«Ребенок – зеркало семьи». Из опыта работы с неблагополучными семьями в МБОУ ООШ № 84
Я хочу начать с того, что «ребенок – зеркало семьи». И, как правило, в неблагополучной семье дети – трудные. Дети тонко чувствуют семейный разлад. Для них это травма, которая скажется на всей их дальнейшей жизни. Равнодушие родителей к детям вызывает у них чувство одиночества. Дети начинают искать привязанность на стороне, в разнообразных занятиях, компаниях.
Глобальные изменения в жизни нашего общества болезненнее всего отразились на семье. В современных кризисных условиях именно семья получила больше всего ударов: безработица, низкая заработная плата и прочее. Не смотря на то, что в нашей школе 93% родителей имеют работу, 90% семей учеников школы можно отнести к малообеспеченным семьям.
Резкие перемены в экономике, политике и социальной сфере в России негативно отразились не только на материальной стороне семьи, но и на взаимоотношениях между её членами, и прежде всего между родителями и детьми. Во-первых, увеличился разрыв между жизненными ценностями разных поколений. Во-вторых, возрос уровень притязаний со стороны родителей к своим детям в условиях разноуровневого обучения в образовательных школах; и наконец, в-третьих, наблюдается воздействие завышенных социальных требований.
Многолетние наблюдения показывают, что происходит обесценивание института семьи и брака: на первом месте у родителей – устройство собственной личной жизни, только на втором – дети. Родители вступают в повторные гражданские браки и внебрачные отношения.
Большое количество семей мы вынуждены отнести к категории неблагополучных. Так что же такое неблагополучная семья? В современной психолого-педагогической литературе приводятся различные определения и типологии неблагополучной семьи. Неблагополучная семья – это семья с низким социальным статусом, не справляющаяся с возложенными на нее функциями в какой-либо из сфер жизнедеятельности или нескольких одновременно. Адаптивные способности неблагополучной семьи существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно и малорезультативно.
Разделение семей по причинам неблагополучия относительно, так как одна причина неразрывно связана с другой. Например, в семье, где злоупотребляют алкоголем, почти всегда наблюдаются конфликтные отношения между родителями и детьми, кроме того, такие семьи, как правило, имеют нестабильное финансовое положение, являются малообеспеченными. Логично сделать вывод: причин семейного неблагополучия может быть несколько, и они взаимосвязаны между собой. Однако одна из них играет ведущую роль, другая – второстепенную. А выбор форм и методов воздействия на семью зависит от ведущей причины семейного неблагополучия.
Говорить о семейном неблагополучии и просто, и сложно одновременно, потому что формы его довольно многообразны, как многообразные типы и разновидности семейных союзов. Если при явном семейном неблагополучии (алкогольная или наркотическая зависимость одного или нескольких членов семьи, семейные конфликты, насилие и жестокое обращение с детьми, асоциально-аморальное поведение родителей и т.п.) не возникает сомнения ни у педагогов, ни у общественности относительно того, что такие семьи не могут успешно справляться со своими основными функциями, прежде всего с воспитательными задачами, оказывают десоциализирующее влияние на детей, то его скрытые формы не вызывают особой тревоги и обеспокоенности. Внешне респектабельные семьи со скрытым неблагополучием демонстрируют двойную мораль, которую дети довольно быстро усваивают и делают законом своей жизни.
Каждая вторая семья в нашей школе требует особого педагогического внимания. Определенное влияние на педагогическую функцию семьи оказывает её состав, образование и возраст родителей, материальные и бытовые условия жизни. Все эти факторы необходимо учитывать при планировании индивидуальной работы с семьей.
Состав семей обучающихся: неполные семьи – 42%, внебрачные семьи – 33%, повторные гражданские браки – 23%, воспитывают бабушки – 10%. Хочется также отметить, что невысок и образовательный уровень родителей наших учеников: 37% – высшее образование, 54% среднее – специальное, 49% – среднее образование. Неблагополучные семьи составляют 12%.
Вот очень краткая характеристика среды, в которой родились и воспитываются ученики нашей школы.
Современные технологии помощи неблагополучной семье осуществляются через комплексный, дифференцированный, системно-деятельностный подходы.
Основная роль в работе с неблагополучными семьями принадлежит заместителю директора по ВР, классным руководителям, педагогу-психологу, социальному педагогу.
Главной целью работы является формирование позитивного отношения к детям как высшей ценности человеческих отношений и к семье как наиболее целесообразной форме воспитания и жизнеобеспечения ребёнка.
Задачи:
- разработка и осуществление действенных мер по стабилизации семьи, формированию нового взгляда на семью как наиболее благоприятную среду для полноценного физического, интеллектуального, эмоционального развития личности;
- повышение педагогической культуры родителей учащихся и привлечение их к совместной с подростками и педагогами деятельности;
- определение роли семьи и формирование нравственно-этических ценностей личности учащегося;
- организация и проведение семейного досуга и совместного творчества;
- всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей;
- создание системы оказания психолого-педагогической помощи родителям учащихся.
Основная же задача – помочь члену семьи (независимо от возраста и социального положения) осознать проблему, которая мешает его нормальной жизнедеятельности, посредством использования методов социально-психологической и социально-педагогической работы.
Вследствие выше изложенного в школе по данной проблеме сложились следующие направления работы:
1. Изучение причин семейного неблагополучия, отношения в семье к ребенку.
2. Психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам семейного воспитания, знакомство с положительным опытом воспитания детей.
3. Оказание практической помощи и психологической поддержки семье.
4. Диагностирование и определение социально-педагогических и психологических проблем, оказывающих негативное воздействие на становление и развитие личности ребенка в семье. Выявление и анализ факторов, обусловливающих социальную дезадаптацию.
5. Осуществление посредничества в кризисных ситуациях для семьи и ребенка, мобилизация потенциальных возможностей семьи, информирование родителей о правах несовершеннолетнего ребенка.
6. Изменение отношений в семье в результате анализа семейной ситуации, формирование новой позитивной стратегии и тактики.
7. Организация просветительской работы по овладению родителями психолого-педагогическими знаниями в области семейного воспитания.
Таким образом, работа с семьей проводится поэтапно. Ее эффективность зависит от степени установления контакта и доверительных отношений с родителями.
1-й этап. Установление контакта, налаживание доверительных отношений с родителями, положительных основ для дальнейшего сотрудничества.
Средства:
1) беседа, установление сроков следующей встречи (родители приглашаются в школу);
2) посещение на дому, знакомство с родителями, родственниками, ближайшим социальным окружением семьи.
Если родители идут на контакт с психологом и социальным педагогом, можно переходить ко 2-му этапу взаимодействия с семьей. Если контакт не установлен, то воздействие на семью могут оказывать органы полиции (ОППН), комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав.
2-й этап. Изучение семьи.
1) Социально-педагогическая и психологическая диагностика семьи. Изучение микроклимата в семье, стилей воспитания. Уточнение информации о родителях, их социальном статусе, о других ближайших родственниках несовершеннолетнего. Материальное обеспечение и жилищно-бытовые условия. Изучение взаимоотношений между взрослыми в семье. Знание и применение методов и приемов воспитательного воздействия.
2) Диагностика причин семейного неблагополучия.
Средства:
- посещения на дому, акты обследования жилищно-бытовых условий, консультации, беседы, анкетирование, анализ информации о семье из документации, опрос;
- использование методов психологической диагностики (тесты, анкеты)
3-й этап. Обработка результатов социально-педагогической и психологической диагностики. Подведение итогов. Установление ведущей причины семейного неблагополучия.
4-й этап. Выбор форм и методов работы в зависимости от ведущей причины неблагополучия и путей их реализации.
5 этап. Наблюдение за семьей. Отслеживание динамики развития детско-родительских отношений. Изучение психологического микроклимата в семье.
6-й этап. Подведение итогов психолого-педагогического взаимодействия с неблагополучной семьёй.
Для достижения наиболее эффективных результатов в работе с неблагополучными семьями основной своей задачей вижу координацию работы социального педагога, классных руководителей, учителей-предметников, вследствие чего определились следующие направления моей работы, как заместителя директора.
1. Методическая работа:
1.1. Изучение новинок методической литературы по вопросам коррекционной работы с неблагополучной семьёй.
1. 2. Выявление, изучение и распространение наиболее ценного опыта работы по взаимодействию с семьёй.
1.3. Подготовка программно-методического обеспечения для осуществления работы по сопровождению семьи: памятки, рекомендации, выработка алгоритмов деятельности.
2. Контрольно-диагностические мероприятия (изучение в начале и конце года уровня воспитанности школьников, уровень сформированности классного коллектива, микроклимата в классе – по различным методикам: Н.Е. Щурковой, А.Н. Лутошкина и пр.).
3. Работа Совета профилактики, одной из задач которого является профилактическая работа с неблагополучными семьями. Обсуждаются вопросы о поведении родителей, не выполняющих свои обязанности по воспитанию детей. В необходимых случаях Совет ставит вопрос о привлечении таких родителей к установленной Законом ответственности перед соответствующими государственными и общественными организациями.
Таким образом, все выше перечисленное положительно сказалось на результатах работы школы в данном направлении:
- улучшение отношений в асоциальных семьях;
- возрождение традиций семейного воспитания, утверждение здорового образа жизни;
- улучшение микроклимата в семье;
- обучение родителей навыкам социально-поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношении с ребенком (подростком);
- оказание практической помощи родителям, при возникновении проблемных ситуаций;
- уменьшение факторов риска, приводящих к безнадзорности, правонарушениям и злоупотреблению психоактивными веществами в подростковой среде;
- повышение уровня психолого-педагогической культуры педагогов и родителей;
- улучшение взаимодействия педагогов, учащихся, родителей;
- активизация традиционных и современных форм работы с семьей в новых условиях.
В заключении хочется отметить, что серьезные изменения требуют времени. Как на протяжении многих лет формировался дисфункциональный способ поведения членов семьи, так не за один день семья перестраивается и начинает пробовать жить иначе. Человек должен созреть для изменений, а это долгий процесс, причем большая часть этого процесса происходит во внутреннем мире человека, не проявляясь поначалу внешне. Когда же изменения становятся заметны, то об их устойчивости все равно говорить рано: требуется значительный период времени для того, чтобы новые способы поведения стали привычными. На этом пути возможны «срывы», возвраты к старому, которые не следует расценивать как тщетность всех приложенных усилий. Возможно, это временный откат назад, вызванный какими-либо неблагоприятными обстоятельствами. И наше дело в этом случае – вновь анализировать ситуацию, делать выводы и продолжать работу.
Количество просмотров: 34707 |
Добавить комментарий