Опыт организации детского экологического проекта «Осень спросим…»

 
 

Овчерова Лариса Павловна,

воспитатель первой квалификационной категории
МКДОУ д/с № 481 г. Новосибирска

 

Опыт организации детского экологического проекта «Осень спросим…»

Дошкольное детство является начальным этапом формирования личности человека, его ценностных ориентиров в окружающем мире. И основной ценностью является, конечно же, здоровье. А сложная современная экологическая обстановка заставляет ещё пристальнее рассматривать вопросы по сохранению и укреплению здоровья детей. Ведь умение общаться с природой в повседневной жизни, понимание её законов может оказать огромную помощь в формировании положительного отношения ребенка к своему здоровью.

Интеграция здоровьесберегающего и экологического направлений в работе с дошкольниками естественным образом происходит при организации детской проектной деятельности. В процессе проектной деятельности у детей формируется целостность картины окружающего мира. Дети научаются искать информацию, обмениваться полученными сведениями друг с другом, а значит, учатся слушать, обсуждать, вести диалог, ставить общую цель и вместе идти к её достижению. Образовательный процесс в данном случае направлен не только и не столько на передачу определённой информации, сколько на освоение детьми различных способов «добывания» этой информации и на её переживание, упорядочивание жизненных впечатлений ребёнка, на осознание себя, своего места в мире. Также проектная деятельность способствует установлению контакта, доброжелательного отношения между педагогом, детьми и родителями. Дети и родители «добывают» интересную информацию, подбирают литературу, оформляют фотогазеты, участвуют в праздниках, изготавливают макеты и поделки. Это позволяет детям и родителям лучше понять друг друга и установить тёплые отношения.

Метод детских проектов используется в нашей группе регулярно: «Питание и здоровье», «Моя осанка», «Космос»... Сегодня представляем Вашему вниманию проект «Осень спросим…».

Задачи проекта:

1. Формировать и расширять знания детей об изменениях в природе в осенний период.

2. Развивать познавательный интерес к объектам природы.

3. Создать условия для развития творческой активности детей и взрослых.

4. Развивать осознанное и ответственное отношение к природе.

На прогулке во время наблюдения за изменениями в природе дети обратили внимание на то, что листвы на деревьях с каждым днём становится всё меньше и меньше. У детей возник вопрос: «Почему деревья осенью сбрасывают листья?» Каждый старался высказать своё предположение. Удовлетворяя интересы детей, мы организовали обсуждение, предложив дошкольникам метод 3-х вопросов:

Что знаем?

Осенью собираем урожай.

День убывает.

Птицы улетают в тёплые края.

Идут дожди.

Солнце греет не так, как летом.

Что хотим узнать?

Зачем деревья сбрасывают листья?

Как готовятся к зиме растения и животные?

Почему становится холодно?

Почему рост растений осенью прекращается?

Почему осень называют кормилицей?

Как можем узнать?

Прочитать  художественную и познавательную литературу.

Посмотреть познавательную телепередачу.

Провести опыты.

Спросить у мамы.

Найти информацию в интернете.

На основе ответов на вопрос: «Что хотим узнать?» мы с детьми, при непосредственном участии родителей, перешли к сбору сведений. В группе появилась новая познавательная литература – энциклопедии «Мир вокруг нас», «Моя первая энциклопедия», «Всё обо всём». С помощью книг мы узнали много интересного о явлениях природы, о жизни растений и животных. Прочитали о том, что осень делится на два периода. Первый – от первых заморозков до конца листопада, второй – от конца листопада до начала зимы. Нашли ответ на вопрос, зачем деревьям листопад, расширили представление о том, как звери и птицы готовятся к зиме. Также были подобраны иллюстрации и фотографии с изображением живой и неживой природы в осенний период. Художественная литература: стихи, рассказы, пословицы, поговорки, загадки, дидактические и подвижные игры. Внесены для рассматривания картины: «Золотая осень» И. Левитана, «Вечерний звон» И. Остроухова, «Берёзовая роща» П. Кончаловского. Во время рассматривания включали музыкальные произведения, «Звуки природы», «Голоса птиц». При рассматривании картин дети обращали внимание на то, как менялась погода от начала осени к концу, на зависимость изменений в жизни растений от погодных условий, рассуждали о жизни животных и птиц: Когда улетают перелетные птицы? Почему? Как медведи, ежи, белки готовятся к зиме? и т. д.

Особый интерес у детей вызвали беседы на тему «Во саду ли, в огороде», «Откуда пришёл хлеб», «Изменения в жизни животных с приходом осени», опыты из цикла «Дары осени»: «Что живёт в кабачке», «Почему у капусты 100 одёжек».

Под микроскопом мы рассмотрели семена тыквы и кабачка, сравнили высушенные семена и свежие, отметили их отличия: внешний вид, форму, цвет, попробовали на вкус. Рассуждали, есть ли зависимость между формой овоща и семени. Вспомнили, какие овощи можно есть сырыми, какие надо отваривать. Рассмотрели строение капустного листа, дети сами нашли ответ на вопрос, почему листья капусты называют одёжкой. Поиграли в игры на распознавание овощей и фруктов «Чудесный мешочек», «Угадай на вкус». Проведя опыт с водой и паром, дети нашли ответ на вопрос «каким образом на небе образуются облака и идёт дождь». С помощью лампы и глобуса установили, почему происходит смена времени года, а дни становятся короче и холоднее.

 

Во время прогулок мы с детьми обращали внимание на особенности осенних изменений природы и взаимосвязи между ними, например, большое количество луж, которые осенью долго не высыхают из-за низкой температуры и наличия тёмных облаков на небе. Подставляли лицо ветру, вспоминали, какой ветер был летом, с помощью вертушки определяли направление и силу ветра. Наблюдали за тем, как движутся облака на небе, рассуждали, почему так происходит. Во время поездки в Бугринскую рощу мы с детьми отметили изменения, которые произошли в растительном мире. Дети видели, как пожелтели и покраснели листья, наблюдали за листопадом, кружились как листочки, прошлись по ковру из листьев, понюхали их, дети высказали своё мнение, что так пахнет осень. Сплели из листьев коллективную гирлянду. Рассмотрели и сравнили листья с разных известных детям деревьев: клёна, тополя, берёзы, отметили, что опавшие листочки и листочки на дереве выглядят по разному. Поиграли в игру «1, 2, 3 – к тополю (или другому дереву) беги». Наша прогулка была недалеко от водоёма, нам удалось понаблюдать за перелётными утками, которые отдыхали на воде. Дети внимательно наблюдали за их повадками, отметили, что утки держатся в стае, следят за своим вожаком, через промежуток времени кричат, как будто устраивают перекличку, и по команде вожака поднимаются в небо, выстраиваются друг за другом в форме треугольника, продолжают свой перелёт.

 

С музыкальным руководителем дети разучили песни об осени. Познакомились с таким праздником, как «Осенняя ярмарка», получили представление о русских гуляньях, обычаях.

Для перехода к следующему этапу детям был предложен для обсуждения вопрос: «Что мы можем сделать с тем, что узнали? Кому мы можем это рассказать (показать)?» Дети включались в разнообразную деятельность: как самостоятельную, так и совместную с воспитателями и родителями:

– Придумывание загадок и рассказов, оформление их в книгу.

– Составление кроссвордов.

– Изготовление и выставка поделок и игрушек из различного природного материала для детей других групп.

– Игра КВН с детьми другой группы. В процессе игры дети обменялись своими знаниями, учились вести диалог, слушать собеседника, отстаивать свою точку зрения.

– Проведение праздника «Осенняя ярмарка».

 

За время проведения проекта дети совместно с родителями научились собирать информацию, работать с научной литературой и использовать знания в конкретной деятельности.

У детей расширились представления о природе родного края, продолжилось формирование стремления самостоятельно общаться с природой, бережно относиться и заботиться о ней.

Количество просмотров: 9121  

Добавить комментарий

1. Расширение образовательного пространства ДОУ как условие формирования у старших дошкольников гражданской позиции и патриотических чувств
2. Гражданско-патриотическое воспитание в условиях современного образовательного пространства
3. Значимость гражданско-патриотического воспитания в настоящее время
4. Современные формы и методы патриотического воспитания в детском саду
5. Краеведческое образование детей дошкольного возраста
6. Играем в сказку: развитие связной речи дошкольников посредством применения приемов ТРИЗ
7. Разработка дидактического пособия «Речевая полянка»
8. Роль подвижных игр в развитии основных движений детей
9. Опыт организации детского экологического проекта «Осень спросим…»
10. Выявление и сопровождение вокально одаренных детей в ДОУ
11. Краеведение как средство нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста
12. «Волшебный мир сказок»: проектная деятельность в детском саду
13. Мини-музей как средство воспитания нравственно-патриотических качеств у младших дошкольников
14. Формирование основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников
15. Развитие нравственно-патриотических качеств дошкольников в условиях пандемии
16. Музыка и робототехника
17. Влияние страхов на эмоциональное развитие ребенка и роль родителей в этом процессе
18. Как приобщить ребёнка к чтению художественной литературы
19. Развиваем у дошкольников речь и уверенность в себе через публичные выступления
20. Метеостанция в детском саду
1. Опытно-экспериментальная деятельность со звуками в семье и группе ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
2. Формирование положительного эмоционального отклика детей средствами речетворческой деятельности ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
3. Совместная театрализованная деятельность как эффективная форма взаимодействия с семьями воспитанников ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
4. Развитие музыкально-ритмических способностей дошкольников средствами интерактивных цифровых технологий ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
5. Реализация творческих идей посредством потенциала семей воспитанников ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
6. Проект «Мандарин – новогодний фрукт» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
7. Особенности взаимодействия дошкольного коллектива с семьями обучающихся ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
8. Детско-родительский клуб «Семейный театр “Маленькая страна”» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
9. Литературная гостиная как форма взаимодействия всех участников образовательных отношений ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
10. Взаимодействие педагогов и родителей в создании психологически комфортной среды в ДОУ ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
11. Взаимодействие семьи и детского сада в развитии позитивной социализации у старших дошкольников через техническое творчество ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
12. Семья и образование: организация эффективной системы взаимодействия в детском саду ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
13. Использование потенциала социальных партнеров для формирования ценностных ориентиров семьи ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
14. «Круги Эйлера» как инструмент развития речи у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
15. Взаимодействие с социумом как ресурс реализации задач дошкольного образования ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
16. Использование дыхательных упражнений для развития голосового аппарата детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
17. Нетрадиционное рисование ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
18. Взаимодействие семьи и ДОУ с помощью компьютерных технологий ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
19. Эффективные формы взаимодействия ДОО и семьи ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
20. Работа с родителями по формированию основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 115, декабрь 2024

Страницы