|
Ализаде Мария Александровна,студентка 5 курса, специальность «Педагог профессионального обучения, специализация «Педагогическое образование (Технология)», Факультет технологии и предпринимательства, ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», Новосибирск |
Роль профильного обучения в развитии системы профориентационной работы среди учащихся старших классов
В настоящее время рынок труда и особенности социально-экономической ситуации обусловливают необходимость всё более раннего профессионального самоопределения школьников. На сегодняшний день ситуация складывается таким образом, что к моменту окончания школы у учащихся должно быть сформировано осознанное профнамерение и определён путь дальнейшего продолжения образования. Но исследования, проведённые учёными разных специальностей, показывают, что за последнее время возрастает число выпускников общеобразовательных школ, не имеющих осознанного адекватного профессионального намерения.
Учёные, давая определение «профессиональной ориентации», сходятся во мнении, что это, в первую очередь, система научно обоснованных мероприятий, направленных на подготовку молодёжи к выбору профессии с учётом особенностей личности и социально-экономической ситуации на рынке труда, на оказание помощи молодёжи в профессиональном самоопределении и трудоустройстве. Наиболее распространёнными направлениями работы в сфере профориентации на сегодняшний день являются: профессиональное просвещение, профессиональное консультирование, психологическая поддержка.
Через систему проводимых мероприятий, профессиональная ориентация начинает включаться в педагогический процесс. Учитель становится одной из основных фигур, приобщающих школьников к жизни, к труду. Изучение личности учащегося даёт возможность прогнозировать пригодность его к тому или иному виду деятельности. Специфические компоненты профориентации (ознакомление с профессиями и учебными заведениями, специальная активизация) направлены на то, чтобы, с одной стороны, вызвать у учащихся желание работать в определённой области, с другой – дать возможность им проверить свои склонности и способности.
В рамках обучения в старшей профильной школе у учащихся формируются основания для продолжения образования. И, помимо освоения школьниками общеобразовательного минимума, приобретения соответствующих знаний, формирования и развития должных умений и навыков по выбранным предметам, освоения содержания выбранных краткосрочных курсов, у старшеклассников развивается умение делать выбор (т.е. умение анализировать мотивы выбора, анализировать внешние условия, прогнозировать и оценивать результаты выбора). И в процессе развития умения делать выбор, в контексте проводимой профориентационной работы среди учащихся старших классов, важно обращать их внимание на «восемь углов ситуации выбора профессии».
Сюда относится необходимость учета: позиции старших членов семьи, позиции товарищей, позиции учителей школы, личных профессиональных планов, собственных способностей, уровня притязаний на общественное признание, собственных склонностей.
Данная восьмиугольная схема-модель может послужить для старшеклассников опорой в процессе выбора профессии. В свою очередь, если у учащихся будет развито умение осуществлять профессиональный выбор, то он сможет адекватно планировать свою профессиональную карьеру, совершать правильные действия в ситуациях смены места работы или переориентации на другие виды профессиональной деятельности, достаточно полно раскрывать свои потенциальные возможности в профессиональной области. Таким образом, мы видим, что максимально благоприятные условия для развития умения делать выбор, возможно, создать в рамках профильного обучения: оно по сути своей подразумевает обеспечение освоения учащимися минимального (базового) уровня знаний и обязательное предоставление им широкой возможности выбора содержания образования и уровня его освоения. Что положительным образом влияет на развитие умения у школьников делать самостоятельный выбор, которое, в свою очередь, является необходимым условием эффективной профориентационной работы.
Научный руководитель – канд. пед. наук, доц.
Ю. Г. Шихваргер
Количество просмотров: 2444 |
Добавить комментарий