Опыт авторского элективного курса для учащихся 7 классов «За страницами школьного учебника. Мастерская чтения»
Элективный курс по выбору «За страницами школьного учебника. Мастерская чтения» для 7 класса является продолжением элективного курса для 5 класса «За страницами школьного учебника. Мастерская стиха» и для 6 класса «За страницами школьного учебника. Мастерская прозы». Он рассчитан на 17 часов (1 урок в неделю в одном полугодии). Курс является составной частью образовательной области «Литература» и позволяет решать задачи литературного образования в гармоничном сочетании с решением воспитательных задач.
I. Цель обучения литературе – формирование индивидуальной культуры художественного восприятия учащихся, что включает в себя развитие художественного мышления, творческого потенциала, овладение разными типами и видами речи, функциональную филологическую и коммуникативную грамотность.
II. Основные задачи: –
– поэтапное достижение цели, обусловленное психолого-возрастными стадиями развития личности ученика и этапами развития мировой художественности;
– освоение учениками природы и законов художественности, формирование умений ими оперировать;
– формирование, развитие и совершенствование культурологических и коммуникативных компетенций.
III. Характеристика процесса достижения целей и задач и его теоретическое обоснование.
Принципиальное методологическое значение в содержании литературного образования придаётся бахтинской концепции «диалога согласия», урок понимается как коммуникативное событие, в котором дидактический интерес представляет само художественное произведение, а не «истины» о нём. Основной тип деятельности – правополушарный. Ученик и учитель на уроке – читатели, равноправные и активные участники коммуникации.
Другая особенность технологии – чёткое определение этапов формирования культуры восприятия, связанных со стадиями развития личности и становления мировой художественности. Всего таких стадий пять.
На первой ступени (5-6 кл.) постигается знаковая природа искусства, ученик овладевает языком того или иного жанра и в соответствии со строгими правилами создаёт свои образцы жанров.
Вторая ступень (7-8 кл.). Постижение закона художественной целостности и эстетической природы искусства, воспитание вкуса в области литературы: ребёнок учится распознавать факторы художественной целостности, тайны и красоты произведения, он испытывает свою причастность миру художественному, человеческому, осознавая, что одноклассник, учитель, автор чувствуют то же, что и он по поводу прочитанного. Эта ступень является необходимой для освоения творческой природы искусства и закона оригинальности в 9 кл.
IV. Особенности отбора и предъявления учебного материала.
Базовым содержанием технологии является особая природа эстетической деятельности, характерная для каждого этапа развития художественности, которая, в свою очередь, обуславливает необходимую для каждого этапа воспитания читателя читательскую установку. В 7 кл. отбор материала определяют базовые теоретические понятия историко-литературного процесса и понятия закона художественной целостности и эстетической природы искусства, воспитание вкуса в области литературы. Литературные тексты представлены общеизвестными произведениями, в основном, русской литературы и включают произведения, предусмотренные Стандартом.
V. Некоторые особенности методики
5.1.Формы организации обучения:
– Урок как коммуникативное событие – ведущая форма организации обучения.
– Творческая мастерская.
– Практикум.
– Защита проектных и исследовательских работ.
5.2. Методы и приёмы:
5.2.1 Метод коллективного генерирования идей.
5.2.2. Метод «вживания» в образ.
5.2.3.Стилевая экспертиза.
5.2.4. Проблемно-диалогический.
Формы отслеживания результатов усвоения учебного материала.
1. Творческие работы.
2. Защита исследовательских работ и проектов.
3. Схемы анализа контрольных и творческих работ.
4. Таблицы мониторинга.
5. Результативность внеклассной и внеурочной деятельности по предмету.
8. Анкетирование.
Программа курса рассчитана на 17 занятий (1урок в неделю в течение двух четвертей).
Методические замечания
Каждый раздел программы предполагает знакомство читателя с одним из «факторов художественной целостности» (М.М. Бахтин), что способствует «просветлению и углублению эмоциональной рефлексии по поводу прочитанного» (В.И. Тюпа). Предлагаемые задания носят творческий и исследовательский характер, формируют у читателя умения устанавливать культурологические, интертекстуальные связи, развивают творческое воображение. В ходе освоения курса ученик усваивает своеобразные правила истинного чтения: читать – значит видеть, читать – значит слышать, читать – значит переживать, иметь некоторый «порядок в душе» (М.М. Пришвин).
Содержание первого раздела – посвящение и обращение в читатели. Уже на первом занятии необходимо сконцентрировать внимание учеников на таких «красотах» художественного текста, которые никакому заранее сформулированному правилу не подчиняются. Произведение может быть прекрасно, хотя и не вполне соответствует канонам того или иного жанра, воздействует на душу читателя не соответствием известным ему критериям, а каким-то чудесным образом. В таком случае необходимо обнаружить след чуда в художественном целом произведения, ту частность, которая может оказаться ключом к читательскому впечатлению. На каждом занятии необходимо установление, углубление и артикулирование причинно-следственной связи между субъективным читательским впечатлением от восприятия произведения и объективными (текстовыми) факторами, порождающими то или иное впечатление. Вся учебная работа должна протекать в режиме своеобразного челнока: текст – впечатление – текст.
Приведём некоторые общие приёмы, «просветляющие» эмоциональную рефлексию читателя, углубляющие и обостряющие её эстетическую необходимость.
1.Нахождение ключевых слов, фраз, вызвавших положительные или отрицательные эмоции.
2. Составление таблицы основных чувств, переживаний и обращение к ней для определения своего эмоционального состояния.
Покой – умиротворение, гармония…
Гордость – восхищение, преклонение…
Гнев – ярость, злость…
Веселье – радость. Ликование…
Ужас – страх, испуг…
Скорбь – грусть, печаль…
Влюблённость –
Отвращение – …
Изумление – …
3. Замена слова, детали, ритма, последовательности эпизодов, частей в произведении или их выключение, добавление, перестановка с непременным выходом на осознание, что от этого нарушается произведение, его смысл, настроение, порядок, его целостность в конечном итоге.
4. Завершение предложений подобного типа:
– Без этого слова…
– Именно этот фрагмент…
– Я вместе с героем чувствую (испытываю)…
– Эта деталь необходима для…
5. Обнаружение гениальных «ошибок» в тексте (например, в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…»).
6. Создание иллюстраций, рисунков-символов к произведению или его фрагменту.
7. Вербальное иллюстрирование с обоснованием выбора стиля, отдельных деталей. Например, «Если бы мне предложили нарисовать Маниловку одной краской, я бы выбрал… (серо-голубую), потому что…»
8. Составление схем (крайне редко, например, при выявлении художественного пространства произведения).
9. Жанровые трансформации. Переложить фрагмент драматического произведения в жанре рассказа, новеллы или в стихотворной форме, эпизод эпического текста представить как сцену из спектакля. В итоге этой работы должно быть осознание, что получается совершенно новое, другое произведение.
10. Микросочинения о настроении, воплощённом в художественном тексте, с непременным условием демонстрации в сочинении способности видеть «чудо» художественной целостности, понимания органичности того или иного фактора эстетическому целому.
11. Ведение читательского дневника.
Некоторые рекомендации к оформлению и содержанию читательского дневника:
– для ведения дневника лучше выбрать общую тетрадь;
– необходимо оставлять широкие поля (5-6см) для внесения дополнительных наблюдений, замечаний, исправлений к уже имеющимся записям при повторном обращении к тексту;
– обязательно указывать дату внесения записей в дневник (как первоначальных, так и дополнительных);
– записывать заглавие произведения и его автора;
– содержание записей в дневнике:
а) краткие замечания, пояснения, выписки цитат, имён и наименований, ключевых слов, сцен, эпизодов, запись сюжетных схем, имён героев и персонажей;
б) формулировки собственных суждений, впечатлений, настроений, чувств. Вопросов, недоумений, вызванных прочтением текста;
в) этюды о строе чувств, настроении, господствующих в произведении, об открытии «чуда» художественной целостности. Заметки о находках «следов» авторского вдохновения;
– в дневнике желательны детские иллюстрации, рисунки-символы к прочитанным произведениям.
Усвоение содержания курса семиклассниками способствует формированию их подлинной культуры художественного восприятия; не теоретическому, а практическому приобщению школьников к таинству художественного творения, развитию и углублению читательских возможностей «сотворческого сопереживания» (В.И. Тюпа) как видения, слышания, постижения эмоционального содержания художественной целостности.
Количество просмотров: 11964 |
Добавить комментарий