Духовно-нравственное воспитание современных школьников

 
 

Кувалдина Елена Ивановна,

учитель музыки высшей квалификационной категории

МБОУ СОШ № 57 г. Новосибирска

 

Духовно-нравственное воспитание современных школьников

Воспитание ребёнка только тогда будет эффективным и полным,

когда будет основываться на возвышении духовного и нравственного.

Шалва Амонашвили

В настоящее время много пишут и говорят о проблеме качества образования. В общегосударственном плане новое качество образования – это его соответствие современным жизненным потребностям развития страны. В педагогическом плане – это ориентация образования не столько на усвоение учащимися определённой суммы знаний, сколько на развитие личности. «Сегодня, когда перед нами стоят большие проблемы, в первую очередь, с воспитанием молодёжи, национальная образовательная система не может устраняться от духовного и нравственного воспитания личности» (Патриарх Кирилл).

Именно сегодня, когда так актуальна концепция духовно-нравственного и патриотического воспитания личности, необходимо дать нашим детям те нравственные устои, которые живы в людях старшего поколения. И уроки музыки – весьма благодатная почва для этого, поскольку воздействие музыки на подрастающее поколение происходит как на уровне сознания, так и на уровне эмоций и чувств. Ещё Аристотель считал музыку основным средством духовно-нравственного воспитания.

Огромное преимущество предметов гуманитарно-эстетического цикла в том, что такие общечеловеческие ценности и понятия, как честность, справедливость, гуманизм, долг, ответственность, честь, достоинство, а также гражданственность, патриотизм, уважение к предкам, героям Отечества, к государственной символике и многое другое – могут затрагиваться в той или иной степени практически на каждом уроке.

Так или иначе, каждый человек, независимо от возраста, ежедневно совершает личный нравственный выбор: сказать или промолчать, сделать или отложить, поддержать или отказаться, протянуть руку помощи или начать снимать происходящее на камеру телефона (примета нашего времени, увы). В жизни присутствуют свет и тьма, добро и зло, малодушие и великодушие. И… твой выбор. Важно именно сейчас заложить в детях те нравственные устои, на которых будет строиться их выбор, вся их дальнейшая жизнь.

Мы, взрослые, родители, педагоги, несём ответственность за нравственное формирование наших детей, внуков, воспитанников. Правильная гражданская позиция, умение быть убедительным в вопросах, что такое хорошо и что такое плохо, в контексте отражённого в произведениях искусства, в повседневной жизни, личный пример, наконец, – вот что даёт детям ясные ориентиры для определения своего гражданского места и нравственной позиции сегодня.

Перед нами стоит непростая задача – привить детям основы нравственной культуры. Непростая хотя бы потому, что в противовес истинной культуре выступает проникшая в социальные сети, телевидение, рекламу, в современные течения, увлечения и пр. псевдокультура с её ложными авторитетами. Ведь за манящей, привлекательной картинкой зачастую скрывается не такая уж безобидная, порой опасная суть.

Один только пример. Стритрейсеры (уличные гонщики) – среди молодёжи символ бесшабашности, крутизны. Вот только принципиальной разницы подростки между стритрейсерами и гонщиками попросту не видят. И тех, и других объединяет страсть к высоким скоростям. Но гонщики – это профессионалы, отличающиеся ответственностью, дисциплинированностью, осознанным отношением к тому, чем занимаются. И собираются они на специально обустроенных гоночных трассах с целью показать своё мастерство и технические возможности авто (кстати, соблюдение норм безопасности обязательно). Стритрейсеры же – полная противоположность им. Испытывая потребность в острых ощущениях, в том, что запрещено, игнорируя все принятые правила движения и безопасности в условиях города, эти подвергают опасности и себя, и других людей.

Это лишь один пример того, что схожие, на первый взгляд, явления, поступки часто неравнозначны по сути. Распознать, почувствовать ту грань, за которую переступить нельзя, безнравственно, наконец, опасно, взрослому-то человеку бывает сложно. А подростку, тем более.

Современная жизнь многогранна, мобильна, стремительна, и чем больше город, тем выше скорость. Укрыться от этого невозможно. Но можно и необходимо выработать иммунитет против неправильного, безнравственного, бездуховного. Помочь сориентироваться в переизбытке информации, разложить её «по полочкам», научить анализировать, вдумчиво и ответственно относиться ко всему, что говоришь и делаешь, формировать систему нравственных координат, при которой человек способен совершать нравственные поступки, думать и чувствовать в соответствии со своим духовным началом, можем только мы, взрослые.

И, без всякого пафоса, добрым или жестоким, прекрасным или уродливым, негативным или позитивным, человечество будет таким, какими мы вырастим наших детей. «От того как будет воспитываться молодежь, будет напрямую зависеть не только благополучие, а само существование суверенной России. От того, как будут воспитываться сегодня молодые люди, зависит также и их счастье, счастье их семей» (Патриарх Кирилл).

Количество просмотров: 3575  

Добавить комментарий

1. Организация патриотического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: современные подходы и практические рекомендации ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
2. Кубик Блума как средство патриотического развития ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
3. Технология «Лаборатория историй»: патриотическое воспитание через развитие читательской грамотности дошкольников ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
4. Развитие межличностных и командных навыков через участие в патриотических проектах ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
5. Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
6. Сетевой проект нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников с детскими садами России «Калейдоскоп культур России» ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
7. Краеведение в детском саду ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
8. Патриотическое воспитание дошкольников через знакомство с произведениями народных мастеров ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
9. «Откуда появляются шерстяные вещи. Прядение»: знакомство дошкольников с русскими народными промыслами ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
10. Наследие русской народной культуры в образовательных практиках ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
11. Народные хороводные игры как средство развития детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
12. Военно-патриотическое воспитание молодёжи как фактор формирования гражданина России ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
13. Организация предметно-развивающей пространственной среды по теме «Народные промыслы» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
14. Экскурсионно-образовательный туризм как элемент патриотического воспитания на примере Дзержинского района города Новосибирска ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
15. Формирование нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
16. «Богата и привольна Родина моя, и промыслом народным славится она»: приобщение дошкольников к истокам русской культуры ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
17. Формы патриотического воспитания младших школьников ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
18. Году юбилея Победы в Великой Отечественной войне и Году защитника Отечества посвящается… ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
19. Дети блокадного Ленинграда. Помним! ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
20. Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры на примере дошкольной группы «Золушка» МКОУ Чикская СОШ № 6 имени Д. К. Потапова ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025

Страницы