Опыт создания и использования интерактивных карт для работы в краеведческом музее при изучении курса региональной истории
Опубликовано: Бехтенова Е. Ф., Лейбова Е. К. Опыт создания и использования интерактивных карт для работы в краеведческом музее при изучении курса региональной истории // Образование в истории, история в образовании: материалы Всерос. (с междунар. участием) науч.-практ. конф. «Интеграция исторического и образовательного пространства» / под ред. В. А. Зверева. Новосибирск: НГПУ, 2011. С. 126–136.
В рамках курса «Методика преподавания региональной истории» в Институте истории, гуманитарного и социального образования НГПУ (ИИГСО) с целью практической подготовки студентов к преподаванию региональной и локальной истории нами на протяжении трех лет была апробирована методика создания и использования интерактивных музейных карт для работы со школьниками. Апробация происходила в нескольких учреждениях нашего города (музей НГПУ, Музей истории и развития Октябрьского р-на, Музей истории г. Новосибирска), но наиболее успешной она была в Новосибирском государственном краеведческом музее (НГКМ), в силу разнообразия и многочисленности представленных там экспонатов. В данной статье мы представим и охарактеризуем задания, разработанные студентами ИИГСО для интерактивных карт во время практических занятий в краеведческом музее, которые прошли успешную апробацию в работе со школьниками Новосибирска на педагогических практиках студентов.
Интерактивные карты помогают в организации познавательной деятельности школьников на уроках истории в музее. Это карточки с заданиями для детей, которые могут быть выполнены по окончании экскурсии (урока-экскурсии). Как правило, это загадки, ребусы в виде текстов, рисунков, схем. Работа с интерактивными картами позволяет, на наш взгляд, активизировать внимание учащихся, мобилизует их на активный поиск информации, дисциплинирует, дает возможность творческого решения проблемной задачи.
Обратим особое внимание на тот факт, что в музеях Москвы и Санкт-Петербурга, Тольятти и других городов интерактивные музейные карты давно используются педагогами и экскурсоводами на практике[1]. Они помогают школьникам (особенно младшего возраста), пришедшим на экскурсию в музей, лучше усвоить новый материал, ближе познакомиться с экспонатами различных экспозиций, повторить (закрепить) пройденное уже не в стенах музея, а на уроке в школе или дома, выполняя творческие домашнее задание. В новосибирских музеях подобная практика пока не стала массовой, что актуализирует работу, проделанную студентами ИИГСО.
Опыт организации познавательной деятельности учащихся с картами активности в курсе изучения региональной истории дает возможность обобщить и выделить некоторые принципы создания интерактивных музейных карт.
1. Принцип наглядности: большинство заданий должно быть ориентировано на изображение реальных экспонатов или подобных им, чтобы у школьников, пришедших на экскурсию в музей, сформировался визуальный образ той или иной эпохи в развитии родного региона.
2. Принцип вариативности: задания не должны дублировать друг друга по форме и содержанию, должны быть максимально интересны учащимся, но при этом доступны для выполнения, ведь содержание музейных экспозиций выходит за рамки школьной программы.
3. Принцип интерактивности: большинство заданий должно быть ориентировано на выполнение «здесь и сейчас», подразумевать диалог экскурсовода (учителя) и слушателей, иметь форму обратной связи.
4. Принцип личной заинтересованности: для большинства детей, пришедших в краеведческий музей, наибольший интерес будут представлять те задания, которые помогут им соединить личную, семейную историю с историей развития региона и той местности, где они живут.
Поскольку экспозиции краеведческого музея представлены в хронологическом порядке в соответствии с периодами развития всей Сибири и, в частности, Новосибирской обл., мы также будем соблюдать этот принцип в представлении методических заданий наших студентов. Также учитывалась возможность вписать задания по региональной истории в школьный курс истории России. Студентам необходимо было предложить и обосновать класс, тему урока истории, где бы они могли предложить учащимся разработанные интерактивные карты. Для описания экспозиций залов мы использовали информацию, представленную на сайте музея[2].
Зал 1. Археология Новосибирской обл. В зале представлены материалы археологических раскопок на территории Новосибирской обл. Орудия труда, оружие, бытовые вещи, элементы одежды, украшения, погребальные и культовые предметы характеризуют быт и духовную культуру древнего населения этих мест и свидетельствуют о жизни и деятельности людей, проживавших на территории нашего края от эпохи палеолита до позднего Средневековья.
Данный материал предложен для учащихся 5–6 классов в курсах изучения истории Древнего мира и Средневековья.
Возможные задания для интерактивной карты этого зала:
1. Вычеркни лишнее.
Орудия археолога: лопата, мотыга, скребок, вилы, кисточка, отбойный молоток, нивелир.
Ответ: мотыга, вилы, отбойный молоток.
2. Отметь основные орудия труда древних людей, проживавших на территории Западной Сибири.
Рис. 1 Рис. 2 Рис. 3 Рис. 4 Рис. 5
Ответ: рис. 2, 4, 5.
3. Перечисли древних животных, распространенных на территории Сибири в ледниковый период.
Ответ: мамонты, носороги, бизоны, большерогие олени, лоси, лемминги, пещерные львы.
Зал 2. Этнография народов Сибири. Этот зал рассказывает о быте и хозяйстве коренного населения Сибири. В экспозиции представлены одежда, украшения, орудия труда и предметы быта 14 народов: алтайцев, сибирских татар, казахов, шорцев, тувинцев, якутов, долган, эвенков, хантов, манси, ненцев, нганасан, кетов, тофаларов. Коллекции шаманских принадлежностей и предметов буддийского (ламаистского) культов дают представление о традиционных верованиях коренных народов.
Эти задания удачно могут вписаться в курс истории России при изучении темы «Народы России» в 7 классе.
Возможные задания для интерактивной карты этого зала:
1. Выбери из списка те народы Сибири, у которых распространен шаманизм.
Алтайцы, эвенки, буряты, тувинцы, ханты, нанайцы, чукчи, русские, якуты, ненцы, коряки, хакасы, манси.
Ответ: алтайцы, буряты, тувинцы, чукчи, якуты, ненцы, хакасы.
2. Подпиши названия элементов одежды шамана.
1. __________ 2. _________________ 3. __________
Ответ: 1 – сапоги из шкуры оленя, 2 – шуба шамана, 3 –шапка шамана.
3. Подпиши названия и опиши предназначение данных предметов.
1.___________________2. _____________________3. _____________
Ответ: 1 – варган (хамуз), 2 – колотушка, 3 – бубен.
1. Нарисуй собственный вариант шаманского костюма.
Зал 3. Освоение Сибири, XVII–XIX вв. Этот зал посвящен истории заселения и хозяйственного освоения Сибири переселенцами. В нем экспонируются предметы материальной и духовной культуры русских, украинцев, белорусов и других народов Российской империи, рассказывающие об особенностях жизни первопроходцев и поселенцев и их повседневных занятиях.
Знакомство с материалами залов 3–4, организация экскурсий в них, решение познавательных заданий соответствующих интерактивных карт целесообразно в курсах истории России и региональной истории в 7–8 классах.
Возможные задания для интерактивной карты этого зала:
1. Соотнеси изображения и их определения, подпиши названия.
Рис. 1 Рис. 2 Рис. 3 Рис. 4 Рис. 5
Рис. 6 Рис. 7 Рис. 8 Рис. 9 Рис. 10
А) доспех из мелких колец, сплетенных в виде сетки;
Б) старинное холодное оружие в виде обоюдоострого длинного прямого ножа с рукояткой;
В) ловушка на горностая;
Г) защитный головной убор в составе воинского доспеха;
Д) кремень для высекания огня;
Е) копье с плоским и длинным наконечником, насаженным на древко;
Ж) металлический сосуд округлой формы, служивший для нагревания воды;
З) метательное орудие для охоты на крупных морских животных;
И) орудие для ловли крупных и мелких пушных зверей;
К) продолговатая пластинка с рядом зубьев, использовалась для расчесывания волос, льна.
Ответ: рис. 1 – А (кольчуга), рис. 2 – Г (шлем), рис. 3 – Е (протазан), рис. 4 – Б (меч), рис. 5 – Ж (котел), рис. 6 – Д (кресало), рис. 7 – К (гребень), рис. 8 – З (гарпун), рис. 9 – В (черкан), рис. 10 – И (капкан).
2. Отметьте на карте местоположение острогов и крепостей XVIII в.
Ответ: Абаканский, Саянский остроги, Омская, Железинская, Семипалатинская, Ямышевская, Усть-Каменогорская крепости (Иртышская укрепленная линия), Катунская, Бийская, Кузнецкая крепости (Колывано-Кузнецкая укрепленная линия).
Карта «Главные города, остроги и зимовья Сибири в XVIII в.»
3. Заполни таблицу, изучив карту Сибири XVI–XVII вв. (Ответ в таблице выделен курсивом).
Город |
Год основания |
Мангазея |
1601–1607 |
Арзамас |
1578 |
Тюмень |
1586 |
Новокузнецк |
1618 |
Томск |
1604 |
Красноярск |
1628 |
Иркутск |
1661 |
Якутск |
1632 |
Братск |
1631 |
Тобольск |
1587 |
Зал 4. Наш край во второй половине XIX в. Экспозиция зала рассказывает о возникновении Московско-Сибирского тракта, первых поселений и городов на территории будущей Новосибирской обл., развитии в регионе торговли, промыслов и первых промышленных предприятий, формировании купеческого сословия в Сибири.
Возможные задания для интерактивной карты этого зала:
1. Перечисли, какой кухонной утварью торговали в купеческих лавках первой половины XX в.?
Ответ: самовары, кувшины, чайные сервизы, сахарницы и др.
2. Соотнеси рисунки и их определения:
Рис. 1 Рис. 2 Рис. 3
А) Измерительный прибор для взвешивания продуктов.
Б) Материал, из которого чаще всего изготавливали посуду в начале ХХ в. Эта посуда продавалась в лавках новониколаевских купцов.
В) Механическое устройство для проигрывания граммофонных пластинок.
Ответ: рис. 1 – В (патефон), рис. 2 – А (весы), рис. 3 – Б (фарфор)
3. Напиши, какие товары из увиденных тобой в музее «Купеческая лавка» привозились из других стран.
4. Укажи фамилии богатых сибирских купцов конца XIX – начала XX в.
Ответы: чай, табак; Мельниченский, Савельевы, Тюфины и др.
5. Посмотри на карту Московско-Сибирского тракта, найди и обозначь самые крупные города и ярмарки начала ХХ в. Также отметь путь Сибирского тракта с 1730-х гг. до XIX в. зеленым карандашом, а путь тракта в начале XIX в. – красным.
Ответ: Тобольск, Томск, Тюмень и т. д.
6. Рассмотри изображение лавки купцов Гладковых, вспомни лавку в краеведческом музее, сравни и опиши их ассортимент и убранство.
Материалы последующих залов (5–6) целесообразно посетить и организовать деятельность по интерактивным картам в курсе изучения истории России и региональной истории XX в. в 9 классе.
Зал 5. История Новониколаевска, 1893–1917 гг. Возникший из рабочего поселка при строительстве железнодорожного моста через р. Обь Новониколаевск стал одним из самых быстроразвивающихся городов Азиатской России. Интерьеры делового кабинета, гостиной и детской комнаты, одежда и личные вещи горожан воссоздают атмосферу того времени.
Возможные задания для интерактивной карты этого зала:
1. Обозначь на карте губернию, в которой началось возведения г. Новониколаевска. Что это за губерния? Обозначь отрезок Транссибирской магистрали в районе с. Кривощёково. Условным знаком пометь мост через р. Обь.
2. Рассмотри письменный прибор конца XIX – начала XX в. Соотнеси цифры на фотографии и названия предметов.
Ответ: 1 – подставка для карандашей; 2 – пресс-папье; 3 – подставка для спичек; 4) пепельница; 5 – желобок для ручки; 6 – нож для нарезки бумаги.
3. Ответь, сукном какого цвета и почему покрывали рабочие столы в кабинетах в начале XX в.
Ответ: зеленым, чтобы не уставали глаза.
4. Кто эти люди? Соотнеси фамилии и фото. Вкратце опиши вклад этих людей в строительство Транссибирской железной дороги и становление нашего города.
Рис. 1 Рис. 2 Рис. 3 Рис. 4
Ответ:
1 – инженер-строитель Н. Г. Гарин-Михайловский. Руководил изыскательской партией, выбиравшей место для строительства железнодорожного моста через Обь для Транссибирской магистрали. Именно он отклонил вариант возведения этого сооружения в районе Томска.
2 – инженер К. Я. Михайловский. Начальник работ по постройке Транссиба для перевозки грузов и пассажиров из западных областей России через Сибирь на Восток и обратно.
3 – инженер Н. А. Белелюбский. Воплотил в жизнь проект железнодорожного моста через Обь на Транссибирской железной дороге.
4 – инженер путей сообщения Н. Б. Меженинов. Он возглавлял строительство самого длинного участка железной дороги – от р. Обь до Иркутска.
5. По плану 1906 г. перечисли основные магистральные улицы Новониколаевска. Найди и укажи примерное месторасположение своего дома.
Зал 6. Сибирь советская, 1917–1941 гг. В экспозиции НГКМ представлены свидетельства революционных потрясений начала ХХ в. и последующего строительства нового государственного строя: оружие периода Гражданской войны, одежда и предметы быта горожан времен нэпа, материалы о социалистических преобразованиях в экономике и культуре, подлинные документы о проведении коллективизации и «раскулачивании» в Сибири.
Возможные задания для интерактивной карты этого зала:
1. Определи названия этих экспонатов.
1) Название экспоната, который был изготовлен в первые годы советской власти, после Гражданской войны. В это время стояли заводы, а в стране начался голод. Этот экспонат является отражением известного лозунга: «Перекуем мечи на орала». Экспонат перекован из орудия войны. («Плуг мира».)
2) Этот экспонат является механическим прибором, он оснащен набором клавиш, нажатие на которые приводит к печати. (Печатная машинка.)
3) Этот экспонат был подарен в качестве премии одному из ударников труда завода «Сибсельмаш» в 1930-х гг. Он из небольшой серии, выпускавшейся после войны Новосибирским авиационным заводом им. В. П. Чкалова, является спортивным инвентарем. (Спортивный велосипед.)
4) Этот вид экспонатов относится к законодательным актам советской России. (Советские декреты.)
5) Этот экспонат периода нэпа. Он является точным измерительным предметом. Ранее в советской России считался атрибутом буржуазии. («Капиталистические» весы.)
6) В предметы этой группы в свое время были внесены конструктивные изменения без учета стандартов и технических условий. (Атипичное оружие.)
2. Сравни плакаты «красных» и «белых» периода Гражданской войны. Чем они похожи и чем отличаются друг от друга? Рассмотрев плакаты, выскажи (опиши) свое мнение по следующему вопросу: какую роль сыграли агитки и плакаты в победе «красных» и поражении «белых»?
Как показал опыт апробации разработанных студентами-историками интерактивных карт в процессе изучения истории, проведения уроков в музее, данные познавательные, проблемные, творческие задания способствуют формированию интереса школьников к истории своей малой родины, истории страны и мира, они могут стать первым шагом в исследовательской, проектной деятельности. Процесс поиска ответов на вопросы по материалам музея невольно выводит учащихся на поиск информации и за пределами урока, музея, что формирует их информационные умения. А составление самими школьниками заданий для карт для их сверстников из других классов или школ демонстрирует практическую востребованность их деятельности.
На основе имеющихся в нашей практике материалов в ближайшем будущем возможно создание специальных комплектов интерактивных карт для различных залов НГКМ, а также других музеев нашего города.
Примечания
[1] См., например: Работа со школьниками в краеведческом музее: сценарии занятий: учеб.-метод. пособие / под ред. Н. М. Ланковой. М., 2001.
[2] Отдел истории [Электронный ресурс] / Новосибирский государственный краеведческий музей. URL: http://museum.nsk.ru/exposition/history (дата обращения: 03.04.2014).
Количество просмотров: 18630 |
Добавить комментарий