Культурное волонтерство: популяризация народного музыкального искусства

 
 

Германова Антонина Леонидовна,

педагог-организатор

МБОУ СОШ № 90 с УИП ХЭЦ г. Новосибирска

 
 
 

Алексейцев Сергей Сергеевич,

руководитель ансамбля струнных инструментов «Три струны»

МБОУ СОШ № 90 с УИП ХЭЦ г. Новосибирска

 
 
 

Иванов Юрий Николаевич,

руководитель ансамбля «Ложкари»

МБОУ СОШ № 90 с УИП ХЭЦ г. Новосибирска

 

Культурное волонтерство: популяризация народного музыкального искусства

Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев писал: «Культура – это огромное целостное явление, которое делает людей из простого населения народом, нацией». Народ, не знающий истории и культуры предков, обречен на духовное вырождение, поэтому именно сегодня приобретает особую значимость необходимость сохранения традиционной народной культуры, тысячелетнего опыта освоения культурного пространства, механизмов передачи его от поколения к поколению.

В последние десятилетия в нашей стране усиливаются негативные процессы в информационном пространстве – возник даже термин «информационная безопасность» – происходит подмена ценностей, мироощущения, утрачивается сопротивляемость по отношению к моральным-нравственным нормам, чуждым русской традиционной культуре. В большой мере это касается музыки. В средствах массовой информации контент, связанный с русскими национальными традициями, в том числе и музыкальными, очень ограничен. Кроме того, по ряду социально-экономических причин у детей и молодежи ограничены возможности получения информации, реализации интересов и развития способностей в области познания народной музыкальной культуры и русского народного музыкального творчества.

Между тем, знакомство детей с русскими народными инструментами и произведениями русского народного музыкального творчества вызывает интерес к истории своего народа, помогает осознать неразрывную связь прошлого и настоящего, позволяет чувствовать себя прямыми потомками и наследниками великой русской культуры, формирует чувство национальной гордости и национального «самостояния».

Народное искусство, включая все его виды, обладает большими воспитательными возможностями. Оно несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, в победу добра и справедливости. Фольклор – именно та доступная всем вариативная, импровизационная форма выражения своего мировоззрения, которая сочетает в себе коллективное и индивидуальное начало.

Современная русская культура – это древо, уходящее корнями в народное искусство. Обращение к народному музыкальному творчеству в единстве познания и разнообразных форм художественной деятельности помогает развитию творческого потенциала личности ребенка и обеспечивает в дальнейшем его осознанное и активное участие в творческом преобразовательном процессе в любых сферах жизни.

Процесс познания и усвоения многовековых традиций народной культуры должен начинаться как можно раньше, на уровне дошкольного образования. Ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры, сказки. Только в этом случае народное искусство, этот незамутнённый источник прекрасного, оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Детский музыкальный фольклор непосредственно и сильно воздействующий на человека, уже в первые годы его жизни занимает большое место в его общем этнокультурном развитии.

В настоящее время как никогда важно восстановить естественный процесс передачи и сохранения национальных духовных ценностей. Он нарушен, и в результате обострились проблемы:

  • языка (примитивность образов и средств выражения);
  • музыкальной культуры (люди не испытывают потребности в пении, музицировании);
  • не уделяется внимание формированию национального музыкального мышления, эстетического вкуса (исчезает национальная манера говорить, двигаться, одеваться);
  • взаимоотношения между людьми, полами (дефицит доброты, благородства, мужества, женственности, верности).

МБОУ СОШ № 90 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла имеет многолетние традиции духовно-нравственного воспитания детей, развития их творческих способностей, становления будущих профессиональных навыков по профилю школы средствами различных видов искусства. В ОО реализуется широкий спектр программ дополнительного образования по театральному, художественному, музыкальному, хореографическому направлениям. С 2018 года ведутся занятия по программам дополнительного образования «Ансамбль «Веселые ложкари», «Ансамбль струнных инструментов «Три струны». Творческий коллектив педагогов дополнительного образования стал инициатором разработки просветительского проекта «Культурное волонтёрство: популяризация русского народного музыкального творчества».

Проект включает в себя деятельность творческого коллектива педагогов и обучающихся в формате «культурное волонтерство», что предполагает разработку сценариев и проведение просветительских мероприятий (как выездных, так и на базе МБОУ СОШ № 90 (ХЭЦ)) в формате «встреча-концерт» со зрителями разных возрастных категорий с целью популяризации русских народных инструментов и народного музыкального творчества.

Участники проекта: педагоги дополнительного образования и школьники, занимающиеся в творческих ансамблях ОО по программам дополнительного образования. Особенностями проекта являются:

  • использование принципа «дети-детям»;
  • проведение «встреч-концертов» для слушателей «мудрого возраста»;
  • организация просветительской деятельности в формате «культурного волонтерства», т.е. добровольческой инициативы, направленной на развитие культурных пространств в городе Новосибирске на уровне образовательных, культурных учреждений, общественных организаций, территориальных формирований.

Проект является просветительским, практико-ориентированным, возобновляемым.

Цель: популяризация русского народного музыкального творчества посредством организации просветительских встреч–концертов на основе разработанного сборника сценариев «В народной музыке – народная душа».

Задачи:

1. Разработать сценарии встреч–концертов по популяризации русских народных инструментов и русской народной музыкальной культуры.

2. Провести встречи–концерты по популяризации русских народных инструментов и русской народной музыкальной культуры для зрителей–слушателей различных возрастных категорий (дошкольный уровень образования, школьный уровень 1–7 классы, люди «мудрого возраста»).

3. Изучить и проанализировать влияние народной музыкальной культуры на воспитание детей и уровень удовлетворения культурных потребностей у людей «мудрого возраста».

4. Объединить творчески одарённых детей на основе их интереса к русской народной культуре на базе инструментальных ансамблей «Три струны» и «Веселые ложкари» МБОУ СОШ №90 (ХЭЦ).

5. Создать просветительский видеофильм «В народной музыке – народная душа».

Продолжительность проекта – 12 месяцев (август 2019 года – июнь 2020).

План работы над проектом

1. Подготовительный этап (выбор темы исследования, постановка цели);

2. Поисково–исследовательский этап (подбор, изучение, систематизация материал, написание сценариев).

3. Реализация проекта: проведение встреч–концертов.

4. Обобщение опыта работы по проекту: создание видеофильма, написание статьи для периодической печати

После того как на методическом объединении педагогов дополнительного образования и на педагогическом совете школы был проанализирован и обобщен опыт работы творческих коллективов «Ансамбль «Веселые ложкари» (под руководством Иванова Ю.Н.) и «Ансамбль струнных инструментов «Три струны» (под руководством Алексейцева С.С.), администрацией образовательной организации было принято решение о разработке и реализации просветительского проекта «Культурное волонтёрство: популяризация русского народного музыкального творчества»

Организаторами проекта разработан механизм его реализации. Особенностями проекта являются: способ реализации – в формате «культурное волонтерство», разновозрастной состав участников, а также цикличность.

При анализе готовности образовательной организации учитывались:

– требования к материально–техническим условиям реализации проекта - наличие в школе: свободно конструируемых многофункциональных клубных пространств, оснащенных трансформерной мебелью и необходимой цифровой техникой (компьютеры, мультимедийный проектор и др.);

– оборудованных партнерских площадок, позволяющих вводить учащихся в специфическую среду творческой концертной деятельности (на базе учреждений ДОУ и СОШ, общественных организаций и т.д.).

Этапы реализации проекта

1 этап – Подготовительный

Мероприятия

Сроки, исполнители

Разработка программ дополнительного образования

Август 2019 г.

Исполнители: зам. директора по ВР, педагог–организатор, педагоги доп. образования

Подбор репертуара ансамблей

Сентябрь–октябрь 2019г.

Исполнители: педагог–организатор, педагоги доп. образования

Репетиция творческих коллективов по расписанию дополнительного образования

В течение 2019/2020 учебного года

Исполнители: педагоги доп. образования

Сводные репетиции

В течение 2019/2020 учебного года

Исполнители: зам. директора по ВР, педагог–организатор, педагоги доп. образования

2 этап – Методический

Разработка просветительского проекта «Культурное волонтерство: популяризация русского народного музыкального творчества»

Август–сентябрь 2019г.

Исполнители: зам. директора по ВР, педагог–организатор, педагоги доп. образования

Приобретение дополнительных музыкальных инструментов (шумовые)

Октябрь–декабрь 2019г

Исполнители: зам. директора по ВР, педагог–организатор, педагоги доп. образования

Разработка сценариев встреч концертов для трёх возрастных групп; подбор костюмов, реквизита

Сентябрь–декабрь 2019г

зам. директора по ВР, педагог–организатор, педагоги доп. образования

Репетиции на основе составленных сценариев

В течение 2019/2020 учебного года

Исполнители: зам. директора по ВР, педагог–организатор, педагоги доп. образования

3 этап – Практический

Встреча–концерт на базе МБОУ СОШ

 № 90 (ХЭЦ)

Сентябрь 2019г.

Исполнители: зам. директора по ВР, педагоги доп. образования

Встреча–концерт в ТОС «Невельской»

Сентябрь 2019г.

Исполнители: зам. директора по ВР, педагоги доп. образования

Встреча–концерт в ДОУ МБОУ СОШ № 90

Октябрь 2019г.

Исполнители: зам. директора по ВР, педагоги доп. образования

Встреча–концерт для обучающихся 2–4 классов МБОУ СОШ № 90 (ХЭЦ)

Ноябрь 2019г.

Исполнители: зам. директора по ВР, педагоги доп. образования

Встреча–концерт в ДОУ «Ручеёк»

Февраль 2020г.

Исполнители: зам. директора по ВР, педагог–организатор, педагоги доп. образования

Встреча–концерт для обучающихся 5–х классов МБОУ СОШ № 90 (ХЭЦ)

Февраль 2020г.

Исполнители: зам. директора по ВР, педагог–организатор, педагоги доп. образования

Встреча–концерт на базе МБОУ СОШ № 90 (ХЭЦ) для обучающихся 6–х классов

Тематический концерт (к календарным праздникам)

Март 2020г.

Исполнители: зам. директора по ВР, педагог–организатор, педагоги доп. образования

Встреча–концерт для обучающихся 3–5 классов (МБОУ СОШ №86 и №191)

Апрель 2020г.

Исполнители: зам. директора по ВР, педагог–организатор, педагоги доп. образования

Встреча–концерт для обучающихся 7 классов МБОУ СОШ №90 (ХЭЦ)

Тематический концерт (к 75–летию Победы)

Май 2020г.

Исполнители: зам. директора по ВР, педагог–организатор, педагоги доп. образования

Встреча–концерт в МБОУ СОШ № 90 для отдыхающих ЛДП «Солнечный»

Июнь 2020г.

Исполнители: зам. директора по ВР, педагог–организатор, педагоги доп. образования

Прогнозируемые конечные результаты деятельности реализации проекта

1. Создание сборника сценариев «встреч–концертов» по популяризации русских народных инструментов и русской народной музыкальной культуры;

2. Проведение «встреч–концертов» по популяризации русских народных инструментов и русской народной музыкальной культуры для зрителей различных возрастных категорий (дошкольный уровень образования, школьный уровень (1–7 классы), люди «мудрого возраста»);

3. Выявление творчески одарённых детей, привлечение их к участию в музыкальных ансамблях «Три струны» и «Веселые ложкари» МБОУ СОШ №90 (ХЭЦ), развитие их творческих способностей и талантов;

4. Создание просветительского видеофильма «В народной музыке – народная душа».

5. Изучение влияния народной музыкальной культуры на воспитание детей и уровень удовлетворения культурных потребностей у людей «мудрого возраста» (обобщение материалов в статье для периодических педагогических изданий);

6. Укрепление партнерских социальных и творческих связей между людьми разных поколений, объединенных общими социально–культурными интересами.

Практическая значимость результатов проекта

Просветительский проект «Культурное волонтёрство: популяризация русского народного музыкального творчества» позволяет школьникам – участникам проекта расширить возможности для развития своих творческих способностей, талантов, совершенствования мастерства в овладении народными музыкальными инструментами. Не менее важным аспектом является расширение возможностей для социализации обучающихся. В формате «культурного волонтерства» участники «встреч–концертов» получают возможность реализовать свой личностный потенциал, проявить организаторские способности в деятельности на основе принципа «дети – детям», а также – «дети – взрослым»; школьники при этом выходят на новый уровень в развитии своих коммуникативных компетенций.

Юные слушатели на встречах – концертах знакомятся с русскими народными инструментами, имеют возможность слышать в исполнении участников ансамблей звучание этих инструментов, народные музыкальные произведения.

Социокультурная и педагогическая значимость музыкального народного искусства, его практическая результативность позволяет подойти к музыке как системе патриотического и духовно–нравственного воспитания. Отражая жизнь общества и личности своими специфическими художественно–образными средствами, народная музыка способствует глубокому эмоциональному восприятию обобщенных образов, воплощенных в творческом проявлении. «Встречи-концерты» в рамках проекта формируют в детях личность образованную, культурную, музыкально грамотную, передавая ей ценности, нормы, идеалы, накопленные общенациональной культурой.

Патриотизм – одно из существенных, коренных свойств человеческой личности. В патриотизме выражаются мировоззренческая зрелость, нравственная убежденность, ценностная ориентация личности, ее жизненная позиция, практическое поведение. Именно музыка способна выражать идеи патриотизма с исключительной яркостью и достоверностью.

Задача патриотического воспитания средствами народной музыки состоит в том, чтобы, установив соответствие тех или иных произведений уровню учащихся или дошкольников, отбирать те, которые наиболее эффективно воздействуют на ум и чувства, поведение детей и способствуют формированию патриотического сознания, эстетического восприятия и вкуса.

С помощью созданных в процессе реализации проекта методических разработок сценариев возможна трансляция опыта данной деятельности.

Приложение. Сценарий музыкальной интермедии для младших школьников и для людей пенсионного возраста «Былина о музыкальных инструментах», сценарий музыкальной интермедии для детей дошкольного возраста  «Музыкальный теремок»

Количество просмотров: 7012  

Добавить комментарий

Target Image
1. Активизация творческого мышления учащихся на уроках музыкальной литературы: метод «мозгового штурма»
2. Опыт работы по использованию этнографического материала в образовательном процессе творческого объединения текстильной куклы и игрушки «Сибирочка»
3. Синтез инновационных и традиционных образовательных технологий в практике педагогов-музыкантов
4. Влияние живой музыки на детей, занимающихся в хореографическом коллективе дополнительного образования
5. Интерактивные методы обучения как средство формирования учебной мотивации учащихся
6. Байки на уроках музыки
7. Культурное волонтерство: популяризация народного музыкального искусства
8. Навигатор дополнительного образования детей Новосибирской области – путеводитель родителей в системе дополнительного образования детей
9. Сила голоса: вокальное развитие ребенка в театральной студии
10. Актуальность организации внеучебной деятельности в детском хоровом коллективе
11. Вариативный подход в использовании методов и приемов обучения декоративно-прикладному творчеству в технике коллажа
12. Профессионально ориентирующий потенциал образовательного процесса в условиях дополнительного образования
13. Воспитание нравственных качеств и культуры поведения у детей дошкольного возраста в процессе занятий по развитию речи в системе дополнительного образования
14. Фольклорно-этнографическая игровая программа «К бабушке в деревню»
15. Совместная практическая деятельность как форма взаимодействия с родителями одаренных детей в дополнительном образовании
16. Использование проектных технологий для развития познавательных интересов при обучении музыкальному искусству
17. Развитие певческих навыков у детей посредством специальных игр и упражнений в студии эстрадного вокала «Каприс»
1. Разработка методики стретчинга для спортсменов по спортивной аэробике ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Формирование уверенности в себе через развитие коммуникативных способностей детей в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Влияние детско-родительских отношений на творческую деятельность ребенка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Формирование сценического самочувствия при работе с детьми ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Родитель, ребенок, педагог. Эффективное партнерство ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Метод примера в объединении по техническому творчеству ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Проектирование традиций в творческом объединении «Юный модельер» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Роль эмоционального интеллекта в развитии способностей и успешности младшего школьника в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игровые методики для развития памяти у школьников на уроках сольфеджио и музыкальной литературы в Детской школе искусств ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Взаимодействие с социальными партнерами как способ повышения качества образования в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Опыт работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в инклюзивной группе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Роль фольклора в социализации детей-мигрантов ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Проектная деятельность в студии художественного творчества «Самоцветы» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
14. Организация и подготовка тематического концерта хорового коллектива в системе дополнительного образования ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Наставничество как форма организации жизни в подростковой группе фотошколы «Эдельвейс» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. Театральные встречи. Реализация наставнического потенциала культурно-развивающей среды города Новосибирска ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Наставническая работа с семьёй по формированию у обучающихся ценностного отношения к книге ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Патриотическое воспитание в объединении «IT для детей» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников и школьников в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Культурно-просветительская инициатива проектно-исследовательской деятельности образцового коллектива «Студия индийского танца «Васанта» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы