Байки на уроках музыки

 
 

Гордеев Сергей Валентинович,

педагог дополнительного образования

Венгеровского Дома детского творчества Новосибирской области

 

Байки на уроках музыки

Занятия в музыкальных кружках домов детского творчества, как правило, уступают по количеству учебного материала обучению в детских музыкальных школах, где в учебный курс входят такие обязательные предметы, как музыкальная литература. Однако и в условиях кружковой работы важно не ограничиваться технической стороной обучения, а стремиться к более полноценному музыкальному воспитанию, включающему получение самой разнообразной информации о мире музыки. С этой целью был разработан цикл рассказов увлекательного характера о знаменитых музыкантах. Он предназначен для обучающихся объединения «Классическая гитара» Венгеровского дома детского творчества. Возможно, этот опыт пригодится коллегам – музыкальным педагогам, работающим в сфере дополнительного образования.

Эти рассказы – музыкантские байки, которые можно услышать в интервью музыкантов, прочесть в их мемуарах. Они основаны на примечательных случаях в жизни известных композиторов и исполнителей. Как это и бывает с байками, они могут встречаться в разных вариантах. Но в них всегда сохраняется зерно – повод, из-за которого байка возникла. Это может быть удачная шутка, какое-то необычное приключение, поступок, выразительно характеризующий героя рассказа. Подобные истории, рассказанные ученикам, помогут им понять, что мир классической музыки населён яркими и неординарными личностями – остроумными, обаятельными, способными на смелые и благородные поступки, – а вовсе не скучными персонажами, какими они предстают в энциклопедических статьях. Кроме того, эти рассказы очень живо передают атмосферу времени, в котором жил и творил тот или иной музыкант.

Некоторые байки достаточно объёмны и составляют полноценный рассказ с развёрнутым сюжетом. Некоторые очень коротки. В таких случаях рассказ компонуется из нескольких историй. При этом могут использоваться разные источники. Например, в рассказ о С. Рихтере вошли материалы из интервью музыковеда Н. Зимяниной, книги Ю. Башмета и  фильма Б. Монсенжона. Совмещение в одном рассказе нескольких сюжетов позволяет высветить разные грани личности персонажа.

Рассказывая, необходимо объяснить учащимся, что слово «байки» выбрано для того, чтобы подчеркнуть увлекательный характер историй. В то же время нужно дать понять, что байки имеют фактическую основу, взяты из серьёзных источников и представляют большую ценность как свидетельства, фиксирующие характерные черты их героев. В байке о М. Юдиной и корове запечатлена легендарная отзывчивость и щедрость пианистки. Рассказ о М. Ростроповиче и Берлинской стене иллюстрирует гражданскую активность и сопричастность всему происходящему в мире, которые были свойственны музыканту.

Рассказы о ярких личностях в мире музыки имеют большой воспитательный потенциал для подростков, поскольку в них часто затрагиваются темы художника и общества, художника и времени, в котором он живёт. Кроме того, они позволяют коснуться самых разных вопросов, расширяющих кругозор юных музыкантов. Например, рассказ о Б. Пастернаке и А. Скрябине является хорошим поводом для того, чтобы поговорить о видах музыкального слуха. Рассказ о Ю. Башмете располагает к тому, чтобы разобраться в особенностях инструментов скрипичного семейства.

Нужно добавить, что такие рассказы весьма полезны для внесения разнообразия в структуру занятия и организации отдыха в процессе игры на инструменте.

Байки рассказываются по памяти во время занятия и занимают несколько минут. Рассказ сопровождается показом фотографий героя на экране компьютера. При этом даётся небольшая биографическая справка о музыканте. Если позволяет время, можно добавить видео- или аудиоматериал с примером исполнительской или композиторской работы.

Вот несколько примеров таких рассказов.

Три истории о Мстиславе Ростроповиче

1. Ростропович и Берлинская стена.

Мстислав Ростропович обладал особым даром – способностью совершать исторические поступки. Вот один из таких поступков. Это было в 1989-м году. Ростропович тогда жил в Париже. Ему звонит знакомая: «Срочно включи телевизор!» Ростропович включает телевизор – передают репортаж о разрушении Берлинской стены. Ростропович говорит себе: «Я должен быть там!» Он звонит французскому другу, у которого есть личный самолёт:

– Завтра я должен быть в Берлине!

– В котором часу вылетаем?

– В половине десятого!

Друг получает разрешение на полёт, и на следующий день они летят в Берлин. И вот Ростропович с виолончелью у стены, но ему нужно на чём-то сидеть. Он заходит в ближайшее здание и просит у консьержа стул, обещая вернуть его через полчаса. Консьерж узнал Ростроповича и стул предоставил. Рядом находились французские телевизионщики, они и сняли эти исторические кадры: сидя на одолженном стуле у разрушаемой Берлинской стены, русский музыкант Ростропович играет музыку немецкого композитора Баха. Ростропович сказал, что сделал это в память о тех, кто погиб за попытку преодолеть эту стену.

2. Ростропович и садовник – нобелевский лауреат

Ростропович прославился не только своим выдающимся исполнительским искусством, но также гражданской смелостью и замечательным чувством юмора. Вот случай, иллюстрирующий оба этих качества музыканта. Однажды Давид Ойстрах похвастался перед Ростроповичем своей породистой собакой, имеющей много собачьих наград. В ответ на это Ростропович сказал: «Это что, вот у меня садовник на даче – нобелевский лауреат!» И это была чистая правда. Этим садовником был опальный Солженицын, который действительно получил Нобелевскую премию по литературе. Ростропович, многим рискуя, предложил ему жить на своей даче. Чтобы писателя не могли осудить за тунеядство, Ростропович оформил его своим садовником.

3. Ростропович в роли лебедя

Ростропович любил шалости и розыгрыши. В 1990 году в Сан-Франциско праздновался 70-летний юбилей скрипача Исаака Стерна. Празднование включало концерт. Ростроповича попросили исполнить «Лебедя» Сен-Санса. Ростропович согласился, но поставил условие: никто не должен знать, что он будет выступать, и по приезду его в Сан-Франциско к нему должен прийти балетный портной. Условия были приняты. Когда Ростропович прилетел в Сан-Франциско, к нему в отель явился портной и сшил для него одежду балерины: пачку, трико, балетные туфли и т. д. Во время концерта, когда был объявлен его номер, Ростропович в этом костюме выплыл из-за кулис спиной к публике, подражая движениям балерины. Зал молчал. Ростропович подошёл к инструменту. Сыграл два такта, остановился, подошёл к ящику с канифолью и натёр ею смычок. И только тогда по залу пронеслось: «Ростропович!» Затем произведение уже было сыграно полностью. Номер имел большой успех. На следующий день газеты вышли с фотографиями Ростроповича в балетной пачке. А вот юбиляр обиделся: всё внимание было приковано к Ростроповичу, а не к нему.

Борис Пастернак, Скрябин и абсолютный слух

Борис Пастернак был одарён музыкально и в юности готовился стать композитором. Однако его мучило одно обстоятельство: у него не было абсолютного слуха. Пастернаку говорили, что абсолютного слуха не имели некоторые великие композиторы, в частности, Чайковский и Вагнер. Говорили также, что среди настройщиков фортепиано встречаются обладатели абсолютного слуха, что, однако, никак не делает их великими музыкантами. Однако это продолжало беспокоить Пастернака. Однажды он отправился к Скрябину показать свои сочинения. То, что он сыграл, очень понравилось композитору. Комментируя одно из сочинений, Скрябин захотел повторить фрагмент. Пастернак уступил ему место за роялем. Скрябин сел и сыграл фрагмент на память. Но сыграл в другой тональности, обнаружив у себя тот самый недостаток, из-за которого мучился юный Пастернак. Тогда Пастернак загадал: если на его признание в отсутствии абсолютного слуха Скрябин ответит таким же признанием, он продолжит заниматься композицией, а если Скрябин ответит расхожей фразой о Чайковском, Вагнере и настройщиках, тогда он оставит музыку. Скрябин ответил фразой о Чайковском, Вагнере и настройщиках.

Юрий Башмет, Чайльд-Гарольд и джинсы

Юрий Башмет с оркестром Валерия Гергиева приехал в Рим играть симфонию Г. Берлиоза «Гарольд в Италии», которая должна была транслироваться по радио. Башмета и Гергиева поселили в роскошных апартаментах. Не успели музыканты разложить багаж, как за ними прибыла машина – нужно было ехать  в концертный зал. Когда приехали, выяснилось, что забыли фрак Башмета. Музыкант приехал в чёрной рубашке с коротким рукавом в сеточку и чёрных джинсах в обтяжку. За фраком послали, а Башмет и Гергиев стали как могли тянуть время. Однако директор зала был неумолим: концерт и трансляция должны начаться минута в минуту. И вот – пора начинать. Башмет уже идёт к сцене. Когда до сцены остаётся уже пара шагов, ему привозят фрачную пару. Башмет успевает надеть фрак, но надеть брюки директор ему не даёт – он буквально выталкивает музыканта на сцену. В последнюю секунду Гергиев выдёргивает из джинсов Башмета широкий ремень с большой яркой пряжкой. И вот они на сцене. У этого произведения длинное оркестровое вступление. И Башмет в это время просто стоит. С ужасом он чувствует, что джинсы без ремня начинают сползать. Он их придерживает и думает, что же будет, когда он поднимет альт и станет играть. Но всё обошлось, джинсы не сползли. На следующий день появилась статья «Гарольд в джинсах и во фраке», в которой хвалили и исполнение, и наряд Башмета. Причём джинсам нашлось рациональное объяснение: в литературной основе произведения Чайльд-Гарольд путешествует в горах, что, конечно, было бы неудобно делать во фрачных брюках. Башмет утверждает, что это было его лучшее исполнение «Гарольда». Именно потому, что весь ненужный адреналин израсходовался на переживания по поводу костюма.

Четыре истории о Святославе Рихтере

Святослав Рихтер был очень тактичным человеком, но при этом обладал твёрдым характером, большим чувством собственного достоинства и был способен на весьма решительные поступки. Вот несколько случаев, демонстрирующих эти качества Рихтера.

1. Рихтер и преподавание

Рихтер не преподавал, но время от времени ему делали такие предложения. Однажды его уговорили. Он пришёл в консерваторию, его усадили за стол, дали бумагу, чтобы написать заявление. Секретарша диктует: прошу принять меня и т. д. Рихтер заметил, что он никого ни о чём не просит. Это его просят. Секретарша сказала, что это чистая формальность, что так принято и продолжила диктовать. Рихтер посидел молча, потом повторил: «Я никого ни о чём не прошу!», – встал из-за стола и ушёл. На этом всё закончилось.

2. Рихтер и фотограф

Однажды Рихтер давал концерт во Франции. Перед выступлением он попросил, чтобы его не фотографировали во время игры со вспышкой. Когда Рихтер вышел на сцену, он заметил в оркестровой яме фотографа, оснащённого аппаратом со вспышкой. Рихтер подошёл к яме, присел на корточки и вежливо попросил фотографа уйти. Фотограф ответил, что у него есть разрешение дирекции зала на съёмку. Рихтер сказал, что дирекция тут не при чём – это его, Рихтера, личная просьба. Фотограф ответил, что это его работа, он имеет разрешение и никуда не уйдёт. Рихтер сказал: «Тогда уйду я!» Он немного подождал, фотограф оставался на месте. Тогда Рихтер развернулся и ушёл. Уже на улице музыканта догнала его музыкальный агент во Франции. Она извинялась и умоляла вернуться. Рихтер согласился, но поставил условие: агент перед выступлением Рихтера должна выйти на сцену и рассказать публике, что произошло. Чтобы не было домыслов о капризном маэстро. Агент выполнила эту просьбу. Рихтер отыграл концерт. А после концерта он встал на защиту фотографа, которого собиралась побить публика.

3. Рихтер и виза для Башмета

Должны были состояться гастроли во Франции Рихтера и только начинающего свою карьеру альтиста Юрия Башмета. Вдруг выясняется, что Башмет «невыездной». Так называли в Советском Союзе тех, кого по тем или иным соображениям не выпускали за границу. Чаще всего это были те, кто, по мнению властей, мог не вернуться в страну. А это в те времена расценивалось как преступление. Причина же заключалась в том, что Башмет получил приглашение от дирижёра Герберта фон Караяна, а это Западный Берлин. Такие контакты не приветствовались. Узнав о том, что Башмету не дают выездную визу, Рихтер сказал, что, в таком случае, и он не будет выступать. Это означало срыв гастролей и скандал. Ультиматум подействовал. Башмета выпустили. Он с успехом выступил во Франции. После гастролей Башмет вернулся в СССР. Пройдя проверку на благонадёжность, он стал после этого случая выездным.

4. Рихтер и дом на берегу Оки

Рихтер всего себя посвятил исполнительскому искусству. Он чурался поклонников и всяческой шумихи, связанной с его именем. Рихтер предпочитал уединение. Вот что рассказывал скрипач Иегуди Минухин.

Дело было в Лондоне, осенью. После гастролей Рихтер собирался домой. Иегуди Минухин спросил его:

– Ну что, едете домой, в Россию?

– Да.

– Приедете, будете давать концерты в Москве?

– Нет, никогда не выступаю зимой.

– Наверное, поедете в Крым, к солнышку?

– Терпеть этого не могу!

– В таком случае, будете преподавать?

– Преподавать – ненавижу!

– Вероятно, будете ходить в театры?

– Никогда не хожу!

– Чем же вы займётесь?

И Рихтер ответил:

– У меня есть домик на берегу Оки – с вот такими толстыми стенами (показывает, разводя руки, метровую ширину) и с вот такими крохотными окнами (показывает «о» большим и указательным пальцами), вот туда я и отправлюсь.

Этот деревянный дом был построен по проекту Рихтера. Он стоял на отшибе. В нём была весьма аскетичная обстановка и не было ни электричества, ни водопровода.

Несколько историй о Марии Юдиной

1. Мария Юдина, Бах и корова

Пианистка Мария Юдина – одна из самых колоритных фигур в истории русской музыки XX века. Юдина была глубоко верующим человеком и вела аскетическую жизнь. Одевалось очень бедно и просто – как монашка. И жила очень бедно. Почти всё из того, что она зарабатывала (как консерваторский профессор, как исполнитель), Юдина отдавала другим. О её щедрости ходили легенды. Однажды Юдина в электричке разговорилась с незнакомой деревенской женщиной. Та жаловалась на нужду и на отсутствие коровы. В это время Юдина получила гонорар за пластинку с Бахом. На эти деньги она купила крестьянке корову.

2. Юдина – сестра милосердия

В первые дни войны Юдина записалась на курсы медсестёр и впоследствии работала в госпитале, продолжая выступать с концертами. Что, конечно, было очень тяжело: ведь для того чтобы выходить на сцену, нужно было много репетировать. Однако Юдина была невероятно волевым человеком и всегда очень много работала.

3. Юдина, концерт Моцарта и письмо в Кремль

Об этом случае из жизни Марии Юдиной рассказывал Шостакович. Однажды в радиокомитет позвонил Сталин. Он накануне слушал по радио концерт Моцарта для фортепиано с оркестром в исполнении Юдиной и хотел узнать, нет ли пластинки с такой записью. Пластинки такой не было, но сказали, что есть. Срочно собрали оркестр, привезли Юдину, сделали запись. На следующий день пластинка была готова и отправлена по назначению. Через некоторое время Юдиной пришла от Сталина крупная денежная сумма. Юдина ответила письмом, в котором написала, что будет молить бога, чтобы он простил Сталину его прегрешения, и что присланные ей деньги пойдут на ремонт церкви. Никаких неприятностей после этого письма не последовало.

4. Юдина с букетом для Шостаковича

В 1948 году вышло постановление ЦК о формализме в музыке. Жёсткой критике был подвергнут ряд композиторов, в том числе Шостакович. Как это было тогда принято, было устроено собрание композиторов, на котором партийная критика Шостаковича была подхвачена и развита его коллегами. После собрания он остался в полном одиночестве, все проходили мимо, не глядя на него. Когда Шостакович вышел на улицу, его там ждала Юдина с огромным букетом цветов.

5. Юдина и кеды

Смелость и бескомпромиссность Юдиной внушали уважение, но иногда были обременительны для окружающих. По ходу концерта она могла встать из-за рояля и прочесть стихи опального поэта, подвергая опасности не только себя, но и администрацию зала. Композитор Каретников вспоминал, что когда он развёлся, Юдина перестала с ним общаться. Забавный случай произошёл, когда в СССР приезжал Стравинский. На встречу с ним Юдина пошла в своей обычной чёрной робе и рваных кедах: «Пусть знает, как в Советском Союзе относятся к авангардистам!»

6. Юдина – паломница

Мария Юдина была одной из лучших исполнителей музыки Баха. Этого композитора она боготворила. Будучи в Лейпциге, она прошла через весь город босиком к могиле Баха.

Список источников

1. Башмет Ю. Вокзал мечты [Электронный ресурс]. Ю. Башмет. URL: https://e-libra.ru/read/98150-vokzal-mechty.html (дата обращения: 04.01.2020).

2. Волков С. Диалоги с Владимиром Спиваковым [Электронный ресурс]. С. Волков. URL: // https://www.litmir.me/br/?b=219736&p=1(дата обращения: 04.01.2020).

3. Волков С. Свидетельства. Воспоминания Дмитрия Шостаковича, записанные и отредактированные Соломоном Волковым [Электронный ресурс]. С. Волков. URL: // https://e-libra.ru/read/251700-svidetel-stvo-vospominaniya-dmitriya-shostakovicha-zapisannye-i-otredaktirovannye-solomonom-volkovym.html  (дата обращения: 05.01.2020).

4. Зимянина Н. Интервью на канале «Культура». Эфир от 01.08.2007.

5. Каретников Н. Темы с вариациями: рассказы [Электронный ресурс]. Н. Каретников. URL: // https://e-libra.ru/read/420809-temy-s-variaciyami-sbornik.html (дата обращения: 04.01.2020).

6. Мариенгоф А. Это вам, потомки! [Электронный ресурс]. А. Мариенгоф. URL: // https://e-libra.ru/read/449234-eto-vam-potomki.html (дата обращения: 04.01.2020).

7. Пастернак Б. Охранная грамота [Электронный ресурс]. Б. Пастернак. URL: // https://e-libra.ru/read/445615-ohrannaya-gramota.html (дата обращения: 03.01.2020).

8. Спивакова С. Не всё [Электронный ресурс]. С. Спивакова. URL: // https://e-libra.ru/read/331128-ne-vse.html (дата обращения: 04.01.2020).

9. Чистяков Г. Размышления с Евангелием в руках [Электронный ресурс]. Г. Чистяков. URL: // https://e-libra.ru/read/519341-s-evangeliem-v-rukah.html (дата обращения: 04.01.2020).

10. «Загадка Рихтера» (реж. Г. Ананов, 2015)

11. «Иегуди Менухин, скрипка века» (реж. Б. Монсенжон, 1996).

12. «Мстислав Ростропович. Просто Слава» (реж. А. Владимиров, 2019).

Количество просмотров: 5576  

Добавить комментарий

Target Image
1. Активизация творческого мышления учащихся на уроках музыкальной литературы: метод «мозгового штурма»
2. Опыт работы по использованию этнографического материала в образовательном процессе творческого объединения текстильной куклы и игрушки «Сибирочка»
3. Синтез инновационных и традиционных образовательных технологий в практике педагогов-музыкантов
4. Влияние живой музыки на детей, занимающихся в хореографическом коллективе дополнительного образования
5. Интерактивные методы обучения как средство формирования учебной мотивации учащихся
6. Байки на уроках музыки
7. Культурное волонтерство: популяризация народного музыкального искусства
8. Навигатор дополнительного образования детей Новосибирской области – путеводитель родителей в системе дополнительного образования детей
9. Сила голоса: вокальное развитие ребенка в театральной студии
10. Актуальность организации внеучебной деятельности в детском хоровом коллективе
11. Вариативный подход в использовании методов и приемов обучения декоративно-прикладному творчеству в технике коллажа
12. Профессионально ориентирующий потенциал образовательного процесса в условиях дополнительного образования
13. Воспитание нравственных качеств и культуры поведения у детей дошкольного возраста в процессе занятий по развитию речи в системе дополнительного образования
14. Фольклорно-этнографическая игровая программа «К бабушке в деревню»
15. Совместная практическая деятельность как форма взаимодействия с родителями одаренных детей в дополнительном образовании
16. Использование проектных технологий для развития познавательных интересов при обучении музыкальному искусству
17. Развитие певческих навыков у детей посредством специальных игр и упражнений в студии эстрадного вокала «Каприс»
1. Разработка методики стретчинга для спортсменов по спортивной аэробике ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Формирование уверенности в себе через развитие коммуникативных способностей детей в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Влияние детско-родительских отношений на творческую деятельность ребенка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Формирование сценического самочувствия при работе с детьми ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Родитель, ребенок, педагог. Эффективное партнерство ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Метод примера в объединении по техническому творчеству ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Проектирование традиций в творческом объединении «Юный модельер» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Роль эмоционального интеллекта в развитии способностей и успешности младшего школьника в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игровые методики для развития памяти у школьников на уроках сольфеджио и музыкальной литературы в Детской школе искусств ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Взаимодействие с социальными партнерами как способ повышения качества образования в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Опыт работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в инклюзивной группе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Роль фольклора в социализации детей-мигрантов ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Проектная деятельность в студии художественного творчества «Самоцветы» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
14. Организация и подготовка тематического концерта хорового коллектива в системе дополнительного образования ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Наставничество как форма организации жизни в подростковой группе фотошколы «Эдельвейс» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. Театральные встречи. Реализация наставнического потенциала культурно-развивающей среды города Новосибирска ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Наставническая работа с семьёй по формированию у обучающихся ценностного отношения к книге ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Патриотическое воспитание в объединении «IT для детей» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников и школьников в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Культурно-просветительская инициатива проектно-исследовательской деятельности образцового коллектива «Студия индийского танца «Васанта» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы