Опыт работы по использованию этнографического материала в образовательном процессе творческого объединения текстильной куклы и игрушки «Сибирочка»

 
 

Гущина Нина Анатольевна,

педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории,

руководитель творческого объединения текстильной куклы и игрушки «Сибирочка»

Дома детского творчества им. А. Гайдара МБУДО Центр «Юность»

 

Опыт работы по использованию этнографического материала в образовательном процессе творческого объединения текстильной куклы и игрушки «Сибирочка»

Современная политика глобализации общества сопровождается мощными тенденциями к стиранию различий между нациями и социальными группами, разрушению традиций, обрядов, ценностей, присущих национальным культурам. Однако сегодня все больше людей ощущает потребность в знании национальной культуры, вновь с интересом обращается к возрождаемым ремеслам.

Как войти в народную культуру подрастающему поколению? Как постичь российские традиции для нового созидания? Проблема эта тревожит тех, кто ищет пути и средства самосознания, подбирает ключи к национальной идентификации, чтобы принадлежать и соответствовать своей родной культуре. Сегодня назрела необходимость обратиться к нравственному опыту нашего народа и использовать потенциал народной педагогики.

Целью деятельности творческого объединения текстильной куклы и игрушки «Сибирочка» является приобщение обучающихся к истории нашей страны посредством обучения изготовления русской традиционной тряпичной куклы.

Чтобы понять, как работать с ребятами, используя этнографические материалы, как пробудить интерес к старинным игровым куклам, был проведен исследование-опрос. Перед обучающимися раскладывались этнокуклы с вопросами: нравятся ли они? Не кажутся ли странными, не модными? Хочется ли поиграть с ними, взять в дорогу? И т.д.

Дети рассматривали, трогали, изучали куклы. Причем дети разного возраста воспринимали эти куклы по-разному. Девочки старшего школьного возраста хотели приукрасить кукол, изменить пропорции, сменить наряды, нарисовать лицо. Детям младшего возраста нравилось в кукле все, они воспринимали цельный образ, не оценивали, а чувствовали куклу. Из опроса я выяснила, что современные дети проявляют интерес к старинной игровой кукле и хотят сшить себе таких текстильных «подружек» собственными руками.

Подготовительным этапом в работе стало погружение детей в традиционную русскую культуру. Это участие девочек в народных праздниках, фестивалях, выставках. «Славенка» – фестиваль русского костюма – показал детям богатство этнографических костюмов разных районов Сибири, костюмов переселенцев из разных губерний России.

Участие детей в выставках фестиваля придавало уверенности в своих силах по созданию кукольных костюмов. Народные праздники Областного центра русского фольклора «Рождественские вечерки» удивили детей размахом праздника. Участники вечерок, юноши и девушки, студенты, курсанты военного училища, кадеты, современная молодежь интересуется русской культурой, с удовольствием участвует в русских играх и хороводах. Мои девочки тоже участвовали в них с большим интересом.

В практической части ставилась цель: научить детей изготавливать этнографические куклы и игрушки, освоить основные приемы и методы.

Мы решили воспроизводить кукол из детской коллекции М.Б. Едемского. В Вологодском государственном музее заповеднике хранится коллекция игрушек и тряпичных кукол, бытовавших в крестьянской среде в начале ХХ в., собранная М.Б. Едемским (1870-1933). Летом 1924 г. была организована этнологическая экспедиция в Тотемский уезд Вологодской губернии. Результаты экспедиции – детская «стряпня» из необожженной глины, ребячьи игрушки из дерева и куклы, сделанные крестьянскими детьми, преимущественно девочками 5-12 лет для ролевой игры «в семью».

Тряпичные куклы были классифицированы собирателем как «самодельная детская кукла» – «девки», «бабы», «маленькие девушки», «молодые», «мужик». Куклы сшиты крестьянскими детьми из старой, изношенной одежды. И делали они это самостоятельно, демонстрируя владение традиционными приемами ремесла и даже мастерство. Начиная с 5-7 лет дети были полноценными носителями местной культурной традиции.

Мы попробовали повторить простейших кукол – «Девка» и «Баба». В процессе внимательного исследования каждой куклы, в ходе их реставрации удалось выявить локальные особенности вологодской традиционной куклы. Местное своеобразие текстильной крестьянской куклы ощутимо выражено в ее образе, в одежде, в конструкции.

Технология изготовления проста и кажется обычной – закрутка, завязывание, набивка, сшивание, вышивка и комбинированные приемы. В вологодской закрутке ткань укладывается необычным способом: закручивается с двух сторон к центру.

На этом этапе обучающиеся испытывали трудности: закрутка и удерживание ткани требует ловкости десяти пальцев. Приматывание сарафана требует тех же навыков плюс завязывание. Изготовление кукольной груди вызвало у девочек удивление, особенно способ свития комочков кудели, смоченных слюной. Сложно также было найти ткань для этнокукол. Приходилось с трудом подбирать советские ткани, похожие по фактуре и цветовой гамме.

Все обучающиеся справились с поставленной задачей. Копии этнографических кукол были изготовлены, и мы организовали выставку творческих работ. Интересна оказалась реакция детей, когда они рассматривали и изучали куклы своих подруг. Одни удивлялись простой, видимой форме и сложности изготовления, других привлекла необычность самих кукол. При этом особенно важно было рассказывать живые истории об этих куклах, об их авторах, местности.

Парадоксально, но в наше время подобные игрушки зачастую не может повторить не только ребенок, но и взрослый. У большинства детей не развиты кисти рук, отсутствует гибкость и сила пальцев. Вызывают затруднения самые простые действия – завязать узелок, пришить пуговицу, свернуть ткань и закрутить ее в рулон. Однако у обучающихся творческого объединения «Сибирочка» руки развиты, натренирована система «глаза-руки». Им все это удается.

При изготовлении опилковой куклы девочкам было проще, ведь конструкция не предусматривает тугих скруток, она сшивная и более мягкая. Наполнение опилками вызывает интерес и положительные эмоции. Куколки получились мягкими и теплыми. Девочки прижимали к груди своих текстильных «дочек», радовались, включались в игру.

Помимо кукол обучающиеся творческого объединения изучают и изготавливают старинные русские текстильные игрушки. И, кроме этнографических кукол, я решила изготовить с обучающимися старинные русские тряпочные игрушки.

Прекрасным помощником для изучения теории в этом послужила книга автора Г.М. Науменко «Этнография детства». Это книга – энциклопедия традиционной крестьянской жизни матери и ребенка. В форме подлинных, записанных в 1967-1997 гг. рассказов русских крестьян, хранителей самобытного народного языка, напевов и образов, книга раскрывает всю систему народной педагогики, от зачатия, рождения до пестования, лечения и начального воспитания.

Мы начали повторять опыт работы с детьми по пошиву Хотьковских мячиков педагогов-этнографов Г.Л. Дайн, Г. Осиненко. На занятии дети услышали историю возникновения Хотьковских мячиков, им были показаны разные технологии, упрощающие сборку трудоемкого изделия.

Так, 1-й вариант – традиционный мяч набивается мхом. 2-й вариант – набивка синтепоном. 3-й вариант – мяч-погремушка может иметь жесткую конструкцию. Дети выбрали второй способ. Работа закипела: яркие ткани, горох в коробочках для шума, упрощенная сборка. Участвовали дети, умеющие шить и слабо, и хорошо. С заданием справлялись все ребята, и мальчики, и девочки.

На основе Хотьковского мячика сегодняшняя мастерица из города Камышина Е. Вернидубова создала авторскую коллекцию мягких игрушек. Мы с детьми подхватили ее идею, и мячики стали современными: мячик-зайчик, медвежонок, девочка, коровка – шумные, гремящие. И сколько же радости принесли дети домой своим младшим братьям и сестрам. Хотьковский мячик – прекрасный, неповторимый подарок на основе русской традиционной игрушки.

Как отметила Ковычева Е.И., народная игрушка – не просто предмет или модель, это художественный образ для игры, в котором заключены метафоры, ассоциации, общечеловеческие идеи. Это роднит ее с фольклором. Лаконизм и типизация – приемы, которые позволяют ее создать. Игрушка, созданная для потребностей ребенка, в мире взрослого человека становится подарком, украшением, сувениром, произведением искусства. Причина тому – в связи утилитарного назначения с эстетическими свойствами, единстве пользы и красоты.

Таким образом, использование этнографического материала в образовательном процессе дает возможность детям не только обучиться технологии изготовления рукотворной тряпичной куклы, но и узнать о быте, обрядах, предметах культуры русского народа, принять участие в народных праздниках, играх. Все это способствует погружению в мир славянской культуры. Обучающиеся приобщаются к системе ценностных ориентиров, таких как уважение, любовь, сострадание, взаимопомощь, выработанных в народной культуре. Создается основа для понимания важности собирания, сохранения и передачи потомкам информации этнографических ценностей – русских кукол, игрушек, вышивок и т.д.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Берстенева Е., Догаева Н. Кукольный сундучок. – М.: Белый город, 2013. – 111 с.

2. Дайн Г. Сергиев Посад – столица русской игрушки. – Сергиев Посад, 2011. – 208 с.

3. Дайн Г. и М. Как войти в народную культуру. – Сергиев Посад: Цветографика, 2015. – 292 с.

4. Ковычева Е.И. Народная игрушка: учебное пособие для вузов. – М.: ВЛАДОС, 2014. – 159 с.

5. Концепция развития дополнительного образования детей. // Правительство РФ. – 4.09.2014.

6. Науменко Г.М. Этнография детства: сборник фольклорных и этнографических материалов. – М.: Белый город, 2013. – 368 с.

7. О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в общеобразовательном учреждении. // Вестник образования. – 2002. – № 14.

8. Фадеева М.А. Теория и методика этнохудожественного образования. – Саратов, СГУ, 2014. – 96 с.

9. Фурсова Е.Ф. Пути-дороги полевые… – Новосибирск: ООО ПК «АРТПресс», 2012. – 74 с.

Количество просмотров: 4677  

Добавить комментарий

Target Image
1. Активизация творческого мышления учащихся на уроках музыкальной литературы: метод «мозгового штурма»
2. Опыт работы по использованию этнографического материала в образовательном процессе творческого объединения текстильной куклы и игрушки «Сибирочка»
3. Синтез инновационных и традиционных образовательных технологий в практике педагогов-музыкантов
4. Влияние живой музыки на детей, занимающихся в хореографическом коллективе дополнительного образования
5. Интерактивные методы обучения как средство формирования учебной мотивации учащихся
6. Байки на уроках музыки
7. Культурное волонтерство: популяризация народного музыкального искусства
8. Навигатор дополнительного образования детей Новосибирской области – путеводитель родителей в системе дополнительного образования детей
9. Сила голоса: вокальное развитие ребенка в театральной студии
10. Актуальность организации внеучебной деятельности в детском хоровом коллективе
11. Вариативный подход в использовании методов и приемов обучения декоративно-прикладному творчеству в технике коллажа
12. Профессионально ориентирующий потенциал образовательного процесса в условиях дополнительного образования
13. Воспитание нравственных качеств и культуры поведения у детей дошкольного возраста в процессе занятий по развитию речи в системе дополнительного образования
14. Фольклорно-этнографическая игровая программа «К бабушке в деревню»
15. Совместная практическая деятельность как форма взаимодействия с родителями одаренных детей в дополнительном образовании
16. Использование проектных технологий для развития познавательных интересов при обучении музыкальному искусству
17. Развитие певческих навыков у детей посредством специальных игр и упражнений в студии эстрадного вокала «Каприс»
1. Разработка методики стретчинга для спортсменов по спортивной аэробике ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Формирование уверенности в себе через развитие коммуникативных способностей детей в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Влияние детско-родительских отношений на творческую деятельность ребенка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Формирование сценического самочувствия при работе с детьми ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Родитель, ребенок, педагог. Эффективное партнерство ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Метод примера в объединении по техническому творчеству ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Проектирование традиций в творческом объединении «Юный модельер» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Роль эмоционального интеллекта в развитии способностей и успешности младшего школьника в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игровые методики для развития памяти у школьников на уроках сольфеджио и музыкальной литературы в Детской школе искусств ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Взаимодействие с социальными партнерами как способ повышения качества образования в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Опыт работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в инклюзивной группе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Роль фольклора в социализации детей-мигрантов ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Проектная деятельность в студии художественного творчества «Самоцветы» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
14. Организация и подготовка тематического концерта хорового коллектива в системе дополнительного образования ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Наставничество как форма организации жизни в подростковой группе фотошколы «Эдельвейс» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. Театральные встречи. Реализация наставнического потенциала культурно-развивающей среды города Новосибирска ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Наставническая работа с семьёй по формированию у обучающихся ценностного отношения к книге ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Патриотическое воспитание в объединении «IT для детей» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников и школьников в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Культурно-просветительская инициатива проектно-исследовательской деятельности образцового коллектива «Студия индийского танца «Васанта» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы