Анализ организации воспитательно-патриотической деятельности с детьми младшего дошкольного возраста

 
 

Ершова Мария Николаевна,

воспитатель МБДОУ д/с № 388 г. Новосибирска

 

Анализ организации воспитательно-патриотической деятельности с детьми младшего дошкольного возраста

В условиях современной России как никогда важной становится воспитательно-патриотическая работа с детьми всех возрастов. Проявление у детей таких качеств, как справедливость, забота о тех, кто слабее, чувство гордости за свою страну, за ее достижения, стремление быть полезным членом сообщества, умение поступиться личными интересами в интересах общего дела.

Данная задача выполнима лишь совместными усилиями коллективов образовательных организаций, учреждений дополнительного образования детей, например, патриотических клубов, а также семьи и, конечно же, с учетом интересов самого ребенка.

Патриотическое воспитание является составной частью образовательного процесса в МБДОУ д/с № 388 города Новосибирска. В Программе воспитания МКДОУ д/с № 388, внедренной в работу в 2021-22 гг., зафиксирована рекомендация «особое внимание уделять семейным ценностям и гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников».

В соответствии с актуальностью темы патриотического воспитания, целью данной статьи является анализ организации воспитательной работы в рассматриваемой дошкольной образовательной организации.

Я работаю во второй младшей группе (возраст детей 3-4 года). В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.

Цель и задачи, стоящие перед семьей и детским садом, едины: воспитать здоровых, всесторонне развитых людей, горячо любящих свою Родину. Если родители и воспитатели объединят свои усилия и обеспечат детям защиту, эмоциональный комфорт, интересную содержательную жизнь и в детском саду и дома, а детский сад будет способствовать их развитию, умению общаться со сверстниками, поможет подготовиться к школе, то всё это пойдёт детям на благо.

Формировать патриотические чувства важно уже с раннего детства, при этом необходимо учитывать, что они складываются у каждого ребенка индивидуально. Одним из главных факторов формирования патриотического сознания детей является воспитание любви к самому близкому окружению ребёнка – семье, дому, детскому саду и своему родному городу.

Как отмечается в инновационной программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, в направлении патриотического воспитания для детей в возрасте 3-4 года предусмотрено следующее:

– Формировать первичные представления о малой родине: напоминать детям название города (поселка), в котором они живут; обсуждать с детьми, где они гуляли в выходные дни (в парке, сквере, детском городке) и пр.

– Воспитывать интерес и любовь к малой родине.

– В дни праздников обращать внимание детей на красочное оформление зала детского сада, воспитывать чувство сопричастности к жизни дошкольного учреждения, страны.

В задачи моей работы в патриотическом направлении входит:

– воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, дому, детскому саду, улице, городу;

– формирование бережного отношения к природе и всему живому;

– воспитание уважения к труду;

– развитие интереса к национальным традициям и промыслам.

В связи с этим, при моем участии был организован уголок мини-музей «Сибирь многогранная», где были представлены традиционные куклы – матрешки, народные игрушки, посуда, оформленная в различных стилях народной росписи: гжель, хохлома и т.д.

Дети с огромным интересом рассматривали музей, играли с предметами.

Данный учебный год предусматривает акцент на изучение родного края, города, где живут дети. В частности, в этом году проходил конкурс на уровне учреждения под названием «Достопримечательности города Новосибирска», в котором родители совместно с воспитанниками приняли активное участие и заняли призовые места. Также в ходе бесед в группе мы изучали культуру родного края; ходили в музеи и театры.

В МБДОУ д/с № 388 также проводятся уже ставшие традиционными для нашего детского сада такие мероприятия нравственно-патриотической направленности, как праздник Урожая, Широкая Масленица, Коляда, Зарница. Эти праздники имеют большое значение для культурного воспитания дошкольников. С их помощью открывается отличная возможность приобщения детей к истокам русской народной культуры, воспитания уважения, гордости за родную землю.

Такие праздники позволяют нам сохранять традиции своего народа, воспитывать у детей патриотические чувства, чувства любви и уважения к защитникам Родины на основе ярких впечатлений, конкретных исторических фактов, доступных детям и вызывающих у них эмоциональные переживания.

Таким образом, проанализировав деятельность педагогического состава по организации воспитательно-патриотической работы, можно сделать вывод: работа по патриотическому воспитанию в МБДОУ д/с № 388 города Новосибирска ведется системно и целенаправленно. В детском саду организовано взаимодействие педагогов с родителями воспитанников. Очень важно установить равноправное творческое взаимодействие с семьями своих воспитанников, которое является залогом полноценного развития ребёнка.

Список литературы:

1. Анализ образовательной работы МКДОУ д/с № 388 за 2021/2022 учебный год.

2. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. – Издание пятое (инновационное), испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. – c.336.

3. Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

4. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года // утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р.

5. Ховятская, Н. Н. Значимость патриотического воспитания в дошкольном возрасте / Н. Н. Ховятская, Е. И. Тынкова. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2022. – № 12 (407). – С. 276-279.

Количество просмотров: 3795  

Добавить комментарий

1. Наставничество – основа качественной и стабильной работы дошкольной образовательной организации
2. Система наставничества в рамках проекта «Создание инновационной комплексной системы взаимодействия с участниками образовательного процесса по профилактике речевых нарушений у детей раннего возраста»
3. Развитие интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста
4. Наставничество как стратегический ресурс повышения качества дошкольного образования
5. Организация работы с родителями в соответствии с ФОП ДО
6. Национальная культура народов Сибири
7. Наставничество как основа профессионального развития педагога
8. Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством фольклора
9. Наставничество как стратегический ресурс повышения качества образования
10. Эффективное внедрение гибкого планирования при реализации основных задач образовательной программы ДОО согласно ФОП ДО
11. Использование наставничества в образовательной деятельности с детьми в условиях ФОП ДО
12. «Рецепт» моей наставнической деятельности
13. Опыт работы по патриотическому воспитанию дошкольников посредством технологии «Посткроссинг»
14. Формирование предпосылок функциональной читательской грамотности в ДОУ посредством развивающей предметно-пространственной среды
15. Роль старшего воспитателя в повышении качества образовательного процесса
16. Развитие чувства ритма дошкольников при обучении игре на деревянных ложках
17. Создание в группе центра патриотического воспитания дошкольников
18. Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности детей дошкольного возраста
19. Наставничество как стратегический ресурс повышения качества образования
20. Азбука дорожного движения

Страницы

1. Опыт использования реджио-педагогики в ДОО ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
2. Значение речевой игры в формировании предпосылок функциональной грамотности ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
3. Создание инклюзивного образовательного пространства в ДОО ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
4. Народные игры в системе развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья на музыкальных занятиях ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
5. Формирование лексико-грамматического строя речи у дошкольников 5-7 лет с общим недоразвитием речи при дизартрии средствами логопедических сказок ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
6. «Умный пол» как элемент РППС в период адаптации детей раннего возраста ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
7. Слушать, слышать и воспринимать… ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
8. Личностно-ориентированный подход в детском саду: творчество без границ ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
9. Нетрадиционное творчество в младшем дошкольном возрасте ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
10. Формирование культуры правильного питания у дошкольников ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
11. Искусство оригами как средство формирования математических представлений у старших дошкольников ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
12. Литературный квест как средство социокультурного развития дошкольников в процессе приобщения к художественной литературе ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
13. Создание речи: инновационный подход к развитию речи у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
14. Семейная культура как основа речевого благополучия ребенка ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
15. Семья и образование: организация эффективной системы взаимодействия в дошкольном образовательном учреждении ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
16. Дети в семьях мигрантов: проблемы и пути их решения ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
17. Дошкольное образование будущего: как технологии меняют обучение? ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
18. Субъектность как важное условие формирования успешной личности ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
19. Использование метода проектов в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
20. Педагогические методики: из детского сада в семью. Современные формы просвещения родителей ДОО ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025

Страницы