Фольклорно-этнографическая игровая программа «К бабушке в деревню»

 
 

Шестера Елена Георгиевна,

педагог дополнительного образования
МБУДО ДТ «Октябрьский» г. Новосибирска

 

Фольклорно-этнографическая игровая программа «К бабушке в деревню»

В игре возможны высшие достижения ребёнка,

которые завтра станут его реальным уровнем

Л.С. Выготский

Во все времена базисом национальной культуры, ее исторической основой была народная культура, которая выступала в качестве коллективной памяти народа. Исторический опыт показывает, что живет и развивается тот народ, который сплачивается вокруг своей культуры, совершенствуя через традиции этническое сознание, присваивая духовные ценности этноса.

Особенностью настоящего времени является возросшее национальное самосознание русского народа, нуждающееся в возрождении знаний традиционной культуры.

Испокон веков такие знания передавались из поколения в поколение, в процессе совместного проживания и совместной деятельности. В настоящее время, в связи с социальными и экономическими переменами в обществе, семья и старшие родственники (бабушки, дедушки), традиционно призванные передавать традиции русской народной культуры и общечеловеческие ценности, зачастую и сами дезориентированы в приоритетах, идеалах, нравственных принципах. Кроме того, многие знания и умения уже утеряны или передаются детям в искажённом виде. Это отражается на воспитании подрастающего поколения, и, как следствие, в детской среде происходит падение духовности, деформация нравственных ценностей, изменение морали.

Кроме того, в настоящее время на духовное наследие русского народа, его историю, традиционную культуру идет «массированное наступление», через принижение значимости русской народной культуры и русской истории, а также через наводнение культурного пространства элементами и персонажами чуждой русскому народу культуры.

Всё это дезориентирует детей и замедляет (искажает) процесс осознания принадлежности к своему этносу. В этих условиях передача русских этнокультурных знаний и умений, приобретает значение приоритетной важности в педагогической практике.

Фольклорно-этнографическая игровая программа «К бабушке в деревню» рассчитана на младших школьников и базируется на этнокультурных знаниях и умениях русского народа – социально-нравственных, игровых, песенно-хороводных и других, наиболее приближенных к традиции.

Фольклорно-этнографическая игровая программа «К бабушке в деревню» содействует освоению и присвоению коллективной памяти и части культурного опыта русского народа. Создание особой развивающей этносреды помогает детям ощутить себя частью народа, испытать яркие радостные ощущения от личного включения в разные виды этнокультурной деятельности.

Реализация данной игровой программы проходила не только в течение учебного года (на базе МБОУ СОШ № 195), но и в летний период в пришкольных детских лагерях Октябрьского района, что содействовало решению вышеозначенных проблем этновоспитания и этноразвития младших школьников-участников игровой программы.

Концептуальная идея реализации фольклорно-игровой программы «К бабушке в деревню»: формировании в детской среде носителей и продолжателей традиций русской народной культуры.

Цель: содействие формированию основ национального самосознания у младших школьников через погружение в этносреду, традиционную для русского народа.

Задачи:

воспитательные:

– содействовать формированию у учащихся:

  • осознания принадлежности к этносу своего народа;
  • отношения к себе (осознание себя), как к носителю и продолжателю родной культуры;
  • позитивных ценностных приоритетов;
  • нравственных качеств личности;

– способствовать воспитанию у учащихся:

  • патриотических чувств (любовь к Отечеству, уважение к русской истории и культуре, национальная гордость);
  • уважительного отношения к наследию предков;
  • уважения к старшему поколению;
  • содействовать укреплению семейных отношений;

развивающие:

– содействовать развитию у учащихся:

  • познавательного интереса к культуре своей страны, народа, семьи;
  • психических качеств (воображения, внимания, мышления, памяти, речи);
  • качеств личности (находчивости, коммуникабельности, толерантности);
  • расширению кругозора и словарного запаса учащихся

обучающие:

– предметные:

  • познакомить учащихся частично с мировоззрением наших предков через содержание русских народных игр, песен, устное народное творчество;
  • с некоторыми особенностями социальных и семейных отношений;
  • научить народным играм и элементам народных танцев;
  • ознакомить с особенностями исполнения народных песен в технике проголосого пения через личное исполнение педагогом народных песен;
  • расширить знания об устном народном творчестве (потешки, загадки, припевки, шутки-прибаутки, долгоговорки);

– общеучебные:

  • научить использовать полученные теоретические знания и практические умения в современной жизни;
  • научить действовать по алгоритму: соблюдение правил и последовательности игр, хореографических движений

здоровьесберегающие:

– содействовать укреплению физического и психического здоровья учащихся;

– научить учащихся поведению в угрожающих здоровью ситуациях при участии в народных играх высокой подвижности

управленческие:

– создание особой развивающей и воспитывающей этнокультурной среды;

мотивационные:

– формирование у учащихся устойчивой мотивации к активному участию в предлагаемой в рамках реализации игровой программы этнокультурной деятельности.

Технология реализации

Содержание фольклорно-игровой программы «К бабушке в деревню» определяется:

– научностью (использование общепризнанной научной информации);

– народностью (знакомство с народной философией совместного проживания и совместной хозяйственно-трудовой деятельности, знакомство с элементами песенно-танцевального творчества, с содержанием некоторых русских народных игр, с устным народным творчеством);

– частично – основами православия (проявления представлений и верований в укладе жизни, особенность содержания и правил некоторых народных игр, устного народного творчества).

Фольклорно-игровая программа «К бабушке в деревню» содержит:

– теоретические сведения об укладе деревенского уклада жизни наших предков, праздничных обычаях, семейных традициях и другие;

– практическую деятельность (игровую, песенно-хороводную, приобщение к русскому фольклору).

Формированию особой этносреды способствует следующее:

– целенаправленный отбор педагогом традиционного русского этноматериала;

– разнообразие этноматериала;

– определённый детский опыт, знания и умения в этих русской областях народной культуры: игры, фольклор, песенно-хореографический материал;

– оптимальность выбора форм организации деятельности с учётом психолого-возрастных особенностей участников;

– соответствие психолого-возрастным особенностям младшего школьного возраста;

– эмоциональность, яркость этноматериала и способов его подачи педагогом;

– использование записей русских народных песен в технике «проголосого пения» («Зародилася Дуняша», «Селезень мой саскосастый», «Наигрыши на гармони и частушки», «Синтетюриха» и другие).

Погружение учащихся в эмоциональную развивающую среду русской народной культуры происходит через:

– участие в народных играх (малой, средней, высокой подвижности, музыкально-хороводные, пальчиковые и кистевые игры);

– слушание и исполнение несложных народных песен;

– исполнение традиционных плясовых элементов;

– использование детского фольклора;

– личное включение в деятельность.

Таким образом, участие в фольклорно-игровой программе «К бабушке в деревню» содействует пониманию детьми:

– особенностей русской народной культуры;

– традиционной атмосферы русского праздника;

– некоторых сторон семейных отношений.

Краткое содержание этапов фольклорно-этнографической игровой программы «К бабушке в деревню»

– выход педагога под исполнение русской народной песни «Синтетюриха»;

– приветствие, поздравление с началом летних каникул, сообщение названия игровой программы;

– знакомство с участниками (народная игра «Здравствуйте» в круговом варианте);

– поездка к «бабушке в деревню» на «корабле» (коллективная русская народная игра «Идёт корабль»);

– «отдых на берегу после путешествия на корабле»:

  • коллективное проговаривание долгоговорки «Стояли на горке 33 Егорки»;

– «продвижение к бабушке в деревню по лесу»:

  • загадка про ёжика;
  • пальчиковая игра «Ёжик спит»;
  •  игра малой подвижности «Комарики»;
  • загадки о лесных птицах;
  • русская народная игра средней подвижности «Ворон-вороватенький»

– «отдых у озера»:

  • русская народная игра малой подвижности «нырки»;
  • русская народная игра высокой подвижности «Ручейки-озёра»

– «продвижение по лугу»:

  • загадки про домашних животных;
  • музыкальная пальчиковая игра «Как у бабушки козёл»;
  • русская народная музыкально-хороводная игра «И шёл козёл дорогою»;

– «отдых у горы»:

  • коллективная игр «На горе высокий дом»;

– «бабушкин двор»:

  • русская народная игра-кричалка «Птичий базар»;
  • пальчиковая игра «ставни»;
  • русская народная игра высокой подвижности «Месим тесто»;
  • пальчиковая игра «Чайничек»

– «встреча с бабушкой»:

  • коллективное исполнение песни «Купим мы, бабушка...»;

– «игры за воротами бабушкиного двора»:

  • русская народная игра «Растеряхи»;
  • русская народная «Третий лишний с воротцами»

– завершение праздника:

  • краткая беседа о впечатлении участников от «путешествия к бабушке в деревню»;
  • игра на окончание детских вечёрок «Жил-был кот»;
  • разучивание традиционного русского поклона и объяснение его смысла;
  • поклон от педагога и ответный поклон от участников в сопровождении исполнения педагогом русской народной песни (по выбору);
  • устное прощание со всеми участниками (дети и взрослые) игровой программы, пожелание скорых встреч и успехов в изучении русской народной культуры.

Примечание. Музыкальное сопровождение используется во время подвижных игр и в паузах-переходах от одной игры к другой.

Результативность

Участники фольклорно-этнографической игровой программы познакомились:

с особенностями взгляда наших предков на взаимоотношения в семье отношениях между младшим и старшим поколением;

с разнообразием русских народных игр;

закрепили умения и навыки игровой, песенно-хореографической деятельности;

с новыми этнокультурными понятиями и терминами

Участники фольклорно-этнографической игровой программы прочувствовали:

эмоциональность праздничной народной культуры;

испытали удовольствие от успешности в предлагаемой деятельности (повышение самооценки);

особенности коллективного взаимодействия в предлагаемой деятельности

У участников фольклорно-этнографической игровой программы появился интерес:

к русским народным традициям, обычаям и русской народной культуре в целом;

к русским играм, песенному и хореографическому исполнительству;

к передаче полученных в рамках игровой программы знаний и умений друзьям, родственникам;

к возможному использованию новых знаний и умений в жизни.

Результативность подтверждается выводами педагога после использования следующих методов диагностики:

включённое педагогическое наблюдение;

устный опрос участников (взрослых и детей);

письменные отзывы участников (взрослых и детей).

По итогам педагогического наблюдения, результатам письменного опросов, бесед с учащимися, классными руководителями, воспитателями детских летних лагерей на базах школ (в летний период) были сделаны следующие выводы:

– 84% учащихся школ высоко оценили игровую программу;

– 62% учащихся хотят продолжать изучать русскую народную культуру в формате продолжения участия в проекте этнокультурной направленности;

– 95% воспитателей и учителей школ высоко оценили качество включения учащихся в этнокультурную деятельность в рамках реализации игровой программы «К бабушке в деревню»;

– 70% воспитателей и учителей проявили интерес к дальнейшему сотрудничеству по этнокультурному развитию учащихся в разных организационных формах (как разовые встречи, так и в рамках проектов);

– 80% детей-участников проекта представителей других национальных культур приняли активное во всех формах организации этнокультурной деятельности в рамках проекта;

– 72% детей-участников проекта представителей других национальностей приняли активное и выразили удовлетворение;

– 30% учащихся с трудом включались в игровые и песенно-хореографические виды этнокультурной деятельности, по причине недостаточной сформированности умений и навыков (многие не знают общеизвестных народных игр, недопонимают игровые правила, зажаты, имеют ограниченный словарный запас, имеют слабо выраженные ритмические и музыкальные способности).

– у большинства детей – участников игровой программы «К бабушке в деревню» повысился познавательный интерес к русской народной культуре;

– реализация данной игровой программы содействовала пониманию детьми своей национальной принадлежности;

– выявлен высокий уровень интереса у учителей школ к дальнейшему взаимодействию в области этнокультурного развития учащихся в разных формах;

– реализация игровой программы в летний период на базах ОО Октябрьского района содействовала внешнему рекламированию ДТ «Октябрьский»;

– реализация игровой программы в течение учебного года и в летний период расширяет взаимодействие общего и дополнительного образования;

– диагностические результаты подтвердили достижение цели и выполнение задач фольклорно-этнографической игровой программы «К бабушке в деревню»;

– диагностические результаты подтвердили востребованность данной игровой программы в школах Октябрьского района;

– диагностические результаты подтвердили необходимость и возможность совершенствования игровой программы «К бабушке в деревню» при реализации в дальнейшем.

Условия реализации

Для проведения фольклорно-этнографической игровой программы «К бабушке в деревню» требуется:

– помещение с площадью не менее 100 кв. метров;

– немногочисленный реквизит и атрибутика (дудочка для исполнения педагогом мелодии, мягкие игрушки «Ёжик», «Ворон»);

– стулья (по количеству участников);

– русский народный костюм для педагога;

– аудио или ИКТ аппаратура (магнитофон/ноутбук, микрофон);

– медиаустройство для хранения песенного материала

Список литературы

1. Детские подвижные игры. Сборник. – Новосибирск: Новосибирское книжное изд-во, 1992.

2. Солнцеворот. Сборник. – Омск: «Радуга», 1997.

3. Методическая разработка «Игры русских детей», составитель Шестера Е.Г., Новосибирск: ДДТ «Октябрьский», 2005.

4. Шангина И.И. Русские дети и их игры. – СПб.: «Искусство-СПБ», 2000.

Количество просмотров: 4565  

Добавить комментарий

Target Image
1. Активизация творческого мышления учащихся на уроках музыкальной литературы: метод «мозгового штурма»
2. Опыт работы по использованию этнографического материала в образовательном процессе творческого объединения текстильной куклы и игрушки «Сибирочка»
3. Синтез инновационных и традиционных образовательных технологий в практике педагогов-музыкантов
4. Влияние живой музыки на детей, занимающихся в хореографическом коллективе дополнительного образования
5. Интерактивные методы обучения как средство формирования учебной мотивации учащихся
6. Байки на уроках музыки
7. Культурное волонтерство: популяризация народного музыкального искусства
8. Навигатор дополнительного образования детей Новосибирской области – путеводитель родителей в системе дополнительного образования детей
9. Сила голоса: вокальное развитие ребенка в театральной студии
10. Актуальность организации внеучебной деятельности в детском хоровом коллективе
11. Вариативный подход в использовании методов и приемов обучения декоративно-прикладному творчеству в технике коллажа
12. Профессионально ориентирующий потенциал образовательного процесса в условиях дополнительного образования
13. Воспитание нравственных качеств и культуры поведения у детей дошкольного возраста в процессе занятий по развитию речи в системе дополнительного образования
14. Фольклорно-этнографическая игровая программа «К бабушке в деревню»
15. Совместная практическая деятельность как форма взаимодействия с родителями одаренных детей в дополнительном образовании
16. Использование проектных технологий для развития познавательных интересов при обучении музыкальному искусству
17. Развитие певческих навыков у детей посредством специальных игр и упражнений в студии эстрадного вокала «Каприс»
1. Разработка методики стретчинга для спортсменов по спортивной аэробике ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Формирование уверенности в себе через развитие коммуникативных способностей детей в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Влияние детско-родительских отношений на творческую деятельность ребенка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Формирование сценического самочувствия при работе с детьми ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Родитель, ребенок, педагог. Эффективное партнерство ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Метод примера в объединении по техническому творчеству ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Проектирование традиций в творческом объединении «Юный модельер» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Роль эмоционального интеллекта в развитии способностей и успешности младшего школьника в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игровые методики для развития памяти у школьников на уроках сольфеджио и музыкальной литературы в Детской школе искусств ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Взаимодействие с социальными партнерами как способ повышения качества образования в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Опыт работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в инклюзивной группе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Роль фольклора в социализации детей-мигрантов ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Проектная деятельность в студии художественного творчества «Самоцветы» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
14. Организация и подготовка тематического концерта хорового коллектива в системе дополнительного образования ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Наставничество как форма организации жизни в подростковой группе фотошколы «Эдельвейс» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. Театральные встречи. Реализация наставнического потенциала культурно-развивающей среды города Новосибирска ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Наставническая работа с семьёй по формированию у обучающихся ценностного отношения к книге ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Патриотическое воспитание в объединении «IT для детей» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников и школьников в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Культурно-просветительская инициатива проектно-исследовательской деятельности образцового коллектива «Студия индийского танца «Васанта» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы