Роль профильного обучения в развитии системы профориентационной работы среди учащихся старших классов

 
 

Ализаде Мария Александровна,

студентка 5 курса, специальность «Педагог профессионального обучения,

специализация «Педагогическое образование (Технология)»,

Факультет технологии и предпринимательства,

ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», Новосибирск

 

Роль профильного обучения в развитии системы профориентационной работы среди учащихся старших классов

В настоящее время рынок труда и особенности социально-экономической ситуации обусловливают необходимость всё более раннего профессионального самоопределения школьников. На сегодняшний день ситуация складывается таким образом, что к моменту окончания школы у учащихся должно быть сформировано осознанное профнамерение и определён путь дальнейшего продолжения образования. Но исследования, проведённые учёными разных специальностей, показывают, что за последнее время возрастает число выпускников общеобразовательных школ, не имеющих осознанного адекватного профессионального намерения.

Учёные, давая определение «профессиональной ориентации», сходятся во мнении, что это, в первую очередь, система научно обоснованных мероприятий, направленных на подготовку молодёжи к выбору профессии с учётом особенностей личности и социально-экономической ситуации на рынке труда, на оказание помощи молодёжи в профессиональном самоопределении и трудоустройстве. Наиболее распространёнными направлениями работы в сфере профориентации на сегодняшний день являются: профессиональное просвещение, профессиональное консультирование, психологическая поддержка.

Через систему проводимых мероприятий, профессиональная ориентация начинает включаться в педагогический процесс. Учитель становится одной из основных фигур, приобщающих школьников к жизни, к труду. Изучение личности учащегося даёт возможность прогнозировать пригодность его к тому или иному виду деятельности. Специфические компоненты профориентации (ознакомление с профессиями и учебными заведениями, специальная активизация) направлены на то, чтобы, с одной стороны, вызвать у учащихся желание работать в определённой области, с другой – дать возможность им проверить свои склонности и способности.

В рамках обучения в старшей профильной школе у учащихся формируются основания для продолжения образования. И, помимо освоения школьниками общеобразовательного минимума, приобретения соответствующих знаний, формирования и развития должных умений и навыков по выбранным предметам, освоения содержания выбранных краткосрочных курсов, у старшеклассников развивается умение делать выбор (т.е. умение анализировать мотивы выбора, анализировать внешние условия, прогнозировать и оценивать результаты выбора). И в процессе развития умения делать выбор, в контексте проводимой профориентационной работы среди учащихся старших классов, важно обращать их внимание на «восемь углов ситуации выбора профессии».

Сюда относится необходимость учета: позиции старших членов семьи, позиции товарищей, позиции учителей школы, личных профессиональных планов, собственных способностей, уровня притязаний на общественное признание, собственных склонностей.

Данная восьмиугольная схема-модель может послужить для старшеклассников опорой в процессе выбора профессии. В свою очередь, если у учащихся будет развито умение осуществлять профессиональный выбор, то он сможет адекватно планировать свою профессиональную карьеру, совершать правильные действия в ситуациях смены места работы или переориентации на другие виды профессиональной деятельности, достаточно полно раскрывать свои потенциальные возможности в профессиональной области. Таким образом, мы видим, что максимально благоприятные условия для развития умения делать выбор, возможно, создать в рамках профильного обучения: оно по сути своей подразумевает обеспечение освоения учащимися минимального (базового) уровня знаний и обязательное предоставление им широкой возможности выбора содержания образования и уровня его освоения. Что положительным образом влияет на развитие умения у школьников делать самостоятельный выбор, которое, в свою очередь, является необходимым условием эффективной профориентационной работы.

Научный руководитель – канд. пед. наук, доц.

Ю. Г. Шихваргер

Количество просмотров: 2444  

Добавить комментарий

1. Проблемы технологического образования в современной школе
2. Роль профильного обучения в развитии системы профориентационной работы среди учащихся старших классов
3. О проблемах создания центр-проектов в системе подготовки одаренных детей
4. Использование технических средств обучения и информационных технологий в учебном процессе
5. Современные методы оценивания результатов обучения на уроках технологии
6. Роль практических занятий на уроках технологии
7. Применение компьютерных игр в процессе обучения учащихся
8. Проблемы современного технологического образования
9. Система работы с одаренными детьми в учреждениях дополнительного образования детей
10. Роль учителя технологии в воспитании нравственности учащихся
11. Методические аспекты организации кабинета информатики и вычислительной техники
12. Кружковая деятельность как неотъемлемая часть педагогического процесса
13. Значение принципа наглядности в процессе обучения информатики
14. Роль родителей в воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями
15. Развитие творческой активности учащихся на уроках технологии посредством метода проектов
16. Транспортный налог в России: достоинства и недостатки
17. Государственные программы для поддержки малого бизнеса в 2016 году
18. Риски страховых взносов в социальном страховании
19. Особенности изучение темы «Аппаратные шифраторы» в процессе изучения информационных технологий
20. Использование образовательных ресурсов сети интернет для подготовки к ГИА

Страницы

1. Теоретические и практические предпосылки модернизации системы профориентации Новосибирска ВЫПУСК №90-91, октябрь 2020
2. Внедрение основ робототехники в школе ВЫПУСК №64, апрель 2016
3. Педагогическое мастерство ВЫПУСК №64, апрель 2016
4. Как сильно доллар разрушает мировую экономику ВЫПУСК №64, апрель 2016
5. Проблемы повышения квалификации педагогов ВЫПУСК №64, апрель 2016
6. Безработица: причины и последствия ВЫПУСК №64, апрель 2016
7. Использование образовательных ресурсов сети интернет для подготовки к ГИА ВЫПУСК №64, апрель 2016
8. Особенности изучение темы «Аппаратные шифраторы» в процессе изучения информационных технологий ВЫПУСК №64, апрель 2016
9. Риски страховых взносов в социальном страховании ВЫПУСК №64, апрель 2016
10. Государственные программы для поддержки малого бизнеса в 2016 году ВЫПУСК №64, апрель 2016
11. Новой школе – современный учитель ВЫПУСК №65, июнь 2016
12. Транспортный налог в России: достоинства и недостатки ВЫПУСК №64, апрель 2016
13. Развитие творческой активности учащихся на уроках технологии посредством метода проектов ВЫПУСК №64, апрель 2016
14. Роль родителей в воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями ВЫПУСК №64, апрель 2016
15. Значение принципа наглядности в процессе обучения информатики ВЫПУСК №64, апрель 2016
16. Кружковая деятельность как неотъемлемая часть педагогического процесса ВЫПУСК №64, апрель 2016
17. Методические аспекты организации кабинета информатики и вычислительной техники ВЫПУСК №64, апрель 2016
18. Роль учителя технологии в воспитании нравственности учащихся ВЫПУСК №64, апрель 2016
19. Система работы с одаренными детьми в учреждениях дополнительного образования детей ВЫПУСК №64, апрель 2016
20. Проблемы современного технологического образования ВЫПУСК №64, апрель 2016

Страницы