскадрильи.
Ребятам предлагается найти в тексте темы 16 на страницах 176–178 и другие формы помощи фронту (Какие еще формы помощи фронту вы знаете?). Обращаясь к визуальным источникам на странице 176 и старым фотографиям, хранящимся в кабинете истории нашей школы, найдите подтверждение изложенным в тексте параграфа фактам.
Далее ученики читают один из разделов темы 16 – «Экономика Сибири в годы войны» (с. 176–177) и готовят ответы на такие вопросы:
Откуда в Сибирь были эвакуированы предприятия? Где они были размещены и какую продукцию они выпускали для фронта?
Сколько предприятий прибыло в Новосибирск?
Какую продукцию выпускал во время войны Чкаловский завод Новосибирска?
Кто такой Лунин? Что такое лунинское движение?
Заслушиваются сообщения учеников о том, какую военную продукцию выпускали другие заводы Новосибирска и какую помощь фронту оказывало сельское хозяйство Новосибирской области, конкретно наше село Ярково. Затем возвращаемся к проблемному вопросу: «Почему работу в тылу во время Великой Отечественной войны можно назвать подвигом?». Звучат ответы школьников: «Я считаю…», «Потому что…», «Вот примеры…».
Какие выводы мы можем сделать по теме?
1. Труженики тыла – герои, они трудились, не покладая рук, для обеспечения фронта.
2. Испытывая голод, холод, они давали продукцию фронту, и в этом заключается их подвиг.
3. Большинство тружеников тыла – это женщины, старики, подростки.
4. Среди тружеников тыла есть наши земляки и наши родственники, которые тоже внесли достойный вклад в разгром врага.
5. Любовь к Родине, вера в Победу и искренняя забота народа о наших защитниках помогла им выстоять в то непростое время.
6. Тыл – второй фронт, он сыграл значительную роль в победе над врагом.
Итог урока: Нам удалось понять, что люди тыла тоже совершали подвиг во имя Родины. Не зря говорят: «Из одного металла льют медаль за бой, медаль за труд!».
Домашнее задание: Есть ли среди ваших знакомых «дети войны»? Узнайте, как они жили в военное время. Индивидуальные задания: подготовить доклады об А. И. Покрышкине, Л. Я. Подгорбунском.
Литература и источники (кроме учебного пособия «История Сибири»):
1. Борисов Б. Л. История Новосибирской области [ХХ в.]: учебное пособие для 9–10 кл. Новосибирск, 1977.
2. Голодяев К. А. Годы войны: Новосибирск в годы Великой Отечественной войны: тыл // Библиотека сибирского краеведения. URL: http://bsk.nios.ru/content/gody-voyny-novosibirsk-v-gody-velikoy-otechestvennoy-voyny-tyl (дата обращения: 16.10.2015).
3. Исупов В. А., Кузнецов И. С. История Сибири: учебное пособие для 9 кл. общеобразовательных учреждений. Ч. 3: ХХ в. Новосибирск, 2005.
4. Лыков О. М. След на земле. Новосибирск, 2005.
5. Наша малая Родина: хрестоматия по истории Новосибирской области, 1921–1991 / отв. ред. С. А. Красильников. Новосибирск, 1997.
6. Новониколаевская губерния – Новосибирская область, 1921–2000: Хроника. Документы / отв. ред. И. С. Кузнецов. Новосибирск, 2001.
7. Новосибирская область в годы Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.): электронное издание. Новосибирск, 2005.
8. Новосибирской области – 75 лет: люди, события, факты / под ред. В. А. Ламина. Новосибирск, 2012.
Количество просмотров: 11019 |
Добавить комментарий