Развитие интеллектуальных способностей у детей с нарушениями речи

 
 

Полунина Лариса Александровна,

учитель-логопед первой квалификационной категории
МКДОУ детский сад «Родничок» р.п. Линево

 

Развитие интеллектуальных способностей у детей с нарушениями речи

Работая с детьми-логопатами в специализированной группе или на логопункте, мы, учителя-логопеды, занимаемся не только коррекцией звукопроизношения, но постоянно расширяем диапазон развития детей. Мы побуждаем детей к творчеству, развиваем сенсорную культуру, обогащаем представления об окружающем мире, стимулируем развитие речи, воображение, мышление, познавательную активность.

Больше всего недоразвитие речи детей сказывается на развитии познавательной деятельности дошкольников. Поэтому именно развитию познавательных способностей детей я уделяю особое внимание. При этом стараюсь не преподносить детям готовые выводы. А даю им возможность в процессе деятельности самостоятельно решать учебные проблемы, то есть применяю в работе с детьми технологии проблемного обучения, что позволяет научить мыслить логично, творчески, вызывает чувства удовлетворения и уверенности в своих возможностях и силах, формирует интерес к занятиям. Кроме этого, установлено, что самостоятельно «открытые» истины, закономерности, не так легко забываются, а в случае забывания их можно быстрее восстановить.

Решая проблемную ситуацию, детям приходится в результате собственной мыслительной деятельности преодолевать трудности, так как проблемная ситуация предполагает что-то непонятное, неизвестное.

Такое обучение способствует не только формированию необходимой системы знаний, умений и навыков, но и обеспечивает развитие умственных способностей детей, способности к самообучению.

Усвоение учебного материала происходит в ходе активной поисковой деятельности. Я использую в работе такие варианты проблемного обучения, как игровые методы, модельное обучение, диалоговые формы проведения занятия.

Для осуществления полноценной познавательной деятельности детей я организовала у себя в кабинете предметно-пространственную среду, включающую в себя всё необходимое для полноценного общего и речевого развития дошкольников, проявления ими творческой активности в разных видах детской деятельности. У меня имеется многофункциональная логопедическая зона «Речеград», включающая в себя различные пособия на развитие всех сторон речи, зоны «Царство смекалки», «Ловкие пальчики», «Школа дыхания» и др.

Организованная таким образом среда обладает мобильностью, быстро реагирует на изменения и формирующиеся в коррекционно-воспитательном процессе потребности и возможности ребёнка, а также побуждает его к речевой активности, стимулирует поиск, стремление к исследовательской деятельности.

Количество просмотров: 16991  

Добавить комментарий

1. Инклюзивная практика – другая мера компетентности всех участников образовательных отношений
2. Модель комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях ДОО
3. Некоторые формы социализации в группе компенсирующего вида для детей с ЗПР
4. Инклюзивное образование – за и против
5. Предварительная работа к сюжетно-ролевым играм с профессиональным сюжетом
6. Система ДОУ по индивидуализации образовательного процесса дошкольников
7. Сплочение детского коллектива в условиях ДОУ
8. Сюжетно-ролевая игра как основной вид деятельности детей дошкольного возраста
9. Игровая деятельность в формировании пространственного восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
10. Современные подходы развития социально-коммуникативной компетентности у дошкольников
11. Игры на восприятие цвета своими руками
12. Предметно-развивающая среда как фактор эстетического развития дошкольников
13. Эффективные формы и методы работы с детьми младшего дошкольного возраста в адаптационный период
14. Благоприятная предметно-пространственная среда как один из факторов успешной адаптации детей в детском саду
15. Потенциал проектной деятельности в организации взаимодействия семьи и дошкольного учреждения
16. Развитие познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста посредством дидактической игры
17. Адаптация ребенка… нелегкий путь
18. Модель комфортной адаптации к дошкольной образовательной организации
19. Развитие коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности
20. Проект «Моя семья» (из опыта работы)

Страницы

1. От профессионального взаимодействия – к педагогическому мастерству: опыт творческой группы «Музей “Дороги Победы”» Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
2. Создание условий для адаптации в новой группе в детском саду Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
3. Пропедевтическая работа по формированию навыков всех видов моторики у дошкольников с ТНР при дизартрии Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
4. Международный сетевой проект «Калейдоскоп культур России» как ресурс развития профессиональных компетенций педагогов ДОО в области патриотического воспитания дошкольников Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
5. Педагогическое сообщество «Погодная лаборатория» как средство развития профессиональной компетентности педагога в детском саду Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
6. Нетрадиционные методы рисования с детьми раннего возраста Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
7. Проект «Луговые травы Новосибирской области» Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
8. Практики эффективного взаимодействия педагога с детьми на музыкальных занятиях в условиях инклюзивного образовательного пространства Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
9. Читательский дневник дошкольника Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
10. Развитие связной речи детей дошкольного возраста методом наглядного моделирования Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
11. Развитие самостоятельности и инициативности у дошкольников Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
12. Средства музыкальной выразительности в работе над эмоционально-волевой сферой детей дошкольного возраста Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
13. Формирование нравственно-патриотических чувств дошкольников в условиях мультикультурного общества Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
14. Использование инструментов ТРИЗ-технологии в реализации сетевого краеведческого проекта «Россия от края до края: Камчатка – Новосибирск-транзит – Крым» Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
15. Естественно-научное образование дошкольников в современных условиях Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
16. Роль сенсорной интеграции в развитии социальных навыков у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
17. Сотрудничество учителя-логопеда ДОУ с родителями обучающихся с ОВЗ для предупреждения дисграфии как одно из важнейших направлений формирования предпосылок к успешному обучению в школе Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
18. Развитие речевой активности детей раннего возраста с задержкой речевого развития Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
19. Приемы работы по формированию представлений о ряде у старших дошкольников с ОНР Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025
20. Логоритмика как эффективный инструмент коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Выпуск № 119 (4), ноябрь 2025

Страницы