Интерактивные методы обучения на уроках в начальной школе. Стратегия «Зигзаг»

 
 

Шрайнер Алена Германовна,

учитель начальных классов

МБОУ КШИ «Сибирский Кадетский Корпус»

 

Интерактивные методы обучения на уроках в начальной школе. Стратегия «Зигзаг»

С самого раннего детства ребенок активно стремится познать мир, о чем свидетельствуют многочисленные вопросы. Проявляет интерес к окружающему миру, пытается исследовать предметы всеми доступными способами: потрогать, попробовать на вкус. По своей природе ребенок любознательный, жадно поглощающий информацию окружающего мира. И что мы наблюдаем к концу начальной школы? Очень низкий интерес к книгам, желание все свое время проводить в компьютере, пассивное нахождение на уроке. Необходимо понять, как и куда пропадает большое желание в познании мира. Это один из многочисленных вопросов, который привел к переосмыслению методов и форм работы в школьном образовании.

Один из способов решения этой проблемы вижу в необходимости обеспечить максимальную активность самого обучающегося в процессе овладения ключевыми компетенциями, которые формируются в опыте собственной деятельности. Вследствие этого все больше возрастает необходимость использовать интерактивные методы работы, которые ориентированы на взаимодействие обучающихся не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности младших школьников в процессе обучения. Слово «интерактив» пришло к нам из английского от слова «interact». «Inter» – это «взаимный», «act» – действовать. Интерактивность – это способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо (человеком) или чем-либо (например, компьютером или книгой). В ходе диалогового обучения ученики учатся самостоятельно мыслить, решать проблемные ситуации, слушать и уважительно относиться к чужому мнению, принимать решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на занятиях организуются парная и групповая работа, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идет работа с журналами и различными источниками информации, используются творческие работы, дискуссия, дидактические и ролевые игры, беседы, круглый стол и др.

Одной из значимых образовательных технологий является технология развития критического мышления, ее применение позволяет сделать урок увлекательным и интересным. В начальной школе учащиеся под руководством учителя только начинают знакомиться с приемами и стратегиями технологии развития критического мышления. Во втором классе можно познакомить детей со стратегией «Зигзаг», разработанной Р. Славиным.

Общая схема реализации стратегии «Зигзаг» заключается в определении темы занятия, далее на 1 этапе учащиеся делятся на малые группы по 4–6 человек в каждой. Перед каждой группой ставится задача создания определенной работы или текста. Условно эти группы называются рабочими. В рабочих группах составляют план или алгоритм выполнения работы, определяют ключевые моменты и идеи. На 2 этапе учащиеся пересаживаются в новые группы, которые называют экспертными. Это делается обычно путем простого расчета на первый-пятый. Каждая экспертная группа получает свое задание, которое они совместно выполняют (обсуждение по заданному вопросу), создают общий проект. После представления проектов коллективу учащиеся возвращаются в свои рабочие группы, как на 1 этапе. Поскольку в каждой такой группе есть специалист по каждому аспекту изучаемой темы, то для каждого эксперта возникает необходимость в некотором обучении других членов рабочей группы. Он должен разъяснить своим товарищам суть изученного им в экспертной группе вопроса так, чтобы они уяснили ключевые аспекты этой части текста и затем смогли их учесть при составлении общего текста или решение общей задачи.

Эту стратегию можно применять на любом уроке. Таким образом, на уроке литературы во 2 классе по теме «Детские журналы» мною была организована работа по стратегии «Зигзаг». Учениками была поставлена цель на урок – «выяснить структуру и разделы детских журналов». Рассматривая детские журналы, на 1 этапе в рабочих группах были выделены основные разделы детского журнала, затем ребята пересели в экспертные группы. На 2 этапе ученики первой группы путем жеребьёвки получили задание изучать комиксы. Вторая группа изучала развивающие и логические задачи, третья – познавательные статьи, четвертая – игровой материал, пятая – веселые детские рассказы. На третьем этапе ребята вернулись в рабочие группы для того, чтобы поделиться информацией, собранной в экспертной группе, таким образом, в группах ребята обсудили все разделы детских журналов, рассказали друг другу о фактах, прочитанных в своих журналах.

 

После этого урока ребята и сейчас приносят в школу детские журналы, на переменах читают комиксы, разгадывают кроссворды. Моя педагогическая цель достигнута: познакомить учеников с другими способами свободного времяпрепровождения.

Урок окружающего мира во 2 классе по теме «Невидимые нити», организованный по стратегии «Зигзаг», показал хороший уровень работы в команде.Трудности возникают у ребят, которые боятся выступать публично. Таким ученикам сложно рассказать или пересказать информацию, полученную в группе на втором этапе, они нуждаются в помощи и поддержке учителя. На первом этапе мои воспитанники определили типы взаимосвязей в природе. Пересев в экспертные группы ученики изучали рассказы о природе известных авторов и учебник. Цель изучения литературных произведений о природе – найти примеры взаимосвязи живой и неживой природы, связи между живой природой и т.д. Первая группа искала примеры в произведении М. Пришвина «Золотой луг», вторая – в произведении М. Пришвина «Лесной доктор», третья группа ребят читали рассказ В. Бианки «Глаза и уши», четвертая группа искала примеры в рассказе М. Пришвина «Беличья память», и в последней пятой группе ребята изучали текст в учебнике. На третьем этапе учащиеся пересели вновь в экспертные группы и каждый рассказал о своем рассказе, о примерах, найденных в нем. На этом уроке также применен подход интегрированного обучения. Ученики увидели очень тесную связь предметов окружающего мира и литературы, что было отмечено ими в анализе урока.

Успешное развитие активной и самостоятельности личности, способной к сотрудничеству, к созидательной деятельности в обществе зависит от первого опыта ученика. И потому уроки начальной школы не должны превращаться в процесс «дрессировки», они должны быть первым положительным опытом исследования, поиска информации, быть первым опытом применения своих сил и внутреннего личного потенциала. Роль учителя – помочь раскрыться каждому ученику, стимулируя и мотивируя к активному познанию мира. Цель интерактивных уроков не «дать знания», а достичь понимания учениками в ходе совместной деятельности и осознанной самостоятельной активности в обучении.

Количество просмотров: 21993  

Добавить комментарий

1. Мотивация учащихся к познанию окружающего мира на уроках физики в условиях гуманитарной гимназии
2. Интерактивные методы обучения на уроках в начальной школе. Стратегия «Зигзаг»
3. Использование интерактивных методов на уроке русского языка и литературы в современном образовательном пространстве
4. Некоторые приемы и формы интерактивного обучения на уроках математики на уровне основного общего образования
5. Практические аспекты деятельностного подхода на уроках математики
6. Современная библиотека: интерактивные формы работы с читателями
7. Интерактивные методы организации внеурочной деятельности по математике в условиях реализации ФГОС ОВЗ
8. Применение проектной деятельности на уроках математики в коррекционной школе
9. Эффективные приемы и методы работы в сфере изодеятельности
10. Формирование УУД в обучении географии
11. Формы участия родителей в организации внеурочной деятельности младших школьников
12. Интерактивные методы обучения на уроках в начальной школе
13. Метод проектов как один из интерактивных методов обучения в коррекционной школе для детей с проблемами слуха
14. Использование интерактивных методов обучения на уроках по развитию восприятия и воспроизведению устной речи в школе для детей с нарушениями слуха
15. Творческий подход к процессу обучения
16. Кейс-технология в работе социального педагога с «трудными» подростками
17. Применение технологии проблемного диалога в структуре урока литературы в основной и старшей школе
18. Использование интерактивных методов обучения на уроках социально-бытовой ориентировки в школе для детей с проблемами слуха
19. Профессиональная компетентность учителя – главный ресурс качества образовательной деятельности
1. Читательская грамотность – ключ к формированию функциональной грамотности ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
2. Интерактивные методы обучения истории: применение и эффективность ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
3. Повышение качества образования: эффективные практики на уроках литературы ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
4. Формирование основ естественно-научной грамотности обучающихся начальной школы в процессе проведения экскурсий на уроках окружающего мира ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
5. Театральная деятельность как мотив к изучению иностранного языка и снятию языковых барьеров ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
6. Дидактическая игра как способ активизации познавательной деятельности младших школьников с интеллектуальными нарушениями на уроках математики ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
7. Флорбол: путь к здоровью, дружбе и победам ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
8. Повышение качества обучения английскому языку средствами аутентичных видеоматериалов ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
9. Тестовая технология – эффективный способ контроля знаний ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
10. Стратегии и алгоритмы выполнения заданий ЕГЭ по английскому языку ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
11. Формирование читательской грамотности с применением приёмов технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы у обучающихся 5-11 классов ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
12. Повышение качества образования в начальной школе ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
13. Физическая подготовка обучающихся как подготовка к профессиональной деятельности ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
14. Поколение Альфа. Возможности интерактивной библиотеки для повышения мотивации современных детей к изучению иностранного языка ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
15. Психолого-педагогические аспекты обучения современного студента ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
16. Развитие функциональной грамотности и нестандартного мышления учащихся на занятиях математического кружка ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
17. Как эффективно организовать профориентацию на уроке ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
18. Создание арт-пространства в школе как способ мотивации обучающихся к изучению физики ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
19. Квест как один из способов формирования иноязычной коммуникативной компетенции, познавательных интересов и творческой активности личности в изучении французского языка ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
20. Формирование коммуникативной компетенции у обучающихся начальных классов средствами технологии сотрудничества в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024

Страницы