Профессионально ориентирующий потенциал образовательного процесса в условиях дополнительного образования

 
 

Малышев Александр Александрович,

педагог дополнительного образования

МБУДО ДДТ «Первомайский» г. Новосибирска

 

Профессионально ориентирующий потенциал образовательного процесса в условиях дополнительного образования

Наш мир постоянно меняется. С каждым годом, месяцем и днем изменения происходят все быстрее. Жизнь все больше напоминает гонку. И высказывание, что «движение – это жизнь» сложно оспорить. Вот только вопрос: движение куда? И зачем?

Сотрудники Росстата, выяснили что почти 60% людей с высшим образованием в нашей стране работает не по специальности. Много ли это? По мнению заместителя руководителя Росстата Константина Лайкама, это очень много. Самое печальное – это лишь часть айсберга, поскольку в опросе, на основе которого сделали этот вывод, участвовала лишь часть населения России.

Люди трудятся в сферах, никак не связанных с той, которую изучали в высшем учебном заведении. Люди ищут применение своим знаниям где-то на стороне. Шутка про специалиста с красным дипломом, который кричит «Проходите на свободную кассу!», уже мало кого веселит. Почему так происходит?

Причин много. Когда школьники выбирают профессию, они не всегда хорошо разбираются в спросе профессий на рынке труда. Профориентационная работа в школах ведется, но, видимо, этого все равно недостаточно.

Что можно сделать в сложившейся ситуации? Один из вариантов – это обучение в творческих объединениях, где ведется профориентационная работа. По большому счету таковым является любое объедение в сфере дополнительного образования. Будь то танцевальная студия или кружок кройки и шитья. Любое детское увлечение может перерасти со временем в профессию. Следовательно, сфера дополнительного образования очень важная и востребованная не только в развитии подрастающего поколения, но помогает сделать самый главный выбор в жизни.

Работая в объединении журналистики «Свой взгляд» с детьми среднего и старшего школьного возраста, я не провожу специального отбора на обучение. Программа рассчитана на всех желающих. Как педагог я четко осознаю, что невозможно из каждого ученика вырастить профессионального журналиста. В этом, может показаться, кроется противоречие, поскольку мы говорим о профессионально-ориентирующем потенциале образовательного процесса в условиях дополнительного образования. Но это лишь на первый взгляд.

Главная задача, которую я ставлю в своей работе, это помочь каждому учащемуся понять, что ему интересно? Чем он мог бы заниматься? Заниматься именно написанием текстов и репортажей? Или фотографией? Общие знания и подходы к журналистской деятельности, с которыми дети знакомятся на занятиях – это лишь инструмент, с помощью которого ребенок может понять, кто он? Что ему интересно больше всего?

Поэтому в своей педагогической деятельности я придерживаюсь подхода «свободы выбора» того, о чем писать, как писать и что снимать. Обучающийся вправе сам выбрать тему репортажа, идею. Такой подход, по моему мнению, очень важен для развития самостоятельной личности.

В программе объединения «Свой взгляд» одной из важнейших задач становится развитие коммуникативных способностей учащихся. В процессе создания текстов, проведения интервью, опросов, фотографирования событий ребята учатся преодолевать психологические проблемы: зажатость, смущение, боязнь большого количества людей, учатся общаться с представителями разных возрастных групп, налаживать коммуникацию с людьми различных сфер деятельности. А это, в свою очередь, расширяет кругозор и представления ребят о различных сферах профессиональной и общественной деятельности. На занятиях по журналистике изучаются практические навыки работы с различными источниками информации и инструментами для ее передачи. Полученные в процессе юнкоровской деятельности навыки найдут своё дальнейшее применение и будут совершенствоваться в студенческой жизни. Поскольку именно в этот период становления молодого человека он учится анализировать массивы информации, отбирать самое значимое, укрепляет или формирует свое точку зрения.

Обработка информации в настоящее время требует особого критического подхода. Поскольку количество информации не всегда соответствует правдивому содержанию фактов. Сколько «открытий» совершают учащиеся, когда создают глубокомысленные тексты и потрясающие фотографии. Журналистская деятельность развивает в детях естественный для них интерес к познанию окружающего мира. Способствует формированию культуры общения, умению эффективно планировать свою деятельность. Помогает стать целеустремленными, терпеливыми и доводить начатое до конца.

Тематика занятий может быть скорректирована в течение учебного года в связи с педагогической необходимостью, остро стоящей темой в жизни общества или заявленной самим обучающимся и быть связана с его интересами.

Таким образом, программа объединения журналистики «Свой взгляд» носит практико-ориентированный характер. Все полученные знания и навыки пригодятся учащимся в жизни, независимо от выбранной профессии, а творческий подход к любому делу поможет добиться успеха в любом направлении. Получив первоначальную подготовку, учащиеся могут продолжить свое самообразование, достичь более значимых результатов. Эти универсальные способности помогут адаптироваться в современном мире.

Количество просмотров: 4178  

Добавить комментарий

Target Image
1. Активизация творческого мышления учащихся на уроках музыкальной литературы: метод «мозгового штурма»
2. Опыт работы по использованию этнографического материала в образовательном процессе творческого объединения текстильной куклы и игрушки «Сибирочка»
3. Синтез инновационных и традиционных образовательных технологий в практике педагогов-музыкантов
4. Влияние живой музыки на детей, занимающихся в хореографическом коллективе дополнительного образования
5. Интерактивные методы обучения как средство формирования учебной мотивации учащихся
6. Байки на уроках музыки
7. Культурное волонтерство: популяризация народного музыкального искусства
8. Навигатор дополнительного образования детей Новосибирской области – путеводитель родителей в системе дополнительного образования детей
9. Сила голоса: вокальное развитие ребенка в театральной студии
10. Актуальность организации внеучебной деятельности в детском хоровом коллективе
11. Вариативный подход в использовании методов и приемов обучения декоративно-прикладному творчеству в технике коллажа
12. Профессионально ориентирующий потенциал образовательного процесса в условиях дополнительного образования
13. Воспитание нравственных качеств и культуры поведения у детей дошкольного возраста в процессе занятий по развитию речи в системе дополнительного образования
14. Фольклорно-этнографическая игровая программа «К бабушке в деревню»
15. Совместная практическая деятельность как форма взаимодействия с родителями одаренных детей в дополнительном образовании
16. Использование проектных технологий для развития познавательных интересов при обучении музыкальному искусству
17. Развитие певческих навыков у детей посредством специальных игр и упражнений в студии эстрадного вокала «Каприс»
1. Разработка методики стретчинга для спортсменов по спортивной аэробике ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Формирование уверенности в себе через развитие коммуникативных способностей детей в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Влияние детско-родительских отношений на творческую деятельность ребенка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Формирование сценического самочувствия при работе с детьми ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Родитель, ребенок, педагог. Эффективное партнерство ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Метод примера в объединении по техническому творчеству ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Проектирование традиций в творческом объединении «Юный модельер» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Роль эмоционального интеллекта в развитии способностей и успешности младшего школьника в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игровые методики для развития памяти у школьников на уроках сольфеджио и музыкальной литературы в Детской школе искусств ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Взаимодействие с социальными партнерами как способ повышения качества образования в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Опыт работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в инклюзивной группе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Роль фольклора в социализации детей-мигрантов ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Проектная деятельность в студии художественного творчества «Самоцветы» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
14. Организация и подготовка тематического концерта хорового коллектива в системе дополнительного образования ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Наставничество как форма организации жизни в подростковой группе фотошколы «Эдельвейс» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. Театральные встречи. Реализация наставнического потенциала культурно-развивающей среды города Новосибирска ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Наставническая работа с семьёй по формированию у обучающихся ценностного отношения к книге ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Патриотическое воспитание в объединении «IT для детей» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников и школьников в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Культурно-просветительская инициатива проектно-исследовательской деятельности образцового коллектива «Студия индийского танца «Васанта» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы