Пальчиковые игры как основа развития речи детей 2-4 года
В период младшего дошкольного возраста мелкая моторика ребенка отражает то, как он развивается, насколько хорошо формируются его интеллектуальные способности. Дети с недостаточно хорошо развитой ручной моторикой испытывают определенные трудности – неловко держат ложку, карандаш, не могут застегнуть пуговицы, завязать шнурки на обуви. Им трудно собирать детали конструктора, работать с аппликациями, пазлами и мозаикой. В результате процесс познания окружающего мира у ребенка серьезно затрудняется, он чувствует себя несостоятельным в элементарных действиях, доступных сверстникам, что со временем приводит к трудностям обучения в школе.
Одним из наиболее важных аспектов развития ручной моторики в дошкольном возрасте является развитие речевых навыков. Формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движения пальцев достигают достаточной точности, то есть развитие речи улучшается под воздействием импульсов, идущих от рук. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук являются мощным средством улучшения здоровья мозга. Наряду с развитием мелкой моторики улучшаются память и внимание, а также расширяется словарный запас. Доказано, что мысль и глаз ребенка движутся с той же скоростью, что и рука, поэтому от того, насколько ловко ребенок научится управлять своими пальцами, зависит его дальнейшее развитие, в том числе речевое [5].
Отмечается, что на современном этапе у многих детей, поступающих в детский сад, уровень речевого развития является недостаточно высоким для данного возрастного этапа, вплоть до того, что ребенок вообще не умеет разговаривать. Во многом это объясняется тем, что родители редко общаются с детьми, ссылаясь на усталость после работы, а также тем, что сами дети стали меньше говорить, т.к. больше смотрят и слушают, т.е. компьютер, телевизор и смартфон занимают в жизни ребенка больше места, чем реальное общение. По этим же причинам развитию ручной моторики также уделяется недостаточно внимания. Кроме того, многие дети сегодня редко делают что-то своими руками, т.к. современные игрушки и вещи максимально удобны, но не эффективны для развития моторики (одежда и обувь на липучках вместо шнурков и пуговиц, книги и пособия с наклейками и др.) [2]. Все это показывает, что необходимо уделять должное внимание развитию ручной моторики как несомненно важному фактору становления речи младших дошкольников. Особенно эффективно этому способствует игровая форма как наиболее увлекательная и занимательная для детей данной возрастной группы [4].
Игра, доставляя ребенку удовольствие и радость, значительно стимулирует активное восприятие речи и формирование самостоятельной речевой деятельности. Это имеет особенно важное значение с учетом того, что дети младшего дошкольного возраста, даже играя в одиночку, зачастую высказывают свои мысли вслух (в то время как старшие дошкольники нередко играют молча). Работа над формированием речи детей младшего дошкольного возраста через развитие мелкой моторики рук и координации движений пальцев, выполняемая в игровой форме, позволяет достигать таких результатов, как улучшение координации артикуляционного аппарата и расширение словарного запаса у детей [6].
Можно обозначить следующие основные принципы проведения пальчиковых игр:
– упражнение следует делать вместе с ребенком, демонстрируя при этом собственную увлеченность игрой;
– выбор двух-трех упражнений должен постепенно заменяться новыми заданиями;
– не следует ставить перед ребенком сразу несколько сложных задач (например, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей младшего дошкольного возраста ограничен, и требование выполнить одновременно несколько заданий может значительно снизить интерес ребенка к игре;
– если ребенок не справился с заданием, следует обязательно разобраться с причинами неудачи и по возможности устранить их, например, скорректировать задание или попробовать другую похожую игру;
– при повторном проведении игр дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и конец фраз), поэтому необходимо работать с постепенным заучиванием текста наизусть таким образом, чтобы в результате дети произносили текст целиком, соотнося слова с движениями [7].
Этапы обучающих пальчиковых игр включают следующее:
1. Взрослый сначала сам показывает игру ребенку.
2. Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и руками ребенка.
3. Взрослый и ребенок выполняют движения одновременно, взрослый произносит текст.
4. Ребенок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, произносящего текст.
5. Ребенок выполняет движения и произносит текст, а взрослый подсказывает и помогает [1].
Наиболее эффективными пальчиковыми играми для развития речевых навыков младших дошкольников являются:
Шнуровка. Пальчиковые шнуровочные игры являются одним из наиболее действенных способов развития мелкомоторных навыков у детей младшего дошкольного возраста. Как правило, для пальчиковых шнуровочных игр используются увеличенные копии соответствующих предметов – пуговиц, ботинок, элементов одежды. Тренируясь шнуровать картонную или деревянную обувь, дети не только овладевают этими навыками, но и совершенствуют устную речь, а также увеличивают свой ручной моторный потенциал для письма в дальнейшем.
Мозаика. Работа с мозаикой представляет собой увлекательную развивающую игру для детей 2-4 лет. Во время игры с мозаикой у детей развиваются творческие способности, воображение, координация рук. С ее помощью дети учатся пространственному ориентированию, закрепляют знания о цветах радуги, развивают такие навыки, как усидчивость и умение делать выбор. Мозаичные картинки предоставляют ребенку неограниченные возможности для моделирования и создания разнообразных собственных рисунков. И даже простое копирование мозаичных картинок способствует развитию зрительной памяти, что, в свою очередь, благоприятно влияет на формирование речевых навыков.
Сортировка. Одно из любимых занятий младших дошкольников – складывать различные предметы в контейнер, коробку, ящик, сортируя их по разным параметрам, таким как цвет, форма, размер и др. Игровые задания, направленные на развитие ловких движений пальцев и кистей, могут быть следующими:
– сортировать овощи и фрукты по размеру, например, крупные яблоки класть в корзину, мелкие – на тарелку или в миску. То же самое можно выполнять с картофелем, луком и другими овощами или фруктами;
– разбирать горох, фасоль, крупу, выбирая и откладывая в сторону испорченные зерна и инородные включения;
– раскладывать разнообразные пуговицы на отдельные кучки, сортируя их по цвету, методу крепления (с двумя отверстиями, с четырьмя отверстиями или с петелькой), форме или размеру [3].
Таким образом, различные пальчиковые игры, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие представления, что очень нравится маленьким детям. При этом, конечно, необходимо помнить, что формирование культуры речи детей напрямую зависит от культуры и содержания речи взрослых – педагогов и родителей.
Список литературы
1. Бадретдинова, А.И. Пальчиковые игры в развитии речи детей раннего возраста / А.И. Бадретдинова, Р.Ф. Миннуллина // В сб.: Профессиональное самоопределение: современный аспект. – Киров: МЦИТО, 2020. – С. 50-52.
2. Баина, М.А. Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр / М.А. Баина // Экономика и социум. – 2017. – № 12 (43). – С. 1837-1839.
3. Кичук, Ю.М. Развитие речи с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий / Ю.М. Кичук // Вестник научных конференций. – 2020. – № 11-4 (63). – С. 54-55.
4. Круглова, Л.А. Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей раннего возраста / Л.А. Круглова // В сб.: Современные проблемы и перспективные направления инновационного развития науки. – Уфа: Аэтерна, 2019. – С. 158-161.
5. Мальцева, Ю.В. Пальчиковые игры как способ развития речи детей дошкольного возраста / Ю.В. Мальцева // Вестник научных конференций. – 2019. – № 12-3 (52). – С. 41-43.
6. Савельева, И.В. Роль пальчиковых игр в развитии речи детей младшего дошкольного возраста / И.В. Савельева // Вестник научных конференций. – 2020. – № 2-3 (54). – С. 72-73.
7. Чудайкина, С.А. Пальчиковые игры в развитии речи детей 3-4 лет / С.А. Чудайкина // В сб.: Проблемы и перспективы развития дошкольного и начального образования. – Нижний Новгород: НГПУ, 2019. – С. 324-326.
Количество просмотров: 6925 |
Добавить комментарий