Дневниковый дискурс и его дидактический потенциал (приемы работы по рассказу Н. Носова «Дневник Коли Синицына», 4 класс)

 
 

Фищукова Маргарита Федоровна,

учитель литературы высшей квалификационной категории
МАОУ «Лицей № 9» г. Новосибирска

 

Дневниковый дискурс и его дидактический потенциал (приемы работы по рассказу Н. Носова «Дневник Коли Синицына», 4 класс)

В статье представлены приемы работы на уроках литературного чтения, которые позволяют формировать жанровое мышление у младших школьников. А это одна из важнейших целей литературного образования. Достижение данной цели в младшей школе позволяет осуществлять преемственность школ (младшего и среднего звена).

Известна технология литературного образования Т.В. Троицкой и О.Е. Петуховой, конечная цель которой – формирование жанрового мышления обучаемых. Это альтернативная технология, по ней работают единицы. Попробуем в статье рассказать, как можно развернуть в этом направлении некоторые материалы учебника Л.Ф. Климановой, Л.А. Виноградской, М.В. Бойкиной «Литературное чтение», 4 класс, М.,«Просвещение», 2015. По этому пособию работает большинство учителей.

Представим потенциал мемуарной литературы как формы художественной литературы и как жанра детской работы. Полагаем, что можно давать элементарные представления о мемуарной литературе (воспоминания, дневники, письма) уже в 4 классе, т.к. некоторые задания учебника «Литературное чтение» ориентированы на знание жанровых особенностей данной литературы.

Например, на стр. 84 первой части учебника после стихотворения Е. Благининой «Папе на фронт» ученикам предлагается следующее задание: «Представьте себе, что вы ждете отца с фронта. Напишите ему письмо. Воспользуйтесь словами из «Творческой тетради».

Или другое задание первой части на стр. 96 – ученикам предлагается собрать воспоминания бабушек и дедушек для «Книги воспоминаний» в рамках творческого проекта «Нам не нужна война».

В статье мы делаем акцент на дневниковом дискурсе и его дидактическом потенциале на уроках литературного чтения. Представим возможные способы развертывания учебного материала на уроке по фрагменту рассказа Н. Носова «Дневник Коли Синицына». Фрагмент рассказа представлен пятью дневниковыми записями. Не надо предлагать ученикам читать рассказ заранее. Учитель сам читает рассказ с остановками. Первую остановку учитель делает после предложения «Я задумал вести дневник» и спрашивает:

1. Что значит вести дневник?

Дальше беседу можно организовать с помощью вопросов учебника (стр.137):

2. Есть ли у вас дневник?

3. Что интересного вы успели записать в нем?

Продолжаем читать рассказ дальше до слов «Может быть, мне просто выдумать что-нибудь да написать?». Останавливаемся и спрашиваем:

4. Что обычно пишут в дневнике: правду или вымысел?

Подытожим детские ответы предложением из рассказа «Но это ведь не годится – в дневнике выдумки писать. Раз дневник, значит, нужно, чтоб все была правда». Скажем ученикам, что в этом предложении и заключена одна из главных особенностей дневника: его исповедальность, откровенность, правдивость, т.к. дневниковые записи автокоммуникативны. Можно обратить внимание на другую примету дневника – датированность записей.

Перед тем, как дочитать оставшийся фрагмент рассказа, разбираем задание учебника на стр. 137:

5. Докажите с помощью текста, что Коля благодаря дневнику научился думать и размышлять о себе.

Спрашиваем: Что значит доказать с помощью текста?

Интересное индивидуальное задание можно предложить по ходу чтения: посчитать, сколько раз во фрагменте используется слово «думать» (следует учитывать грамматические формы слова, однокоренные слова и синонимы). Количество повторов может удивить учеников, это удивление уместно перевести в вопрос:

6. Зачем так часто в рассказе используется слово «думать», а также и его грамматические формы, однокоренные слова и синонимы?

Совместный вывод: думать и размышлять о себе не так-то просто. Этому надо учиться, ведение дневника, оказывается, может способствовать развитию этого умения.

7. О чем думает Коля Снегирев? Назовите темы его размышлений?

Заканчиваем урок рефлексией.

Домашнее задание:

– предлагаем ученикам перечитать фрагмент,

– дать толкование словосочетанию «вечная ручка»,

– написать в форме дневниковой записи о своей коллекции или коллекции своих близких людей.

На следующем уроке после обсуждения выполненных заданий для расширения представления об особенностях дневниковых записей, для формирования смыслового чтения предлагаем выполнение клоуз-теста по фрагменту из рассказа Н. Носова «Дневник Коли Синицына», которого нет в учебнике.

Клоуз-тест

23 июня

Дома я думал о хвастовстве. Что такое хвастовство? Почему люди ? Вот, например, некоторые воображают, что они очень хорошие, и всем твердят, какие они . А зачем об этом твердить? Если ты хороший, то и без слов видно, что ты , а если ты нехороший, то сколько ни тверди, все равно тебе не поверят. А то есть еще такие люди, которые воображают, что они очень , и всем об этом рассказывают. А чего об этом говорить, если и так видно, красивый ты или некрасивый. А то еще попадаются такие люди, которые воображают, что они страшно умные, и вот они болтают, болтают, даже о том говорят, чего сами не понимают. И вот тут-то все видят, они или неумные.

Пропущенные слова: хвастают, хорошие, твердить, хороший, тверди, красивые, умные

2. После восстановления деформированного текста можно предложить дописывание этого фрагмента дневниковой записи Коли Снегирева за 23 июня. Дается начало предложения «По-моему, хвастовство …» –

У Н. Носова «По-моему, хвастовство – это просто глупость. Глупому всегда почему-то кажется, что он лучше других, а умный понимает, что другие еще, может быть, лучше его, значит, и хвастаться нечем.»

В средней и старшей школе учеников ждут новые встречи с дневником как формой художественного текста. Это и продуктивный жанр детского сочинения. О том, как мы разворачиваем учебный материал, можно прочитать в газете «Интерактивное образование» (2016, декабрь) в публикации «Дидактический потенциал дневникового дискурса: организация ситуации «продуктивного непонимания» для формирования смыслового чтения (В.Ф. Одоевский «Отрывки из журнала Маши»), 6 класс по учебнику Т.Ф. Курдюмовой».

Количество просмотров: 7964  

Комментарии

Спасибо большое! Очень полезный материал!

Страницы

Добавить комментарий

Target Image
1. Логоритмика в работе учителя-логопеда ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Познавательно-творческий проект для детей раннего дошкольного возраста «Этот загадочный космос» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Сценарий развлечения для детей средней группы на тему «Вредные и полезные продукты питания» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Сочиняем сказки сами! ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию для детей средней логопедической группы по теме «Мебель» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Проект «Сила воды» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Развитие связной речи у детей с умственной отсталостью посредством использования игровых технологий во внеурочное время ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Семинар-практикум «Учимся писать» для родителей учеников начальной школы ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Исследовательский проект «Доброта внутри нас» в комбинированной группе для детей 6-7 лет ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Сценарий внеурочного занятия для обучающихся 2-3 классов по теме «Что такое семья?» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Декада начальной школы в центре «Развитие» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Конкурс чтецов «Зимушка-зима» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
13. Проект в старшей группе детского сада «Хлеб всему голова» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
14. Дед Мороз желаний ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Проект во второй младшей группе ДОУ «Формирование и развитие познавательно-исследовательской деятельности посредством сенсорных игр» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе «Составление описательного рассказа о зиме по картинкам» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Конспект интегрированного занятия «Портрет друга» в старшей группе детского сада ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Поддержка детской инициативы через проект «Адвент-календарь «Создаем чудо своими руками» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Проект по обогащению предметно-пространственной среды «Уголок уединения» как аспект индивидуального подхода в ДОУ» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Проект «Спортивные и музыкальные объекты города Новосибирска» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы