Сибирский бриллиант в короне российской словесности (К 90-летию Виктора Астафьева)

 
 

Горшенин Алексей Валериевич,

литературный критик, историк литературы,
прозаик, член Союза писателей России

 

Сибирский бриллиант в короне российской словесности (К 90-летию Виктора Астафьева)

1 мая исполняется 90 лет со дня рождения выдающегося русского писателя Виктора Петровича Астафьева.

Прозаик, драматург, публицист В.П. Астафьев родился 1 мая 1924 года в селе Овсянка Дивногорского района Красноярского края, в крестьянской семье.

Рано лишившись родителей, воспитывался в детдоме-интернате города Игарка. Окончил школу ФЗО. Работал помощником и составителем поездов на станции Базиха под Красноярском. В Великую Отечественную войну воевал солдатом-связистом, получил тяжелое ранение.

В 1945-м после демобилизации приехал на родину жены в город Чусовой Пермской области. Работал слесарем, чернорабочим, грузчиком, плотником, мойщиком мясных туш, вахтером мясокомбината. Был литературным сотрудником в газете «Чусовской рабочий». Опубликовал здесь в 1951 году свой первый рассказ «Сибиряк». В 1966-м переехал в Пермь. Окончил Высшие литературные курсы при Литературном институте им. А.М. Горького.

С 1966 по 1980 год жил в Вологде. В 1981-м вернулся на родину, в Красноярский край. До самой кончины жил в родном селе Овсянка.

Первая книга В. Астафьева — сборник рассказов «До будущей весны» — вышла в 1953 году в Перми. С этого времени активно публиковался в журналах «Новый мир», «Молодая гвардия», «Наш современник», «Сибирские огни» и др. Автор книг «Тают снега» (1957), «Перевал» (1959), «Стародуб» (1960), «Звездопад» (1962), «Поросли окопы травой» (1965), «Пастух и пастушка» (1968), «Царь-рыба» (1984), «Печальный детектив» (1987), «Последний поклон» (1989) и др., изданных в Перми, Свердловске, Москве, Новосибирске, Красноярске.

Творчество В. Астафьева отмечено многими наградами и премиями. В 1975 году за повести «Перевал», «Кража», «Пастух и пастушка» ему была присуждена Государственная премия РСФСР им. М. Горького. В 1978-м за роман «Царь-рыба» — Государственная премия СССР. Еще раз В. Астафьев получил ее за книгу «Зрячий посох» (1991). В 1989 году В. Астафьев был удостоен звания Героя Социалистического Труда. В 1994-м «за выдающийся вклад в отечественную литературу» стал лауреатом Российской независимой премии «Триумф», а в 1995-м за роман «Прокляты и убиты» — Государственной премии России. Помимо этого, В. Астафьев — лауреат Международной Пушкинской премии (1997), премии Международного литфонда «За честь и достоинство таланта» (1998), премии им. Аполлона Григорьева Академии русской современной словесности (1998). «За выдающийся вклад в современную литературу» в 2008 году писатель посмертно был удостоен премии Александра Солженицина.

Умер 29 октября 2001 года в Красноярске.

 

Проза Виктора Астафьева излучает теплый внутренний свет — свет той доморощенной провинциальной жизни, что так близка и понятна любому русскому человеку. Наверное, поэтому едва ли не каждое произведение писателя становилось значительным литературным событием. До середины 1970 годов Астафьев писал преимущественно о детстве и войне, совпавшей с его юностью, создавая своеобразную биографию целого поколения.

Менялись темы и жанры, герои Астафьева были то детьми, то взрослыми, то беспризорниками, то солдатами, то охотниками и рыбаками, но почти всегда он отображал, одного, в сущности, «природного», «корневого» русского человека с его собственной нравственной средой.

Была, однако, у Астафьева и своя магистральная, не отпускающая всю его творческую жизнь тема. «И все не умолкает во мне война, сотрясая усталую душу. Багровый свет пробивается сквозь немую уже толщу времени, и, сплющенная, окаменелая, но не утерявшая запаха гари и крови, клубится она во мне», — признается писатель в одном из рассказов. Она «клубилась» и выплескивалась на страницы астфьевских произведений все новыми картинами, отмеченными нелицеприятной, жесткой, подчас даже жестокой правдой. Правда же эта, по убеждению Астафьева, в том, что война — прежде всего черная тяжкая работа, кровь, пот, грязь, смерть (здесь он явно перекликается со Львом Толстым). Эту вот неидеализированную окопную правду и воссоздавал Астафьев с впечатляющей художественной силой в своих рассказах, повестях и романах, таких, как «Поросли окопы травой», «Пастух и пастушка», «Веселый солдат», «Прокляты и убиты»…

Рассказывая совсем не героическую правду о фронтовых буднях, писатель ни на минуту не забывал об истинных героях Великой Отечественной — ее малозаметных ратных тружениках. Их в произведениях Астафьева немало: и среди солдат, и среди офицеров. Об одном таком персонаже писатель говорит, «что он был работяга», и это звучит как высшая похвала и признание. Именно им, «работягам», вынесшим на плечах основную тяжесть войны, низко кланяется Виктор Астафьев. И любуется ими. И жалеет их, чаще всего уже безымянных и забытых. И воскрешает в творениях на своих, настойчиво, раз за разом возвращаясь к теме войны. Возвращается, чтобы, с одной стороны, вывести из тени забвения простых ее ратников, а с другой оградить их живые образы от могильно-холодной монументальности.

Здесь, кстати, и корень астафьевских разногласий с некоторыми фронтовиками, обвинявшими писателя в искажении фронтовых будней, очернительстве и намеренном дегероизме. Спрямленный, отстраненный, обобщенно-идеализированный монументализм, конечно же, плохо вяжется с жестким и нелицеприятным астафьевским взглядом изнутри, через призму которого мы и видим его персонажей. Тем не менее во взгляде этом как раз и преломляется «многообразие войны» (так, кстати, названа одна из «затесей» Астафьева). На страницах его военных произведений находится место трагическому и смешному, высокому и низменному. Не случайно в русской «военной прозе» они прочно заняли одно из самых видных мест.

Особенную сердечную приязнь Астафьев всегда питал к родной природе, которая была для него и сердечной болью, и эстетическим критерием, и нравственным оселком, и образцом мировой гармонии, и душевным лекарем… Сколько прекрасных страниц посвятил ей писатель! В них мы окунаемся в чарующий мир «деревьев, трав, облаков» речного и озерного раздолья, любуемся мастерски выписанными пейзажами. Но, что особенно важно, именно «перед лицом природы» человек у Астафьева раскрывается наиболее полно и глубоко, о чем, пожалуй, красноречивее всего свидетельствует его остросоциальный и одновременно лирико-философский роман «Царь-рыба», ставший значительной вехой в русской литературе второй половины XX века.

Природа и человеческая личность увидены и показаны здесь в перекрестье социального, философского, эстетического, нравственно-этического аспектов, а само повествование явило поразительный симбиоз высочайшего художественного мастерства, острейшей публицистики и глубокого психологизма, сплавленных в единое целое живой пронзительной авторской болью за родную землю. Собственный же голос Астафьева возвысился в «Царь-рыбе» до тревожно-набатных высот и был услышан миллионами читателей, став для многих и многих из них истинным откровением и потрясением.

Не в этом, но и последовавшим за ним романе «Печальный детектив», да и во многих других произведениях последней четверти XX века Астафьев настойчиво обращался к насущным и наболевшим проблемам общественного бытия на излете социалистической эпохи, пытаясь через художественное преломление глубинной российской жизни найти ответ на горько-тревожный шукшинский вопрос: «Что с нами происходит?»

Когда-то в «Оде русскому огороду» Астафьев писал: «Истлевает паутинка, рвется, оставляя серебряный отсвет. Я пытаюсь удержать в себе хотя бы отблеск дивного видения и какое-то время оголенным сердцем чувствую едва ощутимое касание дальнего света, вижу дымчатую даль, и во мне живут звуки, запахи, краски, принесенные памятью. Спит моя родная земля, глубоко спит, натружено дышит, и витают над нею беды и радости, любовь и ненависть — все горит, все не гаснет моя серебряная паутинка, но свет ее отдаленней, слабей, утихают во мне звуки прошлого, блекнут краски, чтоб снова озариться, засиять, когда сделается мне невыносимо жить и захочется успокоения. Хоть какого-нибудь…»

И вот на пороге XXI века пришло это успокоение. Вечный покой снизошел на великого русского писателя. Но нет, не померкнет его самородное слово, не выцветут краски на его литературном холсте. И долго-долго еще будет магически притягивать их высокое духовное горение.

 

Дополнительно рекомендуем прочесть

 

Книги Виктора Астафьева:

Царь-рыба. — М., 1984.

Печальный детектив. — М., 1987.

Последний поклон. — М., 1989.

 

О В. Астафьеве:

Яновский Н. Очерк творчества. — М., 1982.

Макаров А. Во глубине России… (Виктор Астафьев). — М., 1982.

Курбатов В. Миг и вечность. — Красноярск, 1982.

Горшенин А. Последний поклон. // А. Горшенин. Лица сибирской литературы. — Новосибирск, 2006.

Количество просмотров: 10734  

Добавить комментарий

1. «На крестьянску ручку…». Немного о новом учебном пособии по истории Сибири
2. Не красна изба углами…
3. «Это всё с рассказов родителей…»: основание переселенческой деревни в семейном предании Куриных
4. Развитие картографической ситуации в районе Чаусского острога
5. Новониколаевская католическая община в начале XX века
6. Опыт создания и использования интерактивных карт для работы в краеведческом музее при изучении курса региональной истории
7. Изменения территории и административного деления Новосибирской области (по материалам Государственного архива Новосибирской области)
8. «Целинный проект» 1954 г.: предпосылки, подготовка и реализация в Сибири
9. Британские войска в Сибири в годы Гражданской войны: мифы и реалии
10. Кривощёково: история и литература
11. «Пять жемчужин Купинского района» (краеведческий компонент в деятельности библиотеки)
12. Сибирский бриллиант в короне российской словесности (К 90-летию Виктора Астафьева)
13. Жилищное и культурно-бытовое строительство на территории освоения целинных земель в Новосибирской области
14. Школа на улице Владимирской. Заметки краеведа
15. Владимир Константинович Жандр: к 150-летию со дня рождения (записки рерайтера)
16. Река, в которой водится выдра
17. Ходили по Тартасу катера....
18. Каменка: развитие пригородного поселения во второй половине XIX – первой трети XX века
19. Студенческие ритуалы, обряды и обычаи
1. «Я была шестой». Надежда Григорьевна Пономарёва вспоминает о своём детстве ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
2. Зарождение и развитие энергетической системы левобережной части города Новосибирска ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
3. «Всего пришлось повидать…». Семейная история спецпереселенца из Молдавии ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
4. Условия и формы жизни горожан Западной Сибири второй половины XIX – начала XX века в досоветской историографии ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
5. Строительство соцгородов. 33 квартал ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
6. Дом на Красном. Часть 1. Суриковская ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
7. Всё для Победы: трудовой подвиг жителей Краснозерского района во время Великой Отечественной войны ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
8. Фундамент для мегаполиса: о ликвидации оврагов в долине р. Каменки в г. Новосибирске в 1960-80-ые гг. ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
9. Завьяловская школа в годы Великой Отечественной войны и её герои-выпускники ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
10. «Сибирский педагогический журнал»: история научного издания Новосибирска ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
11. Север, зэки, радиомачта и две авиакатастрофы. Новая история места в Новосибирске ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
12. Юбилей деревни Бугры ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Лазарет концентрационного лагеря для военнопленных в Ново-Николаевске ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Речной вокзал ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Ядринцевский провал ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Памяти культуры левого берега. История снесенного ДК Клары Цеткин ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. «Я был везучий». Александр Александрович Шеслер о судьбе семьи поволжских немцев во время Второй мировой войны ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. «Мой любимый Борис…». Софья Борисовна Добрякова о муже и его преданности медицине ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Вьюны: развитие старожильческого поселения во второй половине XIX – первой трети XX века ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Звёздный ребёнок – бердский уроженец Иннокентий Маштаков ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы