Конспект НОД по развитию речи в средней группе с использованием элементов ТРИЗ. Тема: «Зима – лето»

 
 

Пурина Марина Геннадьевна,

воспитатель первой квалификационной категории

МКДОУ «Детский сад №77 комбинированного вида» г. Новосибирска

 

Конспект НОД по развитию речи в средней группе с использованием элементов ТРИЗ. Тема: «Зима – лето»

На сегодняшний день в рамках концепции развивающего обучения разработан ряд технологий развивающего обучения, отличающихся целевыми ориентациями, особенностями содержания и методики.

Под развивающим обучением понимается новый активно деятельностный тип обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному типу. Технология развивающего обучения направлена на целостное гармоничное развитие личности, где проявляется вся совокупность ее качеств. Из всех технологий развивающего обучения наибольший интерес вызывает технология развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности Г.С. Альтшуллера – ТРИЗ.

ТРИЗ ставит целью формирование правильного мышления и воспитание творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в различных областях деятельности. В ТРИЗ используется мировой опыт, накопленный в области создания методов решения изобретательских задач. Максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся с целью повышения результативности и уменьшения затрат в процессе образования. Исторически первой формой ТРИЗ являются «приемы». Приемы – это конкретные рекомендации по разрешению поставленной задачи.

Мною была предпринята попытка составить конспект НОД по развитию речи для детей средней группы с применением некоторых приемов ТРИЗ. Занятие получилось интересное, увлекательное, продуктивное. Перед детьми были поставлены задачи, которые они пытались решать самостоятельно, были выслушаны все суждения по тому или иному вопросу. Дети высказывали свои версии решения проблемы, каждый ребенок самореализовался и высказал свой вариант. Со своей стороны старалась не навязывать свои объяснения, а направлять мышление своих воспитанников.

Цель: Систематизация знаний детей о сезонных изменениях в природе.

Задачи:

Образовательные: обогащать словарный запас, обобщить знания детей о временах года, формировать навыки групповой работы в режиме «Мозгового штурма».

Развивающие: создать условия для закрепления навыка целенаправленного восприятия, развивать словесно-логическую память, мышление, воображение. Развивать фантазию, в процессе решения творческих задач. Закреплять правильное произношение звуков У, Х, Р, С, Ш. Произносить их протяжно с разной силой голоса. Правильно использовать в речи грамматические формы, умение согласовывать существительные с прилагательными. Формировать навыки связно-речевых высказываний.

Воспитывающие: закреплять умение вести спор, слышать друг друга, высказывать свою точку зрения, не боясь критики, тактично оценивать мнения других и т.п. Развивать у детей способность к анализу, стимулировать творческую активность в поиске решения проблемы. Способствовать сплочению детей, снижению тревожности, повышению самооценки.

Предварительная работа:

Заучивание пальчиковых игр «Зима», «Снежинка», «Лето», «Бабочка», «Снеговик».

Рассматривание иллюстрации на темы: «Зима», «Лето»,

Наблюдение в природе, беседы о зиме, о лете.

Просмотр мультфильма «Дед Мороз и лето». Цикл экспериментов со снегом и льдом.

Малоподвижные игры: «Снежинки», «Морозная зима», «Вот и лето наступило».

Дидактические игры с элементами ТРИЗ: «Узнавание», «Когда это бывает», «Кто что делает», «Цепочка слов».

Оборудование: аудиозапись «Вот оно какое наше лето»; подарочная коробка; игрушка песик би-ба-бо, белый и черный домик (плоскостные изображения), мольберт; цветы из бумаги разного цвета.

Методы и приемы:

Противоречия: игра «Белое-черное».

Ресурсный анализ: игра «Что бывает летом, а что бывает зимой».

Прием "ложная альтернатива" – лжезагадки.

Метод проблемной ситуации - «Мозговой штурм».

Ход НОД:

1.Вводная часть – 3 мин.

1.1. Упражнение «Добрый день»

В.: Я скажу слова: «Добрый день!» и назову кого-то из вас. Те, кого я назову, кивнут головой в знак приветствия всем участникам занятия. Попробуем?

-Добрый день всем девочкам! Добрый день всем мальчикам! Добрый день всем тем, кто сегодня чистил зубы! Добрый день тем, кто сегодня проснулся с хорошим настроением! Добрый день всем, кто любит животных! Добрый день всем, кто любит зиму! Добрый день всем, кто любит лето! Добрый день всем, кто хочет знать, чем мы сегодня будем заниматься! Молодцы! Как раз сегодня мы с вами поговорим о зиме и вспомним лето.

1.2. Игра психологической направленности «Клеевой дождик»

В.: Ребята, вы любите бегать под теплым летним дождем? Пока мы с вами разговаривали, пошел ласковый дождик. Но дождик оказался не простым, а волшебным – клеевым. Он склеил всех нас в одну цепочку (дети выстраиваются друг за другом, держа за плечи впереди стоящего) и теперь предлагает нам погулять.

Дети, держась друг за друга, передвигаются по комнате, преодолевая различные препятствия: обогнуть «широкое озеро», пробраться через «дремучий лес», прятаться от диких животных и др. Главное условие – дети не должны отцепляться друг от друга.

В.: Ну вот, дождик закончился, и мы снова можем спокойно двигаться. Высоко в небе светит ласковое солнышко, и нам захотелось прилечь в мягкую траву и позагорать. 

2. Основная часть – 15 мин.

2.1. Сюрпризный момент

В.: Ребята, пока мы гуляли под дождиком, вы ничего необычного и нового не заметили у нас в группе?

Д.: Заметили, под елкой стоит коробка.

В.: Действительно, здесь коробка и кто-то там шевелится! Да здесь песик маленький (игрушка би-ба-бо)

В.: Как ты сюда попал? И как тебя зовут?

Песик: Меня зовут Тотошка, а в коробке я очутился после того, как доел все сладости Новогоднего подарка, пригрелся и заснул. Я так люблю Новый год – мой любимый праздник, люблю зиму – мое любимое время года!

В: Тотошка, не только ты любишь это время года. Я думаю, ребятам тоже нравится зима. Ты садись, устраивайся поудобнее и послушай, что дети расскажут о зиме.

2.2. Игра «Черное –белое» (Противоречия в зиме)

Выставляется картинка с изображением зимы и белый домик.

В.: Ребята почему вам нравится зима?

Д.: Зимой наш любимый праздник, приходит Дед Мороз, приносит подарки! Зимой можно на санках и на лыжах кататься. В снежки играть, прыгать по сугробам! Можно крепость строить и туннели в сугробах прокапывать. Лепить снежную бабу. Наблюдать за снегопадом. Можно проводить опыты со снегом и льдом.

Выставляется черный домик.

В: Неужели все хорошо зимой? А что плохо зимой?

Д: Плохо, когда приходят сильные морозы, можно замерзнуть. Когда гололед на дороге, можно поскользнуться и упасть, повредить себе что-нибудь. По глубокому снегу трудно ходить. Много одежды нужно на себя надевать…

В: Тотошка, тебе понравились ответы ребят?

Тотошка: Да, мне очень понравились ответы! Значит выходит, что в зиме есть, и хорошее, и плохое.

2.3. Игра «Что бывает летом, а что бывает зимой».

Звучит фонограмма песенки «Вот оно какое наше лето»

Тотошка: Ой, а я узнал эту песенку, а вы догадались?

Д.: Мы тоже догадались, она из мультфильма «Дед Мороз и лето»

В.: Дети вставайте в круг и подпоем песенке, вспомним лето!

В.: А теперь давайте поиграем в игру «Что бывает летом, что бывает зимой».

Я по очереди буду бросать вам мяч и говорить, что бывает летом, а вы мне в ответ, что бывает зимой!

В: Летом – жарко, а зимой?

Д: Холодно.

В: Летом на деревьях листья, а зимой?

Д: Листьев нет (или лежит снег, иней).

В: Летом день длинный, а зимой?

Д: Короткий.

В: Летом солнце поднимается высоко, а зимой?

Д: Низко.

В: Летом можно гулять на улице много и долго, а зимой?

Д: Не долго.

В.: Летом можно бегать по лужам, а зимой?

Д.: Прыгать по сугробам.

В: Летом птицам сытно, а зимой?

Д: Голодно.

В: Летом земля покрыта травой и цветами, а зимой?

Д: Снегом.

В.: Молодцы!

2.4. Пальчиковая гимнастика «Лето».

Вот и лето наступает (соединять одноименные пальцы рук, начиная с больших).

Всех на отдых приглашает (соединять одноименные пальцы рук, начиная с мизинцев)

Будем плавать, загорать (круговые движения кистями)

И на даче отдыхать! (руки домиком над головой)

2.5. Прием ТРИЗ «Лжезагадки».

Тотошка: А я люблю загадки загадывать. Хотите вам загадаю? Только будьте внимательными, загадки не простые, с подвохом! Готовы?

Д.: Да!

Кто быстрее плавает – утёнок или цыплёнок?

Что растет не елке – шишки или сливы?

Кто быстрее долетит до цветка – бабочка или гусеница?

Кто громче мычит: петух или корова?

Как лучше сорвать арбуз с дерева?

Что будет с мухой, если она налетит на сосульку?

В.: Какие веселые загадки! Спасибо тебе, Тотошка!

2.6. Артикуляционная гимнастика «Звуки зимы»

В: Ребята, зимой на улице, в лесу, во дворе можно услышать разные звуки.

Как завывает вьюга?

Д: УУУУУУУУУУ (с различной силой голоса).

В: Как морозным днем хрустит под ногами снег?

Д: ХР-ХР-ХР-ХР!

В: Как дворник сметает метлой с порога снег?

Д: Ш-Ш-Ш-Ш!

В: Какой звук издают скользящие по лыжне лыжи?

Д: С - С - С - С!

В.: Ручки мерзнут. Подуем холодным воздухом!

Д.: Ф-Ф-Ф-Ф-Ф!

В.: Согреем ручки!

Д.: Х-Х-Х-Х-Х!

2.7. Проблемная ситуация

Тотошка: Ребята, какие вы молодцы! Вы очень многое знаете о зиме и о лете. Я хочу обратиться к вам за помощью, может вы мне поможете? Дело в том, что я никак не могу придумать, как помочь моему другу! А все потому, что он живет на юге и никогда не видел ни снега, ни льда! А ему так хочется! Чтобы такое придумать, чтобы он смог потрогать снег?

Обсуждение проводилось в режиме «мозгового штурма».

Высказывания детей:

Марина: Можно послать в посылке!

Саша К.: Нарисовать снег!

Вика Л.: Сфотографировать сугробы!

Оля: Вырезать снежинки из бумаги!

Саша К.: Пусть он нальет в стаканчик водичку и поставит его в морозилку, и потом потрогает лед!

Тотошка: Как интересно! Спасибо большое! Вы мне очень помогли! Я сейчас же напишу письмо моему другу и расскажу ему, как можно получить лед! Представляю, как он обрадуется! Это для него будет сюрприз! А я в благодарность оставил для вас в коробке конфетки, я же пошутил, что все сладости съел! Так что после занятия угощайтесь пожалуйста! Ну, я побежал письмо писать. До свидания!

3. Заключительная часть – 2 мин

Рефлексия «Цветочная поляна»

В: Ребята, наше занятие подошло к концу. Если вам сегодня было интересно, если вам понравилось играть в игры, находить противоречия, отгадывать загадки, то посадите на полянку яркие цветочки. Было неинтересно, скучно – посадите черные цветочки.

В.: Какая красочная полянка получилась! Я вижу, что вам понравилось!

За окном пока зима, мороз, но если вам захотелось нарисовать лето – цветы, траву, дождик, вы можете это сейчас сделать. Бумага, мелки, карандаши вас ждут!

Литература:

1. Измайлова Е. И. «Учимся думать и запоминать (технология ТРИЗ)» Москва, Изд-во АРКТИ, 2010 г.

2. www.igru-triz/htm1

Количество просмотров: 9010  

Добавить комментарий

Target Image
1. Логоритмика в работе учителя-логопеда ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Познавательно-творческий проект для детей раннего дошкольного возраста «Этот загадочный космос» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Сценарий развлечения для детей средней группы на тему «Вредные и полезные продукты питания» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Сочиняем сказки сами! ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию для детей средней логопедической группы по теме «Мебель» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Проект «Сила воды» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Развитие связной речи у детей с умственной отсталостью посредством использования игровых технологий во внеурочное время ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Семинар-практикум «Учимся писать» для родителей учеников начальной школы ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Исследовательский проект «Доброта внутри нас» в комбинированной группе для детей 6-7 лет ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Сценарий внеурочного занятия для обучающихся 2-3 классов по теме «Что такое семья?» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Декада начальной школы в центре «Развитие» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Конкурс чтецов «Зимушка-зима» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
13. Проект в старшей группе детского сада «Хлеб всему голова» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
14. Дед Мороз желаний ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Проект во второй младшей группе ДОУ «Формирование и развитие познавательно-исследовательской деятельности посредством сенсорных игр» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе «Составление описательного рассказа о зиме по картинкам» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Конспект интегрированного занятия «Портрет друга» в старшей группе детского сада ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Поддержка детской инициативы через проект «Адвент-календарь «Создаем чудо своими руками» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Проект по обогащению предметно-пространственной среды «Уголок уединения» как аспект индивидуального подхода в ДОУ» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Проект «Спортивные и музыкальные объекты города Новосибирска» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы