Дидактическая игра «В космическом корабле» (образовательная область «Речевое развитие»)

 
 

Тимофеева Елена Анатольевна,

учитель-логопед МКДОУ д/с № 488 г. Новосибирска

 

Дидактическая игра «В космическом корабле» (образовательная область «Речевое развитие»)

Предлагаю вниманию педагогов, работающих с детьми с нарушением речи, дидактическую игру «В космическом корабле». Игра была создана к 60-летию первого полета человека в космос для пополнения развивающей среды группы.

Игра в уголке космоса

Изготовить игру самостоятельно несложно. Иллюстративный материал найден на просторах интернета в свободном доступе.

Актуальность дидактической игры «В космическом корабле»

Данная игра является многофункциональным пособием для развития практически всех компонентов речи (просодики, звукопроизношения, лексики, грамматики, связной речи).

Во-первых, игра направлена на развитие силы, длительности и направленности выдоха, на формирование дифференцированного ротового и носового дыхания. О значении правильного речевого дыхания для постановки (или вызывания) звуков говорят Т.А. Воробьева, Е.Ф. Архипова и другие известные логопеды.

Принцип действия дидактической игры «В космическом корабле»

Во-вторых, игра способствует автоматизации звуков в слове, во фразе и формированию лексико-грамматической стороны речи.

Вариативность игры заключается в том, что с её помощью могут решаться также задачи коррекции нарушений слоговой структуры слова, развития фонематического восприятия и звукового анализа слов, закрепления образа букв.

Важно то, что в данной игре предусматривается дозированность дыхательных упражнений. А именно: ребенок подул, произнёс слово или фразу, выполнил задание, опять подул и т.д. Таким образом исключается гипервентиляция легких.

Яркость пособия активизирует внимание ребенка, мотивирует на выполнение игровых заданий. Фигурки космонавта и ракеты позволяют производить манипуляции с ними по сюжету игры и работают на тренировку мелкой моторики, что также важно для речевого развития. С их помощью можно закреплять употребление предлогов, а также умение ориентироваться в пространстве.

Описание игры

Цель: создать дополнительные условия для развития и коррекции речевых навыков у воспитанников.

Задачи:

1. Развитие речевого дыхания: формирование умения дифференцировать ротовое и носовое дыхание, развитие сильного плавного длительного ротового выдоха и целенаправленной воздушной струи.

2. Развитие артикуляционной моторики: активизация губных мышц.

3. Автоматизация поставленных звуков позднего онтогенеза в словах и в простых синтаксических конструкциях.

4. Развитие лексико-грамматических категорий речи: упражнение в составлении синтаксических конструкций, в употреблении существительных в винительном, родительном падежах, в форме множественного числа, в образовании слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, обогащение и активизация словаря.

Оборудование: макет иллюминатора с «зашумлением», изображение космического корабля, фигурка космонавта, карта-вкладыш звездного неба, карты-вкладыши с картинками для автоматизации звуков [c, c’][з, з’][ш][ж][р, р’][л, л’].

Рекомендации по организации игры

Педагог предлагает ребенку сюжет игры: «Ты космонавт. Ты летишь в космическом корабле и смотришь в иллюминатор. В космосе много интересного и неожиданного. Расскажи, что ты видишь. Но сначала нужно раздуть космические нити (хвосты комет, солнечные вспышки или тому подобное)».

Ребенку предлагается форма синтаксической конструкции «Я вижу в космосе…..», «Я вижу в иллюминаторе….», «Я увидел ….», «Я заметил ….», «В космосе много …», «Мимо пролетает…» и т.п.

Ребенок направленной струей воздуха раздувает мишуру, таким образом открывает обзор и видит картинки. Используя предложенные синтаксические конструкции рассказывает «об увиденном в космосе». Взрослый меняет карты-вкладыши в зависимости от коррекционных задач.

Игру можно проводить с одним или двумя детьми.

Вариант игры. Используя поле «звездное небо», фигурки ракеты и космонавта, педагог организует следующий сюжет: «Космонавт вышел в открытый космос. Расскажи, где он сейчас находится?» Ребенок рассказывает, используя синтаксические конструкции с предлогами (над, около, под, за, перед и др.).

Количество просмотров: 3471  

Добавить комментарий

Target Image
1. Ваш ребенок здоров, или Когда нужно бежать к психологу
2. Библиотека в детском саду
3. Сценарий спортивной квест-игры для старшего дошкольного возраста «Клад лесовика»
4. Дидактическая игра «В космическом корабле» (образовательная область «Речевое развитие»)
5. Рисование нетрадиционными материалами и техниками
6. Многофункциональное пособие «Речевой домик» как средство развития речевой активности у детей дошкольного возраста
7. «Как хорошо уметь считать»: математическое развитие детей дошкольного возраста
8. Оригинальные педагогические приёмы для организации учебно-воспитательного процесса первоклассников
9. Фольклорный праздник «Кузьминки»
10. Сценарий праздника «День матери» (для детей средней группы 4-5 лет)
11. «В день осенний на обед приготовим винегрет»
12. Волшебный уголок математики
13. Театрализованная постановка по пожарной безопасности «Мы потушим Кошкин дом!» для детей второй младшей группы
14. Тематические дни в детском саду
1. Логоритмика в работе учителя-логопеда ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Познавательно-творческий проект для детей раннего дошкольного возраста «Этот загадочный космос» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Сценарий развлечения для детей средней группы на тему «Вредные и полезные продукты питания» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Сочиняем сказки сами! ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию для детей средней логопедической группы по теме «Мебель» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Проект «Сила воды» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Развитие связной речи у детей с умственной отсталостью посредством использования игровых технологий во внеурочное время ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Семинар-практикум «Учимся писать» для родителей учеников начальной школы ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Исследовательский проект «Доброта внутри нас» в комбинированной группе для детей 6-7 лет ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Сценарий внеурочного занятия для обучающихся 2-3 классов по теме «Что такое семья?» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Декада начальной школы в центре «Развитие» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Конкурс чтецов «Зимушка-зима» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
13. Проект в старшей группе детского сада «Хлеб всему голова» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
14. Дед Мороз желаний ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Проект во второй младшей группе ДОУ «Формирование и развитие познавательно-исследовательской деятельности посредством сенсорных игр» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе «Составление описательного рассказа о зиме по картинкам» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Конспект интегрированного занятия «Портрет друга» в старшей группе детского сада ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Поддержка детской инициативы через проект «Адвент-календарь «Создаем чудо своими руками» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Проект по обогащению предметно-пространственной среды «Уголок уединения» как аспект индивидуального подхода в ДОУ» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Проект «Спортивные и музыкальные объекты города Новосибирска» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы