Воспитание нравственных качеств и культуры поведения у детей дошкольного возраста в процессе занятий по развитию речи в системе дополнительного образования

 
 

Стафеева Надежда Николаевна,

педагог дополнительного образования

МБУДО ЦВР «Пашинский» г. Новосибирска

 
 
 

Старкова Лилия Викторовна,

педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории

МБУДО ЦВР «Пашинский» г. Новосибирска

 

Воспитание нравственных качеств и культуры поведения у детей дошкольного возраста в процессе занятий по развитию речи в системе дополнительного образования

В. А. Сухомлинский утверждал: «Каждое мгновение той работы, которая называется воспитанием, – это творение будущего и взгляд в будущее». Эти слова Василия Александровича, сказанные в 20 веке, актуальны сегодня в век стремительных технологий.

Воспитание нравственных качеств и культуры поведения у детей дошкольного возраста – одна из проблем, которую предстоит решать педагогам. Современные дети – строители нашего «светлого» будущего, сегодня активные пользователи гаджетов. В руках «умных» родителей ребенок с гаджетом – развитие одаренности. Гаджеты в руках ребенка, предоставленного самому себе – вереница проблем, в том числе речевых и нравственных, связанных с культурой поведения.

В Центре внешкольной работы «Пашинский» объединением развития речи «Речевичок» руководит Стафеева Надежда Николаевна, педагог дополнительного образования с богатым опытом работы логопеда в дошкольной образовательной организации. Особое внимание педагог уделяет нравственному воспитанию подрастающего поколения, которое рассматривается как одна из важнейших сторон общего развития личности ребенка. В рамках реализуемой дополнительной общеобразовательной программы по развитию речи педагогом планируются и задачи нравственного воспитания и культуры поведения у детей дошкольного возраста.

Актуальность планирования воспитательной деятельности определяется стремлением оказать помощь детям в общении друг с другом и со взрослыми; воспитать у ребенка доброе отношение к окружающему миру, уважение и любовь к родной семье, родному дому, городу, Родине. Вопросы духовно-нравственного и патриотического воспитания особенно актуальны в настоящее время.

«Образование – это воспитание добродетелей», – писал В. А. Жуковский. Поэтому очень важно, чтобы педагог смог в ребенке воспитать духовно-нравственные качества: любовь, доброту, милосердие, сострадание, трудолюбие и др. Необходимо развивать эти качества с раннего детства, когда ребенок учится постигать азы своей семьи, Родины, приобщается к ее нормам, учится ощущать, радоваться и переживать. Тематическое планирование по воспитанию нравственных качеств предназначено для детей дошкольного возраста от 4 до 7 лет в объединении по развитию речи «Речевичок» и разработано на основе нормативных документов: Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования; дополнительная общеобразовательная программа по развитию речи «Речевичок».

Цель: создать условия для полноценного развития личности ребенка посредством овладения нормами и правилами нравственного воспитания.

Воспитывающие задачи: воспитывать интерес к родному языку на лучших образцах устного народного творчества; воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; воспитывать уважительное отношение к окружающему миру, к семье, к Родине; воспитывать культуру речевого общения; воспитывать культуру поведения дошкольника; формировать у ребенка культуру деятельности; формировать культурно-гигиенические навыки.

Занятия проводятся с детьми 2 раза в неделю, согласно учебно-тематическому плану по лексическим темам, как часть занятия по развитию речи.

Для достижения поставленной цели мебель и оборудование должны соответствовать физиологическим установленным нормам. В объединении должны быть созданы условия для воспитания трудолюбия и культуры поведения у детей: наличие фартуков, мыла, салфеток и др. Дети должны иметь свободный доступ к игрушкам, пособиям, самостоятельно приготовить рабочее место.

Отличительной особенностью нравственного воспитания является воспитание у ребенка дошкольного возраста развитие патриотических чувств и нравственных качеств: формирование этических представлений, социально-общественных норм и правил, уважение к взрослым, ответственное отношение к выполнению поручений, умение дружно играть и трудиться, договариваться между собой, справедливо оценивать свои поступки и поступки других людей, умение доводить начатое дело до конца.

Прогнозируемые результаты воспитательной работы конкретизируют требования Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к результатам освоения программы по нравственному воспитанию и представлены в виде целевых ориентиров, которые ребенок осваивает на этапе завершения им дошкольного образования.

Предметные целевые ориентиры:

1. Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.

2. Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, к Родине.

3. Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.

4. Формирование основ безопасности поведения в быту, социума, природе.

Метапредметные целевые ориентиры:

1. Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и детьми.

2. Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.

3. Формирование способности ребенка договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства; вера в себя.

Личностные целевые ориентиры:

1. Воспитание доброты, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.

2. Воспитание бережного отношения к природе, животным, птицам.

Нравственное воспитание детей осуществляется в ходе всего воспитательно-образовательного процесса по развитию речи. Эффективным средством воспитания является правильно организованное занятие, где педагог активизирует деятельность детей, их познавательные интересы, ненавязчиво, но целенаправленно помогает им развить определенные элементы нравственного сознания и нравственных чувств. Общение с детьми строится на основе доброжелательности. Она вызывает у детей эмоциональную отзывчивость, ответную доброжелательность и на ее основе – жизнерадостность, вежливость.

Ведущим принципом нравственного воспитания является комплексный подход в воспитании у детей положительных навыков и привычек в сочетании с единством и целостностью воспитательно-образовательного процесса.

Воспитательные воздействия педагогов и родителей на детей так же должны быть едиными, последовательными и постоянными, в сочетании с требовательностью, с уважением и доверием к ребенку. Первостепенное значение имеет пример педагога и родителей – важный и действенный пример для подражания. Однако, процесс воспитания культуры поведения очень сложен и предполагает сознательное и гибкое применение педагогом богатого арсенала различных методов.

Методы нравственного воспитания:

1. Наглядные методы: просмотр инсценировок, с оценкой поступков любимых героев; рассматривание и обсуждение репродукций картин, рисунков.

2. Словесные методы: оценка, пояснения действий, разъяснения, убеждения, обсуждения, этические беседы, чтение художественной литературы. 

3. Практические: упражнения в нравственных поступках; положительный пример других детей.

Закрепление форм нравственного поведения, превращение их в привычку и потребность происходит лишь на основе положительно-эмоционального отношения ребенка, как к самим совершаемым действиям, так и к тем взрослым, которые их организуют и регулируют. Тогда, нравственные чувства, уважение к педагогу, любовь к родителям, доброжелательность к сверстникам и другие, выступают, как самостоятельный движущий мотив поведения детей.

Учебно-тематическое планирование по воспитательной работе включает лексические темы и задачи воспитания нравственных качеств и культуры поведения дошкольников:

Тема: «Времена года». Задачи: воспитывать бережное отношение к окружающей природе, пособиям и игрушкам. Формировать коммуникативные навыки.

Тема: «Грибы и ягоды». Задачи: закрепить правила вежливого обращения и культуру поведения. Воспитывать трудолюбие.

Тема: «Овощи и фрукты». Задачи: воспитывать культурно-гигиенические навыки.  Формировать трудовые умения.

Тема: «Сбор урожая». Задачи: воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми. Оказывать взрослым помощь. Воспитывать радость от проделанной работы.

Тема: «Золотая осень». Задачи: воспитывать бережное отношение к природе, закрепить правила поведения в лесу, учить замечать красоту родной природы на лучших образцах устного народного творчества.

Тема: «Труд хлебороба». Задачи: воспитывать бережное отношение к хлебу, к труду хлебороба, заботу о птицах. Формировать позитивные установки к труду.

Тема: «Домашние животные и птицы». Задачи: воспитывать у детей стремление радовать старших хорошими поступками, желание ухаживать за домашними животными.

Тема: «Деревенский двор». Задачи: обобщить у детей представления о дружбе, учить оценивать поступки детей. Воспитывать желание оказывать помощь взрослым.

Тема: «Слова-действия». Задачи: формировать у детей основы безопасности жизнедеятельности.  Закрепить правила поведения на улице, на дороге.

Тема: «Дикие животные». Задачи: воспитывать у детей заботу о малышах, помогать им, защищать тех, кто слабее.

Тема: «Подготовка животных к зиме». Задачи: воспитывать заботливое отношение человека к животным и птицам. Оказывать помощь животным.

Тема: «Продукты питания». Задачи: закрепить правила вежливости. «В своих поступках следовать хорошему примеру». Закреплять культурно-гигиенические навыки.

Тема: «Зима». Задачи: воспитывать умения эстетически оценивать окружающую природу, закрепить правило: «Почитай родителей своих», «Уважай взрослых».

Тема: «Одежда и обувь». Задачи: воспитывать культуры поведения за столом и формировать трудовые навыки по уходу за одеждой и обувью.

Тема: «Посуда». Задачи: развивать волевые качества, умение ограничивать свои желания, доводить начатое дело до конца, оказывать посильную помощь семье накрывать на стол, помогать маме.

Тема: «Новый год». «Зимние забавы». Задачи: учить соблюдать правила уличного движения, профилактика переохлаждения детского организма.

Тема: «Зимние забавы». Задачи: знать меры безопасности в период гололедице и катание с горки. Воспитывать коммуникативные навыки у детей.

Тема: «Человек и семья». Задачи: воспитывать нравственные качества: сочувствие, отзывчивость, доброта, уважительное отношение к людям. Формировать социально-коммуникативные навыки.

Тема: «Профессии». Задачи: воспитывать уважение к труду взрослых, привить детям чувство благодарности к человеку за его труд.

Тема: «Человек. Семья». Задачи: воспитывать любовь к семье, дому, к Родине, формировать интерес к своей родословной.

Тема: «Мебель». Задачи: познакомить детей с «хозяйством семьи», воспитывать трудолюбие, самостоятельность, умение оценивать свою работу.

Тема: «Цвет», «Форма», «Величина». Задачи: закрепить правило: «Прежде чем, выполнить задание, подумай, как его выполнить лучше». Воспитывать целеустремленность, старательность.

Тема: «Погода и природные явления». Задачи: воспитывать интерес к явлениям природы, выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках, следовать хорошему примеру.

Тема: «День защитника Отечества». Задачи: воспитывать уважение к защитникам Отечества, к Российской Армии. Формировать представления о социокультурных ценностях нашего народа.

Тема: «Транспорт». Задачи: воспитывать у детей уважение к дому, семье, к родной земле, к Родине, к традициям русского народа. Учить соблюдать правила уличного движения, вырабатывать ориентировку в ближайшем окружении.

Тема: «Весна». «Мамин день». Задачи: воспитывать действенное чувство любви к маме. Привлекать детей к посильному участию в подготовке семейных праздников.

Тема: «Прилет птиц». Задачи: учить детей вести себя так, чтобы не навредить природе. Воспитывать заботу о птицах. Любознательность.

Тема: «Цветы». Задачи: воспитывать желание деятельно участвовать в домашних заботах, иметь постоянный круг обязанностей, самостоятельно и аккуратно выполнять их. Помочь детям осознать свои возможности в выполнении трудовых навыков и вызвать стремление их выполнять.

Тема: «Деревья». Задачи: воспитывать любовь к природе и заботу о ней. Воспитывать интерес к родному языку на лучших образцах устного народного творчества.

Тема: «Времена года». «Приметы». Задачи: закреплять знания о временах года в дидактических играх. Формировать взаимоотношения детей в процессе игры. Учить детей договариваться о будущей игре, соблюдать ее правила, быть справедливым в игре. Воспитывать культуру речевого общения.

Тема: «Лес - наше богатство». Задачи: закрепить правила поведения в лесу, соблюдать технику безопасности: не играть с огнем, не брать спички, убирать за собой мусор.

Тема: «Школа. Школьные принадлежности». Задачи: формировать предпосылки учебной деятельности. Воспитывать уважение к труду учителя, желание учиться.

Тема: «День Победы». День Победы». Задачи: воспитывать уважение к героям и ветеранам войны, любовь к Родине.

Тема: «Весна. Растения луга и сада». Задачи: воспитывать бережное отношение к растениям и насекомым, объяснить, что в природе все взаимосвязано. Закрепить правило «Не убей мухи и ей больно».

Тема: «Изменения в природе». Задачи: воспитывать интерес к растительному миру, желание трудиться, помогать взрослым. Закрепить приметы и пословицы о весне. Учить замечать красоту окружающей природы, беречь ее.

Тема: «Лето». «Насекомые». Задачи: закрепить основные правила охраны жизни и здоровья детей в летнее время. Воспитывать бережное и заботливое отношение к природе. Воспитывать интерес к фольклору, художественному слову.

Краткое содержание занятий по нравственному воспитанию и культуры поведения у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Сентябрь. 1-ая неделя. Занятие 1. Тема: «Времена года. Лето».

1. Напомнить детям правило, что каждый ребенок должен самостоятельно приготовить все необходимое для занятия. Проверить, как дети справляются с этим. Обратить внимание, что дети, которые не приготовились к занятию, отнимают время у педагога и у своих товарищей. Воспитывать бережное отношение к пособиям, игрушкам.

2. Познакомить с пословицами: не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож. Что делано наспех, то и сделано на смех.

3. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе.

Сентябрь. 2-ая неделя. Занятие 2.  Тема: «Грибы, ягоды».

1. «Будь приветлив и вежлив со всеми». На занятии по развитию речи закрепить знакомые правила поведения: здороваться, прощаться, не перебивать во время разговора старших, во время разговора смотреть на собеседника.

2. Закрепить слова вежливого обращения: «Здравствуйте»; «Доброе утро»; «Добрый день»; «Добрый вечер»; «До свидания»; «Будьте добры»; «Благодарю»; «Разрешите войти»; «Простите».

3. Запомнить пословицу: «С детства не научишься – всю жизнь намучаешься». Воспитывать трудолюбие.

Сентябрь. 3-я неделя. Занятие 3.  «Тема: «Овощи и фрукты».

1. Напомнить детям, чтобы хорошо мыли овощи и фрукты. «Тщательно старайся мыть руки перед едой, после пользования туалетом, прогулки, ухода за животными». 

2. Закрепить у детей культурно-гигиенические навыки: вставай утром в одно и то же время; обязательно делай утреннюю гимнастику; тщательно умывайся, обязательно чисти зубы, аккуратно причесывайся;

3. Предложить детям прослушать пословицу и объяснить, как они ее понимают: «В здоровом теле – здоровый дух».

4. Воспитывать трудовые навыки.

Сентябрь. 4-ая неделя.  Занятие 4. Тема: «Сбор овощей».

1. Беседа с детьми о том, как они выполняют знакомые им правила: будь приветлив и вежлив со всеми: со взрослыми и детьми; умей выслушать товарища, не перебивая его, будь внимателен к нему; справедливо разрешай спор; за свои ошибки отвечай сам, не перекладывай вину на другого   товарища.

2. Чтение произведения для этической беседы по выбору педагога)

3. Воспитывать желание оказывать взрослым посильную помощь дома и на огороде, испытывать радость от проделанной работы.

Многолетняя система работы по формированию нравственных качеств и культуры поведения позволяет Надежде Николаевне воспитывать в детях дошкольного возраста, осваивающих программу по развитию речи любовь, доброту, милосердие, сострадание, трудолюбие. Как утверждал Л. Н. Толстой: «Если педагог соединяет в себе любовь к делу и ученикам, он – совершенный педагог.

Использованная литература

1. Комарова О.А. Развитие духовно-нравственной сферы личности ребенка в условиях ФГОС ДО/ О.А. Комарова, В.Ю. Комарова// Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. 2015. - №3.  С.18-26.

2. Курочкина И. Воспитание доброжелательно-уважительных отношений в свете реализации ФГОС ДО/ И. Курочкина/ Детский сад от А до 2015. №2.

3. Миткевич Л.В. Родительские собрания в детском саду. - М., «Скрипторий 2003», 2012.   

4. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. М., 1986.

5. Программа воспитания и обучения детей «От рождения до школы» /Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой М.: Мозаика – Синтез, 2012.

6. Федеральный Государственный Образовательный стандарт дошкольного образования. ТЦ «Сфера», 2014.

Количество просмотров: 5448  

Добавить комментарий

Target Image
1. Активизация творческого мышления учащихся на уроках музыкальной литературы: метод «мозгового штурма»
2. Опыт работы по использованию этнографического материала в образовательном процессе творческого объединения текстильной куклы и игрушки «Сибирочка»
3. Синтез инновационных и традиционных образовательных технологий в практике педагогов-музыкантов
4. Влияние живой музыки на детей, занимающихся в хореографическом коллективе дополнительного образования
5. Интерактивные методы обучения как средство формирования учебной мотивации учащихся
6. Байки на уроках музыки
7. Культурное волонтерство: популяризация народного музыкального искусства
8. Навигатор дополнительного образования детей Новосибирской области – путеводитель родителей в системе дополнительного образования детей
9. Сила голоса: вокальное развитие ребенка в театральной студии
10. Актуальность организации внеучебной деятельности в детском хоровом коллективе
11. Вариативный подход в использовании методов и приемов обучения декоративно-прикладному творчеству в технике коллажа
12. Профессионально ориентирующий потенциал образовательного процесса в условиях дополнительного образования
13. Воспитание нравственных качеств и культуры поведения у детей дошкольного возраста в процессе занятий по развитию речи в системе дополнительного образования
14. Фольклорно-этнографическая игровая программа «К бабушке в деревню»
15. Совместная практическая деятельность как форма взаимодействия с родителями одаренных детей в дополнительном образовании
16. Использование проектных технологий для развития познавательных интересов при обучении музыкальному искусству
17. Развитие певческих навыков у детей посредством специальных игр и упражнений в студии эстрадного вокала «Каприс»
1. Разработка методики стретчинга для спортсменов по спортивной аэробике ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Формирование уверенности в себе через развитие коммуникативных способностей детей в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Влияние детско-родительских отношений на творческую деятельность ребенка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Формирование сценического самочувствия при работе с детьми ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Родитель, ребенок, педагог. Эффективное партнерство ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Метод примера в объединении по техническому творчеству ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Проектирование традиций в творческом объединении «Юный модельер» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Роль эмоционального интеллекта в развитии способностей и успешности младшего школьника в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игровые методики для развития памяти у школьников на уроках сольфеджио и музыкальной литературы в Детской школе искусств ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Взаимодействие с социальными партнерами как способ повышения качества образования в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Опыт работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в инклюзивной группе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Роль фольклора в социализации детей-мигрантов ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Проектная деятельность в студии художественного творчества «Самоцветы» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
14. Организация и подготовка тематического концерта хорового коллектива в системе дополнительного образования ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Наставничество как форма организации жизни в подростковой группе фотошколы «Эдельвейс» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. Театральные встречи. Реализация наставнического потенциала культурно-развивающей среды города Новосибирска ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Наставническая работа с семьёй по формированию у обучающихся ценностного отношения к книге ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Патриотическое воспитание в объединении «IT для детей» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников и школьников в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Культурно-просветительская инициатива проектно-исследовательской деятельности образцового коллектива «Студия индийского танца «Васанта» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы