Новый учебник по региональной истории как основа организации деятельности учеников 7 класса при изучении истории России (из опыта применения)

 
 

Полинская Ольга Васильевна,

учитель истории и обществознания

высшей квалификационной категории

Неудачинской средней общеобразовательной школы

Татарского района Новосибирской области

 

Новый учебник по региональной истории как основа организации деятельности учеников 7 класса при изучении истории России (из опыта применения)

При изучении истории России по стандартам первого поколения в школьной образовательной программе выделены часы на изучение регионального компонента. В нашей школе для изучения регионального компонента истории имеются в нужном количестве учебные пособия, изданные в 1990-х – начале 2000-х гг.: книги Ф. С. Кузнецовой «История Сибири, 7–8 классы», А. С. Зуева «Сибирь: вехи истории». Учебники хорошие, информационно насыщенные, интересные детям. Они много лет использовались нами при изучении тем регионального компонента. Но теперь мы должны работать по стандартам второго поколения, а для этого нужны новые учебники.

С начала 2014/15 учебного года наша школа является одной из шести школ Новосибирской области, работающих по региональному проекту «Реализация концепции нового УМК по истории России и Историко-культурного стандарта (апробация учебника “История Сибири”)». В январе 2015 г. мы получили для апробации семь экземпляров нового учебного пособия для образовательных учреждений РФ «История Сибири: история России через историю регионов»[1]. Опираясь на материалы этого пособия, я, во-первых, провела 11 уроков по курсу «История Сибири» в 11 классе (в классе два ученика). Во-вторых, отдельные темы по региональной истории были «вкраплены» в курс истории России: в 6 классе – тема «”Открытие” Сибири в России и зарубежной Европе»; в 7 классе – тема «Присоединение Сибири к России»; в 8 классе – тема «Сибирская деревня и крестьянство в XIX – начале XX в.». В данной публикации мне хочется более подробно познакомить читателей с тем, как прошли уроки истории Сибири в 7 классе на примере изучения одной темы.

Согласно тематическому планированию, в рабочей программе по истории для 7 класса МБОУ Неудачинской СОШ Татарского района Новосибирской области 28-й урок запланирован по теме: «Расширение территории государства. Ермак». На этом уроке необходимо было использовать региональный материал: «Военные походы в зауральские земли Югры. Расширение территории России. Поход Ермака в Сибирь». Для изучения данной темы по расписанию было отведено два неспаренных урока (один урок мы взяли из часов, запланированных на повторение).

При изучении темы была определена цель: создать представление о начальном периоде освоения Сибири в рамках расширения территории России. Для ее достижения предполагалось выяснить, как Сибирь вошла в состав территории России, какие способы присоединения были использованы, какую роль при расширении территории нашей страны играли первые остроги и города. Главным источником знаний на уроках стал материал темы 4 «Присоединение Сибири к России» (с. 39–50) из нового учебного пособия «История Сибири». На первом уроке использовался теоретический, иллюстративный, картографический, информационно-исторический материал пособия, на втором – раздел темы «Изучаем исторические источники», размещенный на страницах 48–50 пособия.

Впервые в данном классе я обратилась к новому пособию несколько раньше описываемого урока. Провела вводную беседу со школьниками о самом пособии, возможностях работы с ним. Ученикам 7 класса было предложено в качестве опережающего домашнего задания самостоятельно изучить материал темы 4 «Присоединение Сибири к России». Материал всей темы был разделен на шесть частей (по числу учеников в 7 классе) и предложен в качестве основы для индивидуальных сообщений:

1. Историческая наука о присоединении Сибири (с. 39–40).

2. Присоединение Сибирского ханства. Поход Ермака (с. 40–41).

3. Политика Романовых в Сибири (с. 41–42).

4. Присоединение Восточной Сибири. Русские служилые люди Восточной Сибири в XVII в (с. 42–43).

5. Включение Сибири в систему политико-административного управления России (с. 44).

6. Вольнонародная колонизация. Национальная политика в Сибири (с. 44–45).

Кроме этого, заранее обучающимся было предложено поучаствовать в реализации проекта «Образ Ермака в художественной литературе, поэзии, искусстве, кино» – это одна из четырех тем проектов, предложенных авторами пособия (с. 50). Задание я дала заранее, чтобы не перегрузить учеников и добиться качественного его выполнения. Была возможность посоветоваться, предложить в свободное от уроков время, после занятий, воспользоваться интернет-услугами кабинета истории тем учащимся, у кого нет возможности выйти в Интернет дома. На следующем уроке были прослушаны сообщения семиклассников, получился мини-семинар. На вопрос учителя о затруднениях в работе с учебным пособием был получен ответ: затруднений не встретили. Четыре ученика прочитали в учебном пособии всю тему, два – только свой материал, нужный для выступления. Кроме того, два ученика пролистали весь учебник и интересовались, как часто будем его использовать на уроках.

Оставшееся время урока не было потеряно даром. Через иллюстративный и справочный материал пособия продолжали решать задачу урока – выяснение значения и роли острогов, которые превратятся в первые сибирские города. Я предложила по выбору выполнить одно из заданий, помещенных в учебнике. Два ученика с удовольствием рисовали остроги, глядя на размещенные на полях учебника иллюстрации (с. 45). Две ученицы в тетрадке зарисовали исторические гербы Иркутска, Тобольска и Омска (с. 43, 45) и пришли к выводу о том, что эти гербы символизируют как хозяйственное значение Сибири для России, так и военную мощь страны, защищавшую свою территорию от врагов. Два ученика познакомились с информацией о графе Н. Н. Муравьеве-Амурском и Г. И. Невельском и сделали вывод о том, что не только территория собственно Сибири осваивалась Россией, но позже – и устье Амура, и берега Тихого океана. В конце урока ученики получили индивидуальные задания – поработать с одним из документов пособия (с. 47–50), понять его суть, ответить на вопросы к документу.

Пришло время второго урока. Каждый ученик прочитал тот документ, с которым работал, ответил на возникшие вопросы. По ходу чтения разбирали непонятные слова и высказывания, пользуясь сносками внизу странички под документами, а после подвели итог по теме, используя следующую обобщающую схему всего урока.

Финал урока был самым интересным. Подводили итоги реализации проекта «Образ Ермака в художественной литературе, поэзии, искусстве, кино». Ангелина С. и Яна К. презентовали собранные из Интернета картины о покорении Сибири Ермаком (URL: http://www.e-reading.by/chapter.php/93493/68/Skrynnikov-Ermak.html). Владислав Л. и Юрий А. сами потрудились над образом Ермака – изобразили лагерь Ермака на берегу Иртыша, нарисовали графический портрет атамана (см. рисунок).

Елена Г. нашла в Интернете (URL: http://cossackssong.ru/category/orenburgskoe-kazache-vojsko/pesni-istoricheskie/ataman-ermak-timofeevich) казачьи песни о Ермаке Тимофеевиче. Мы их прослушали в режиме онлайн и проанализировали тексты. Артем К. мобилизовал интернет-информацию (URL: http://www.ote4estvo.ru/lichnosti-xiv-xvi-vv/519-ermak-timofeevich.html) о самом Ермаке, значении походов казаков и служилых людей в Сибирь. По оценке учеников, такие нестандартные, поисковые задания запоминаются и развивают.

Таким образом, поставленные мною задачи уроков были решены. Новый учебник по региональной истории сыграл роль «катализатора» поиска, побудил семиклассников искать, творить, сравнивать и анализировать, преодолевать затруднения, помогал, разъясняя через иллюстрации, сноски внизу страничек историю присоединения Сибири. Кстати, в 11 классе материал этой темы изучен был нами за один урок. Здесь было выполнено два учебных проекта: «Первый острог в нашем крае и его жители» (снова помог Интернет. URL: http://tobolzk.ru/sibir-17-vek-osnovanie-pervyh-ostrogov-i-gorodov/) и «Первый губернатор Сибири князь М. П. Гагарин» (URL: http://biofile.ru/his/31104.html).

Если говорить в целом об оценке учебного пособия, то можно обратиться к мнению самих учеников. Они оценили эту книгу словами «интересная», «научная», «толковая». Им понравилось, что в ней есть разъяснения, сноски и любопытная дополнительная информация к документам. Впереди у нынешних семиклассников новые открытия по истории своего края, и сделать эти открытия поможет учебное пособие для образовательных учреждений РФ «История Сибири: история России через историю регионов».



[1] История Сибири: история России через историю регионов: модуль 5.1: инновационный учебно-методический комплекс «История»: учеб. пособие для образоват. учреждений РФ / Н. А. Давыденко, В. А. Зверев, А. С. Зуев [и др.]; отв. ред.: В. А. Зверев, О. М. Хлытина. М.: Интеграция: образование и наука, 2015. 218 с.

 

Количество просмотров: 8194  

Комментарии

Особенно интересен данный учебно-методический комплекс старшеклассникам. Применяю в системе данное учебное пособие в 11 классе с 2015 года. Отзывы детей только положительные. Спасибо авторам !

Страницы

Добавить комментарий

1. Научные школы Института истории, гуманитарного и социального образования НГПУ
2. Взаимовлияние хозяйственной жизни крестьян и городской культуры Сибири в пореформенный период
3. Чтение сельских учителей Западной Сибири в конце XIX – начале XX века
4. Что думали купцы о дате основания Новониколаевска?
5. Дети приобщаются к истории и культурному наследию родного края (опыт апробации учебного пособия «История Сибири»)
6. Новое учебное пособие по истории Сибири как основа организации познавательной деятельности учащихся (из опыта применения в 11 классе сельской школы)
7. Компас в организации краеведческой деятельности школьников
8. Новый учебник по региональной истории как основа организации деятельности учеников 7 класса при изучении истории России (из опыта применения)
9. И вновь о будаговской школе
10. Народный музей «Молодая гвардия» – центр организации воспитательной работы новосибирской школы № 19 в 1970-1980-х годах (по воспоминаниям ученицы школы Т. М. Меренковой)
11. Символы истории
1. Нина Борисовна Сурдина: дело всей её жизни ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
2. Владимир Токарев: жизнь с песней и стихами ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
3. Проспект Карла Маркса и жилой дом на улице Советской как места памяти сообществ бывших одноклассников ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
4. «Я была шестой». Надежда Григорьевна Пономарёва вспоминает о своём детстве ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
5. «Первая сибирская фильма»: к столетию выхода на экран немого художественного фильма «Красный газ» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
6. Новониколаевская центральная электростанция имени М. И. Калинина: история строительства по архивным документам ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
7. Зарождение и развитие энергетической системы левобережной части города Новосибирска ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
8. Дом на Красном. Часть 2. Собенниковская ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
9. «Всего пришлось повидать…». Семейная история спецпереселенца из Молдавии ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
10. Условия и формы жизни горожан Западной Сибири второй половины XIX – начала XX века в досоветской историографии ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
11. Строительство соцгородов. 33 квартал ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
12. Дом на Красном. Часть 1. Суриковская ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
13. Всё для Победы: трудовой подвиг жителей Краснозерского района во время Великой Отечественной войны ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
14. Фундамент для мегаполиса: о ликвидации оврагов в долине р. Каменки в г. Новосибирске в 1960-80-ые гг. ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
15. Завьяловская школа в годы Великой Отечественной войны и её герои-выпускники ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
16. «Сибирский педагогический журнал»: история научного издания Новосибирска ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
17. Север, зэки, радиомачта и две авиакатастрофы. Новая история места в Новосибирске ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
18. Юбилей деревни Бугры ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Лазарет концентрационного лагеря для военнопленных в Ново-Николаевске ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Речной вокзал ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы