Вариативный подход в использовании методов и приемов обучения декоративно-прикладному творчеству в технике коллажа

 
 

Евсюкова Анна Анатольевна,

педагог дополнительного образования

МБУДО ДДТ «Первомайский» г. Новосибирска

 

Вариативный подход в использовании методов и приемов обучения декоративно-прикладному творчеству в технике коллажа

Педагог по декоративно-прикладному творчеству – это одновременно педагог, художник и ремесленник. Он учит детей создавать и декорировать различные предметы: одежду, бижутерию, сувениры, картины и т.д. Педагог может работать с самыми разными материалами: бумагой, тканью, металлом, кожей, деревом, камнем, бросовыми материалами.

Декоративно-прикладное искусство берет свое начало из народных традиций и промыслов. Данная дисциплина представляет особую ценность для общества, т.к. популяризирует другие важные науки: культурологию, краеведение, историю искусств. Ведь ученикам не только показывают различные техники, но и подробно рассказывают об истории ремесла.

Коллаж – очень популярная и органичная для современного изобразительного искусства техника. Но это не просто один из многочисленных художественных приёмов в живописи. Это дерзкое расширение традиционных рамок искусства, отражение духа времени, его динамизма и мозаичности, несогласия с установленными традициями живописи, интеллектуальной свободы.

Развитие в искусстве техники коллажа изобразительных и декоративных приемов в значительной мере зависит от интереса к данной теме и профессионализма педагога-художника. Ценность любого художественного изделия и продукта творческой деятельности, в том числе и профессиональных произведений декоративно-прикладного искусства, всегда определялась мастерством, с которым оно выполнено, высоким уровнем владения техническими приемами изготовления аналогичных изделий. В любом виде художественного творчества необходимо овладение определенной суммой теоретических знаний, художественной эстетики и технических приемов, отработанных на практических занятиях. Мастерство является основой деятельности человека, определяющей художественно-эстетические достоинства декоративного изделия.

На мой взгляд, практические занятия по коллажному искусству – один из возможных путей приобщения детей к самостоятельной творческой деятельности и поиску. При освоении мастерства по искусству коллажа применяю следующие методы:

Информационно-рецептивный метод – применяю при передаче теоретического материала по технологии выполнения различных учебных заданий (вводные беседы в начале обучения, объяснение целей и задач конкретного занятия). К данному методу относятся разъяснения (показ образцов, теоретические объяснения технологий традиционных и современных материалов). Данный метод включает в себя информирование о технических приемах, ожидаемых результатах, получаемых при использовании и комбинировании различных материалов. Деятельность учащихся по этому методу направлена на усвоение передаваемой информации.

Метод проблемного изложения использую лишь после того, как у учащихся сформируются определенные навыки и умения. Он более сложный и является переходным к исследовательскому методу (формирование изобразительного и прикладного мастерства). Здесь педагогу необходимо подбирать задания для самостоятельной работы детей, носящие проблемный характер.

Исследовательский метод сам по себе предполагает применение репродуктивной деятельности учащихся в нестандартной учебной ситуации, используется после усвоения учащимися основных теоретических знаний. Также сущность исследовательского метода заключается в организации педагогом поисковой, творческой деятельности учащихся по решению новых проблем и проблемных ситуаций. Исследовательский метод широко применяю в проектной деятельности, как одним из методов, направленных на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, планирование этапов выполнения творческого проекта, экспериментирование с материалами), способствует развитию творческих способностей. Проектная деятельность активизирует ранее усвоенные знания и умения для решения конкретных творческих идей.

Внедрение методов активации учебно-познавательной деятельности в сочетании с профессиональной направленностью в традиционном процессе обучения в значительной степени влияет на эффективность обучения декоративно-прикладному творчеству и воспитании подрастающего поколения, формирует у детей более высокий уровень мастерства в направлении искусства коллаж. В своей практике я широко использую словесный метод. Для понимания искусства, важно не столько обучать, сколько включать в образовательный процесс развитие эмоциональной сферы учащихся: разговаривать о прекрасном, о человеческом в человеке через произведения искусства, через диалог с автором произведения и через диалог друг с другом. По-моему мнению, культурные традиции могут быть сохранены в том случае, если человека уже с детства будет окружать культурное пространство, например, учебный класс, наполненный красотой и смысловым содержанием оснащения. Посещение музеев и экспозиций, посвященных современному искусству, формирует эстетический вкус, правильные нравственные установки обучающихся, знакомит с реальными образцами изобразительного искусства. На своих занятиях широко использую современные информационные технологии – посещение виртуальных музеев. Это технология повышает познавательный интерес и активность обучающихся, стимулирует их к изучению предмета, мотивирует на дальнейшую творческую деятельность.

В основу содержания учебной программы по декоративно-прикладному творчеству объединения «Чудница» положены следующие теоретические принципы: копирование образцов изделий, композиционное освоение, освоение цветоведения, сочетания подходов к обучению изобразительной деятельности и декоративно-прикладному творчеству. Тематический план образовательной программы четко структурирован и последователен. За счет модульного построения, обучающиеся имеют возможность выбора темы и реализации своей идеи. Что особенно подходит для детей старшего школьного возраста при создании проектной работы, что существенно повышает их интерес к творческой деятельности.

Таким образом, обучение декоративно-прикладному творчеству в объединении «Чудница» основывается на применении в образовательном процессе целого спектра методов и приемов обучения, что способствует оптимальному усвоению программы, присвоению культурологического опыты, мотивирует на занятия творчеством.

Количество просмотров: 5167  

Добавить комментарий

Target Image
1. Активизация творческого мышления учащихся на уроках музыкальной литературы: метод «мозгового штурма»
2. Опыт работы по использованию этнографического материала в образовательном процессе творческого объединения текстильной куклы и игрушки «Сибирочка»
3. Синтез инновационных и традиционных образовательных технологий в практике педагогов-музыкантов
4. Влияние живой музыки на детей, занимающихся в хореографическом коллективе дополнительного образования
5. Интерактивные методы обучения как средство формирования учебной мотивации учащихся
6. Байки на уроках музыки
7. Культурное волонтерство: популяризация народного музыкального искусства
8. Навигатор дополнительного образования детей Новосибирской области – путеводитель родителей в системе дополнительного образования детей
9. Сила голоса: вокальное развитие ребенка в театральной студии
10. Актуальность организации внеучебной деятельности в детском хоровом коллективе
11. Вариативный подход в использовании методов и приемов обучения декоративно-прикладному творчеству в технике коллажа
12. Профессионально ориентирующий потенциал образовательного процесса в условиях дополнительного образования
13. Воспитание нравственных качеств и культуры поведения у детей дошкольного возраста в процессе занятий по развитию речи в системе дополнительного образования
14. Фольклорно-этнографическая игровая программа «К бабушке в деревню»
15. Совместная практическая деятельность как форма взаимодействия с родителями одаренных детей в дополнительном образовании
16. Использование проектных технологий для развития познавательных интересов при обучении музыкальному искусству
17. Развитие певческих навыков у детей посредством специальных игр и упражнений в студии эстрадного вокала «Каприс»
1. Разработка методики стретчинга для спортсменов по спортивной аэробике ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Формирование уверенности в себе через развитие коммуникативных способностей детей в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Влияние детско-родительских отношений на творческую деятельность ребенка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Формирование сценического самочувствия при работе с детьми ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Родитель, ребенок, педагог. Эффективное партнерство ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Метод примера в объединении по техническому творчеству ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Проектирование традиций в творческом объединении «Юный модельер» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Роль эмоционального интеллекта в развитии способностей и успешности младшего школьника в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игровые методики для развития памяти у школьников на уроках сольфеджио и музыкальной литературы в Детской школе искусств ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Взаимодействие с социальными партнерами как способ повышения качества образования в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Опыт работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в инклюзивной группе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Роль фольклора в социализации детей-мигрантов ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Проектная деятельность в студии художественного творчества «Самоцветы» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
14. Организация и подготовка тематического концерта хорового коллектива в системе дополнительного образования ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Наставничество как форма организации жизни в подростковой группе фотошколы «Эдельвейс» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. Театральные встречи. Реализация наставнического потенциала культурно-развивающей среды города Новосибирска ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Наставническая работа с семьёй по формированию у обучающихся ценностного отношения к книге ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Патриотическое воспитание в объединении «IT для детей» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников и школьников в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Культурно-просветительская инициатива проектно-исследовательской деятельности образцового коллектива «Студия индийского танца «Васанта» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы