Развитие певческих навыков у детей посредством специальных игр и упражнений в студии эстрадного вокала «Каприс»

 
 

Филатова Наталья Ильинична,

педагог дополнительного образования

МБУДО Центр «Юность»

 
 
 

Филатов Федор Борисович,

концертмейстер МБУДО Центр «Юность»

 

Развитие певческих навыков у детей посредством специальных игр и упражнений в студии эстрадного вокала «Каприс»

В настоящее время развитие музыкальных способностей детей является мощным источником воздействия на их дальнейшее всестороннее развитие. Систематическое и планомерное обучение вокально-певческим навыкам на занятиях сольного вокала способствуют развитию личности (внимание, память, мышление, воображение и т.д.), развитию речи за счет расширения словаря и улучшения произносительной стороны (звукопроизношение и ритмико-мелодическая сторона: темп, ритм, тембр, динамика).

В музыкальном образовании детей актуальным является развитие их певческого голоса. Поскольку пение – психофизиологический процесс, связанный с работой жизненно важных систем, таких как дыхание, кровообращение, эндокринная система и др., важно, чтобы голосообразование было правильно, природосообразно организовано, чтобы ребенок испытывал ощущение комфорта, пел легко, с удовольствием. Правильный режим голосообразования является результатом специальной работы по постановке певческого голоса. Эту работу необходимо начинать с детьми уже в дошкольном и младшем школьном возрасте, который наиболее благоприятен для формирования музыкального слуха и музыкально-слухового представления, чувства ритма и лада, эмоциональной отзывчивости на музыку. Именно в этот период закладывается фундамент музыкальной культуры ребенка, для развития которой была разработана образовательная модель «Музыкальный олимп», которая способствует качественному процессу развития умений и навыков, музыкальных способностей с использованием современных информационных образовательных технологий.

В вокальной педагогике важной задачей развития певческого голоса является формирование вокальных навыков у певцов. К основным из них относят: певческое дыхание, звукообразование и дикцию (артикуляцию).

Важнейшим качеством певческого голоса является звонкость, полетность, которая обеспечивается головным резонированием. Головное звучание – это то качество голоса, которое можно и нужно формировать у детей в первую очередь, которое организует непроизвольно правильный выдох, облегчает четкость дикции в пении и чистоту интонирования.

Следует указать на несколько важных моментов при постановке голоса:

1. Работа по постановке детского певческого голоса должна начинаться уже в младшем дошкольном возрасте, но ее следует проводить очень осторожно и постепенно, в соответствии с природными типами голосов (верхний, средний, нижний).

2. Необходимо ввести детей в певческую деятельность, проводя эту работу последовательно и постепенно, начиная со звукоподражания («Му», «Ав-ав», «Ку-ку», «Би-би»). На каждом занятии необходимо использовать распевки для «разогревания» певческого аппарата. Работу над песней можно разделить условно на несколько этапов:

1 этап – ознакомление с музыкальным произведением, восприятие.

2 этап – работа над песней. В работе над песней дети осваивают навыки звукообразования, дыхания, дикции, чистоты интонирования, ансамбля.

На этом этапе большую роль играют упражнения. Игровой метод делает развитие голоса веселым и интересным занятием для детей. Упражнения, данные в игровой форме, помогают преодолеть трудности, приобрести умения и певческие навыки. Упражнения, имеющие игровой характер, мелодии на подражание голосам птиц, животных, попевки, скороговорки, потешки, считалки нравятся детям, и они с удовольствием поют их не только на занятиях, но и самостоятельно. При исполнении певческих упражнений у детей постоянно тренируется певческий голос, развивается музыкальный слух, координация слуха и голоса, чистота интонирования.

3 этап – повторение песен, исполнение любимых музыкальных произведений.

Освоение вокальных методик и технологий в теории не дает возможность певцу научиться петь. Умения и навыки пения формируются только в процессе пения. Ведущим методом обучения пению признается метод упражнения.

Все вокальные упражнения условно делят на две группы. Первая группа упражнений имеет целью подготовить голосовой аппарат к работе, как говорится «распевание» его. Вторая группа упражнений направлена на формирование и развитие вокальных навыков у певцов: певческую установку, певческое дыхание и опору звука, правильное звукообразование и ровность звучания на протяжении всего диапазона голоса, точное интонирование, использование различных видов звуковедения, дикционные, артикуляционные и орфоэпические навыки.

Все вокальные навыки и работа над ними тесно взаимосвязаны, поэтому деление это условно, так как одни и те же упражнения могут быть использованы в разных целях. Каждое вокальное упражнение направлено на формирование какого-то одного или нескольких навыков, но при работе над ним не следует оставлять без внимания другие навыки.

В работе над пением большое внимание необходимо уделять упражнениям по формированию певческих навыков: чистоте интонирования, дыханию, правильному звукообразованию. При этом необходимо следить за тем, чтобы дети брали дыхание в начале фразы, удерживали его до конца фразы, «не разрывали» слово во время исполнения, активно работали губами и правильно их располагали при пропевании гласных звуков. Следует обратить внимание на подвижность нижней челюсти при открывании рта, при произношении твердых окончаний слов.

Начинать вокальные занятия необходимо с формирования правильной «певческой установки» - положение головы и корпуса во время пения, это способствует дыханию и резонированию.

Одним из важных вокальных навыков, на который следует обращать внимание при исполнении музыкального произведения – дикция. Под дикцией понимается ясность, разборчивость произнесения текста. Если у ребенка нет каких-либо дефектов произношения, работа над артикуляцией не должна быть утрированной, чтобы не нарушать «вдыхательную установку» и не наносить дополнительного мышечного напряжения. При достаточном владении певческим дыханием артикуляция будет естественной и легкой. Ее четкость во многом зависит от понимания ребенком смысла произносимых слов.

Основой дикции являются согласованные движения органов речи (язык, губы, зубы. небо). Эти движения при произношении слов в пении называют артикуляцией. Пение осуществляется главным образом на гласных звуках. Правильное округлое формирование гласных, умение петь их связно – важный вокальный навык, без которого нет качественного звука в исполнении. Условием хорошего звучания гласных звуков в пении является постоянное сохранение высокой певческой позиции на всех звуках диапазона. Согласные произносятся подчеркнуто «по – смо – три».

При обучении вокальной дикции надо принять во внимание значение слова как ведущего средства общения. Крайне важно следить за движением нижней челюсти, формой рта и четкости работы языка при произнесении гласных.

Главный недостаток детской дикции состоит в вялости артикуляционных движений. Наоборот, при слишком энергичной работе внешних органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти) получается излишне открытое, малоприятное звучание гласных. Одним из условий приобретения навыка открывания рта при пении является снятие излишних, тормозящих движений и напряжения ненужных в работе мускулов. Это достигается упражнениями.

Голосовые развивающие игры и упражнения, игры с голосом (писк, визг, гудение, жужжание), звукоподражания эффективно развивают артикуляционную моторику, дикцию. Систематическое использование голосовых игр готовит ребенка к управлению своим голосом и артикуляцией, развивает слух и устраняет некоторые дефекты речи. А звуковой массаж голосовых связок, проводимый в игровой форме, – это самый простой и доступный способ профилактики и оздоровления голоса ребенка.

В работе над дикцией полезно:

– проговаривать текст одними губами, в разных темпах, начиная с очень медленного. Это позволяет детям следить за правильным положением губ и точнее запоминать и воспроизводить мелодию песни.

– отгадывать слова и фразы, которые педагог проговаривает одними губами. Этот прием мобилизует внимание детей и побуждает их к более четкому произношению слов.

В работе над дыханием:

– использовать показ педагога или жест, помогающий вовремя взять дыхание.

– предложить упражнение «Понюхаем цветок», упражнение в котором имитируется зевок, упражнение «в паровозики» (набрать глубокий вдох, а затем медленно выпустить его). Выработке правильного дыхания способствует и соответствующий подбор певческого репертуара.

Система вокальных упражнений дает возможность расположить последовательно учебные задачи, позволяя на простом музыкальном материале вырабатывать у обучающихся навыки певческого дыхания, звукообразования и дикции в пении.

Вокальные упражнения и их выбор зависят от уровня развития певческого голоса детей, наличия в пении имеющих недостатков. Такая техническая работа над вокальными навыками всегда должна проводится в комплексе с работой над выразительностью исполнения и тогда у детей разовьется не только певческий голос, но и музыкальный слух, вкус, музыкальные представления. На мой взгляд, в образовательной деятельности главным является потребность ребенка петь с удовольствием, естественно, красиво, проявляя свою вокальную индивидуальность.

Количество просмотров: 7845  

Добавить комментарий

Target Image
1. Активизация творческого мышления учащихся на уроках музыкальной литературы: метод «мозгового штурма»
2. Опыт работы по использованию этнографического материала в образовательном процессе творческого объединения текстильной куклы и игрушки «Сибирочка»
3. Синтез инновационных и традиционных образовательных технологий в практике педагогов-музыкантов
4. Влияние живой музыки на детей, занимающихся в хореографическом коллективе дополнительного образования
5. Интерактивные методы обучения как средство формирования учебной мотивации учащихся
6. Байки на уроках музыки
7. Культурное волонтерство: популяризация народного музыкального искусства
8. Навигатор дополнительного образования детей Новосибирской области – путеводитель родителей в системе дополнительного образования детей
9. Сила голоса: вокальное развитие ребенка в театральной студии
10. Актуальность организации внеучебной деятельности в детском хоровом коллективе
11. Вариативный подход в использовании методов и приемов обучения декоративно-прикладному творчеству в технике коллажа
12. Профессионально ориентирующий потенциал образовательного процесса в условиях дополнительного образования
13. Воспитание нравственных качеств и культуры поведения у детей дошкольного возраста в процессе занятий по развитию речи в системе дополнительного образования
14. Фольклорно-этнографическая игровая программа «К бабушке в деревню»
15. Совместная практическая деятельность как форма взаимодействия с родителями одаренных детей в дополнительном образовании
16. Использование проектных технологий для развития познавательных интересов при обучении музыкальному искусству
17. Развитие певческих навыков у детей посредством специальных игр и упражнений в студии эстрадного вокала «Каприс»
1. Разработка методики стретчинга для спортсменов по спортивной аэробике ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Формирование уверенности в себе через развитие коммуникативных способностей детей в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Влияние детско-родительских отношений на творческую деятельность ребенка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Формирование сценического самочувствия при работе с детьми ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Родитель, ребенок, педагог. Эффективное партнерство ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Метод примера в объединении по техническому творчеству ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Проектирование традиций в творческом объединении «Юный модельер» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Роль эмоционального интеллекта в развитии способностей и успешности младшего школьника в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игровые методики для развития памяти у школьников на уроках сольфеджио и музыкальной литературы в Детской школе искусств ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Взаимодействие с социальными партнерами как способ повышения качества образования в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Опыт работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в инклюзивной группе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Роль фольклора в социализации детей-мигрантов ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Проектная деятельность в студии художественного творчества «Самоцветы» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
14. Организация и подготовка тематического концерта хорового коллектива в системе дополнительного образования ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Наставничество как форма организации жизни в подростковой группе фотошколы «Эдельвейс» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. Театральные встречи. Реализация наставнического потенциала культурно-развивающей среды города Новосибирска ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Наставническая работа с семьёй по формированию у обучающихся ценностного отношения к книге ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Патриотическое воспитание в объединении «IT для детей» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников и школьников в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Культурно-просветительская инициатива проектно-исследовательской деятельности образцового коллектива «Студия индийского танца «Васанта» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы