Опыт авторского элективного курса для учащихся 7 классов «За страницами школьного учебника. Мастерская чтения»

 
 

Колмакова Татьяна Владимировна,

учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
МАОУ «Лицей № 9» г. Новосибирска

 

Опыт авторского элективного курса для учащихся 7 классов «За страницами школьного учебника. Мастерская чтения»

Элективный курс по выбору «За страницами школьного учебника. Мастерская чтения» для 7 класса является продолжением элективного курса для 5 класса «За страницами школьного учебника. Мастерская стиха» и для 6 класса «За страницами школьного учебника. Мастерская прозы». Он рассчитан на 17 часов (1 урок в неделю в одном полугодии). Курс является составной частью образовательной области «Литература» и позволяет решать задачи литературного образования в гармоничном сочетании с решением воспитательных задач.

I. Цель обучения литературе – формирование индивидуальной культуры художественного восприятия учащихся, что включает в себя развитие художественного мышления, творческого потенциала, овладение разными типами и видами речи, функциональную филологическую и коммуникативную грамотность.

II. Основные задачи: – 

– поэтапное достижение цели, обусловленное психолого-возрастными стадиями развития личности ученика и этапами развития мировой художественности;

– освоение учениками природы и законов художественности, формирование умений ими оперировать;

– формирование, развитие и совершенствование культурологических и коммуникативных компетенций.

III. Характеристика процесса достижения целей и задач и его теоретическое обоснование.

Принципиальное методологическое значение в содержании литературного образования придаётся бахтинской концепции «диалога согласия», урок понимается как коммуникативное событие, в котором дидактический интерес представляет само художественное произведение, а не «истины» о нём. Основной тип деятельности – правополушарный. Ученик и учитель на уроке – читатели, равноправные и активные участники коммуникации.

Другая особенность технологии – чёткое определение этапов формирования культуры восприятия, связанных со стадиями развития личности и становления мировой художественности. Всего таких стадий пять.

На первой ступени (5-6 кл.) постигается знаковая природа искусства, ученик овладевает языком того или иного жанра и в соответствии со строгими правилами создаёт свои образцы жанров.

Вторая ступень (7-8 кл.). Постижение закона художественной целостности и эстетической природы искусства, воспитание вкуса в области литературы: ребёнок учится распознавать факторы художественной целостности, тайны и красоты произведения, он испытывает свою причастность миру художественному, человеческому, осознавая, что одноклассник, учитель, автор чувствуют то же, что и он по поводу прочитанного. Эта ступень является необходимой для  освоения творческой природы искусства и закона оригинальности в 9 кл.

IV. Особенности отбора и предъявления учебного материала.

Базовым содержанием технологии является особая природа эстетической деятельности, характерная для каждого этапа развития художественности, которая, в свою очередь, обуславливает необходимую для каждого этапа воспитания читателя читательскую установку. В 7 кл. отбор материала определяют базовые теоретические понятия историко-литературного процесса и понятия закона художественной целостности и эстетической природы искусства, воспитание вкуса в области литературы. Литературные тексты представлены общеизвестными произведениями, в основном, русской литературы и включают произведения, предусмотренные Стандартом.

V. Некоторые особенности методики

5.1.Формы организации обучения:

– Урок как коммуникативное событие – ведущая форма организации обучения.

– Творческая мастерская.

– Практикум.

– Защита проектных и исследовательских работ.

5.2. Методы и приёмы:

5.2.1 Метод коллективного генерирования идей.

5.2.2. Метод «вживания» в образ.

5.2.3.Стилевая экспертиза.

5.2.4. Проблемно-диалогический.

Формы отслеживания результатов усвоения учебного материала.

1. Творческие работы.

2. Защита исследовательских работ и проектов.

3. Схемы анализа контрольных и творческих работ.

4. Таблицы мониторинга.

5. Результативность внеклассной и внеурочной деятельности по предмету.

8. Анкетирование.

Программа курса рассчитана на 17 занятий (1урок в неделю в течение двух четвертей).

Методические замечания

Каждый раздел программы предполагает знакомство читателя с одним из «факторов художественной целостности» (М.М. Бахтин), что способствует «просветлению и углублению эмоциональной рефлексии по поводу прочитанного» (В.И. Тюпа). Предлагаемые задания носят творческий и исследовательский характер, формируют у читателя умения устанавливать культурологические, интертекстуальные связи, развивают творческое воображение. В ходе освоения курса ученик усваивает своеобразные правила истинного чтения: читать – значит видеть, читать – значит слышать, читать – значит переживать, иметь некоторый «порядок в душе» (М.М. Пришвин).

Содержание первого раздела – посвящение и обращение в читатели. Уже на первом занятии необходимо сконцентрировать внимание учеников  на таких «красотах» художественного текста, которые никакому заранее сформулированному правилу не подчиняются. Произведение может быть прекрасно, хотя и не вполне соответствует канонам того или иного жанра, воздействует на душу читателя не соответствием известным ему критериям, а  каким-то чудесным образом. В таком случае необходимо обнаружить след чуда в художественном целом произведения, ту частность, которая может оказаться ключом к читательскому впечатлению. На каждом занятии необходимо установление, углубление и артикулирование причинно-следственной связи между субъективным читательским впечатлением от восприятия произведения и объективными (текстовыми) факторами, порождающими то или иное впечатление. Вся учебная работа должна протекать в режиме своеобразного челнока: текст – впечатление – текст.

Приведём некоторые общие приёмы, «просветляющие» эмоциональную рефлексию читателя, углубляющие и обостряющие её эстетическую необходимость.

1.Нахождение ключевых слов, фраз, вызвавших положительные или отрицательные эмоции.

2. Составление таблицы основных чувств, переживаний и обращение к ней для определения своего эмоционального состояния.

Покой – умиротворение, гармония…

Гордость – восхищение, преклонение…

Гнев – ярость, злость…

Веселье – радость. Ликование…

Ужас – страх, испуг…

Скорбь – грусть, печаль…

Влюблённость –

Отвращение – …

Изумление – …

3. Замена слова, детали, ритма, последовательности эпизодов, частей в произведении или их выключение, добавление, перестановка с непременным выходом на осознание, что от этого нарушается произведение, его смысл, настроение, порядок, его целостность в конечном итоге.

4. Завершение предложений подобного типа:

– Без этого слова…

– Именно этот фрагмент…

– Я вместе с героем чувствую (испытываю)…

– Эта деталь необходима для…

5. Обнаружение гениальных «ошибок» в тексте (например, в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…»).

6. Создание иллюстраций, рисунков-символов к произведению или его фрагменту.

7. Вербальное иллюстрирование с обоснованием выбора стиля, отдельных деталей. Например, «Если бы мне предложили нарисовать Маниловку одной краской, я бы выбрал… (серо-голубую), потому что…»

8. Составление схем (крайне редко, например, при выявлении художественного пространства произведения).

9. Жанровые трансформации. Переложить фрагмент драматического произведения в жанре рассказа, новеллы или в стихотворной форме, эпизод эпического текста представить как сцену из спектакля. В итоге этой работы должно быть осознание, что получается совершенно новое, другое произведение.

10. Микросочинения о настроении, воплощённом в художественном тексте, с непременным условием демонстрации в сочинении способности видеть «чудо» художественной целостности, понимания органичности того или иного фактора эстетическому целому.

11. Ведение читательского дневника.

Некоторые рекомендации к оформлению и содержанию  читательского дневника:

– для ведения дневника лучше выбрать общую тетрадь;

– необходимо оставлять широкие поля (5-6см) для внесения дополнительных наблюдений, замечаний, исправлений к уже имеющимся записям при повторном обращении к тексту;

– обязательно указывать дату внесения записей в дневник (как первоначальных, так и дополнительных);

– записывать заглавие произведения и его автора;

– содержание записей в дневнике:

а) краткие замечания, пояснения, выписки цитат, имён  и наименований, ключевых слов, сцен, эпизодов, запись сюжетных схем, имён героев и персонажей;

б) формулировки собственных суждений, впечатлений, настроений, чувств. Вопросов, недоумений, вызванных прочтением текста;

в) этюды о строе чувств, настроении, господствующих в произведении, об открытии «чуда» художественной целостности. Заметки о находках «следов» авторского вдохновения;

– в дневнике желательны детские иллюстрации, рисунки-символы к прочитанным произведениям.

Усвоение содержания курса семиклассниками способствует формированию их подлинной культуры художественного восприятия; не теоретическому, а практическому приобщению школьников к таинству художественного творения, развитию и углублению читательских возможностей «сотворческого сопереживания» (В.И. Тюпа) как видения, слышания, постижения эмоционального содержания художественной целостности.

Количество просмотров: 11964  

Добавить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки
1. Развитие физических качеств обучающихся с помощью методики повышения физической и функциональной подготовленности во внеурочной деятельности «Футбол в школе» в условиях реализации ФГОС ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
2. Формирование навыков устного счёта через систематическое использование карточек и компьютерных технологий у младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
3. Проектирование современного урока ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
4. Современный урок: принципы проектирования и методы использования современных технологий у детей с нарушением слуха на уроках ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
5. Формирование функциональной грамотности обучающихся через развитие диалогической речи на уроках английского языка ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
6. Семья и школа: от диалога к партнёрству ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
7. Использование образовательных технологий деятельностного типа для повышения мотивации учащихся и качества обучения на уроках физической культуры в соответствии с ФГОС ООО ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
8. Домашняя работа БЕЗ родителя, НО под присмотром ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
9. Использование метода проектов на уроках химии для повышения уровня функциональной грамотности ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
10. Проектирование учебных игр для уроков английского языка в 5 классе при изучении лексико-грамматического материала по теме «Fun with Food» c использованием Present Simple Tense ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
11. Поем вместе: разносторонние аспекты хорового пения ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
12. Эффективные приёмы планирования современного урока ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
13. Развитие двигательной активности школьников посредством игры в футбол на уроках физической культуры ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
14. Формирование учебной мотивации обучающихся на уроках в младшей школе ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
15. Организация мотивационной среды на уроке иностранного языка ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
16. Проектирование современного урока в начальной школе ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
17. Урок-текст: формирование картины мира ребёнка ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
18. Современный урок: следование алгоритму или акт творчества? ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
19. Реализация вариативных модулей программы воспитания: от традиции к инновациям ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
20. Формирование функциональной грамотности на уроке математики в 1 классе при изучении темы «Величины» ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024

Страницы