Применение проектной деятельности на уроках математики в коррекционной школе

 
 

Чугунова Людмила Леонидовна,

учитель математики

высшей квалификационной категории

МКОУ С(К)ШИ № 37 г. Новосибирска

 

Применение проектной деятельности на уроках математики в коррекционной школе

Обучение математике в коррекционных школах для детей с проблемами слуха имеет свою специфику. Необходимо решать сложную задачу – как сделать обучение доступным и интересным для школьников, которые отличаются сниженной познавательной активностью, недостаточностью внимания, памяти, быстрой утомляемостью и другими особенностями, отрицательно влияющими на успешность обучения и воспитания.

Активные формы обучения являются актуальными и перспективными для современной коррекционной школы. Одной из таких форм является метод проектов, который открывает значительные возможности для повышения качества образования, позволяет обучать детей самостоятельной поисковой деятельности, повышает мотивацию к обучению.

Метод проектов дает возможность:

– размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы;

– принимать самостоятельные аргументированные решения;

– научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.

Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он сможет легко и быстро адаптироваться к меняющимся условиям. 

Проектная деятельность требует от учителя не столько объяснения знаний, сколько создания условий для расширения познавательных интересов детей. Именно поэтому учитель – руководитель проекта должен обладать высоким уровнем общей культуры, комплексом творческих способностей и быть инициатором интересных начинаний, бросать вызов их сообразительности и изобретательности

Я готовлю и реализую проекты по различным темам математического курса; различные по продолжительности (мини-проекты, краткосрочные, долгосрочные).

Примеры краткосрочных проектов (в рамках изучения программного материала):

1. Тема урока «Теорема о сумме углов треугольника». На каждой парте у учащихся произвольный треугольник. Как найти сумму углов этого треугольника? Это проблема и ее предлагается решить. Ученики работают в парах. Предлагают различные способы:

а) измерение углов треугольника с помощью транспортира;

б) достроить треугольник до прямоугольника.

Роль учителя: направить поиск решения данной проблемы от экспериментального на путь доказательства и тут же поставить вопрос - а если сумма углов в треугольнике действительно меньше 180 градусов, а если больше 180 градусов? Как доказать, что сумма углов равна 180 градусам? Организуется работа в парах по доказательству данной теоремы.

Результат решения проблемы доказательство теоремы о сумме углов треугольника.

2. Проект одной задачи. Учащимся был предложен список задач, из которого они могли выбрать любую и самостоятельно поработать и представить на всеобщее обозрение. В ходе выполнения своего проекта каждый из моих учеников «оживил» процесс, описанный в задаче с помощью технологий ИКТ; нарисовал схему и таблицу; составил математическую модель и решил её; словесно описал каждый шаг проверки; составил другую модель этой же ситуации и попытался составить обобщённый вариант текста. У слабых учеников были более простые задачи, и каждый блок консультировался у учителя. Готовые работы были представлены в виде презентаций Power Point и защищены.

Кроме того, совместно с учителем русского языка и были реализованы интегрированные проекты: «Без грамматики не выучить математики», «Векторы в литературных произведениях», «Функции в русских пословицах и поговорках». Проекты, особенно интегрированные, требуют большой подготовительной работы. Ученику с недостатками слуха трудно работать с источниками информации. Сначала мы совместно ведём работу по обогащению его словаря, в словарь школьника вводятся необходимые слова, затем мы добиваемся, понимания понятий и определений, затем определяем с учеником, где и при каких обстоятельствах используются данные знания в практической жизни человека.

Благодаря использованию метода проектов естественным образом происходит соединение теории и практики, что делает теорию более интересной и более реальной; развивается активность обучающихся, которая приводит их к большей самостоятельности; укрепляется чувство социальной ответственности. Соединение теории и практики можно увидеть на примере следующих проектов: проект «Составление сметы ремонта кабинета», который выполнили обучающиеся 9 класса при изучении темы «Площадь прямоугольника»; проект «Математика в профессиях» и проект «Создание макета школы», который выполнили обучающиеся 11 класса.

Работа над вышеперечисленными проектами позволила моим обучающимся познакомиться с новыми профессиями. Кроме того, у них расширился и обогатился словарный запас. Сами ребята отметили, что работа над проектом помогает каждому участнику проекта развивать следующие качества: трудолюбие; усидчивость; терпение; целеустремленность; внимательность; изобретательность; самостоятельность; творческие способности; умение общаться и договариваться. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной жизни. Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием ученика.

Проектная деятельность в коррекционной школе позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность каждому ребенку проявить самостоятельность в планировании, организации и в контроле своей деятельности.

Количество просмотров: 12514  

Добавить комментарий

1. Мотивация учащихся к познанию окружающего мира на уроках физики в условиях гуманитарной гимназии
2. Интерактивные методы обучения на уроках в начальной школе. Стратегия «Зигзаг»
3. Использование интерактивных методов на уроке русского языка и литературы в современном образовательном пространстве
4. Некоторые приемы и формы интерактивного обучения на уроках математики на уровне основного общего образования
5. Практические аспекты деятельностного подхода на уроках математики
6. Современная библиотека: интерактивные формы работы с читателями
7. Интерактивные методы организации внеурочной деятельности по математике в условиях реализации ФГОС ОВЗ
8. Применение проектной деятельности на уроках математики в коррекционной школе
9. Эффективные приемы и методы работы в сфере изодеятельности
10. Формирование УУД в обучении географии
11. Формы участия родителей в организации внеурочной деятельности младших школьников
12. Интерактивные методы обучения на уроках в начальной школе
13. Метод проектов как один из интерактивных методов обучения в коррекционной школе для детей с проблемами слуха
14. Использование интерактивных методов обучения на уроках по развитию восприятия и воспроизведению устной речи в школе для детей с нарушениями слуха
15. Творческий подход к процессу обучения
16. Кейс-технология в работе социального педагога с «трудными» подростками
17. Применение технологии проблемного диалога в структуре урока литературы в основной и старшей школе
18. Использование интерактивных методов обучения на уроках социально-бытовой ориентировки в школе для детей с проблемами слуха
19. Профессиональная компетентность учителя – главный ресурс качества образовательной деятельности
1. Психолого-педагогические аспекты обучения современного студента ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
2. Развитие функциональной грамотности и нестандартного мышления учащихся на занятиях математического кружка ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
3. Как эффективно организовать профориентацию на уроке ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
4. Создание арт-пространства в школе как способ мотивации обучающихся к изучению физики ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
5. Квест как один из способов формирования иноязычной коммуникативной компетенции, познавательных интересов и творческой активности личности в изучении французского языка ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
6. Формирование коммуникативной компетенции у обучающихся начальных классов средствами технологии сотрудничества в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
7. Концерты Новосибирской филармонии в школе как средство приобщения учеников к музыкальной культуре ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
8. Практико-ориентированные задачи как средство развития математической грамотности в 5-6 классах ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
9. Работа с исторической картой на уроках истории в 5 классе как способ формирования пространственных представлений и функционального чтения ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
10. Функциональная грамотность: ключ к эффективному взаимодействию семьи и образования ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
11. Влияние движения на когнитивное развитие ребенка при изучении иностранных языков ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
12. Реализация проекта «Семья и школа» в лицее № 13 п. Краснообска ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
13. Современный подход к работе с родителями учителя индивидуального обучения на дому ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
14. Формирование ключевых компетенций на уроках физической культуры с использованием компетентностного подхода, проектных и игровых технологий в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
15. Семья и образование: организация эффективной системы взаимодействия ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
16. Роль семьи в организации образовательного процесса у детей с нарушением слуха ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
17. Формирование познавательных УУД в урочное и внеурочное время через использование парной и групповой работы в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
18. Использование проектной деятельности на уроках изобразительного искусства с целью повышения интереса к предмету ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
19. Взаимодействие педагога и родителей как залог успешного воспитания подрастающего поколения ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
20. Семья и школа в физическом воспитании детей с нарушениями зрения ВЫПУСК № 115, декабрь 2024

Страницы