Воспитание нравственных качеств и культуры поведения у детей дошкольного возраста в процессе занятий по развитию речи в системе дополнительного образования
В. А. Сухомлинский утверждал: «Каждое мгновение той работы, которая называется воспитанием, – это творение будущего и взгляд в будущее». Эти слова Василия Александровича, сказанные в 20 веке, актуальны сегодня в век стремительных технологий.
Воспитание нравственных качеств и культуры поведения у детей дошкольного возраста – одна из проблем, которую предстоит решать педагогам. Современные дети – строители нашего «светлого» будущего, сегодня активные пользователи гаджетов. В руках «умных» родителей ребенок с гаджетом – развитие одаренности. Гаджеты в руках ребенка, предоставленного самому себе – вереница проблем, в том числе речевых и нравственных, связанных с культурой поведения.
В Центре внешкольной работы «Пашинский» объединением развития речи «Речевичок» руководит Стафеева Надежда Николаевна, педагог дополнительного образования с богатым опытом работы логопеда в дошкольной образовательной организации. Особое внимание педагог уделяет нравственному воспитанию подрастающего поколения, которое рассматривается как одна из важнейших сторон общего развития личности ребенка. В рамках реализуемой дополнительной общеобразовательной программы по развитию речи педагогом планируются и задачи нравственного воспитания и культуры поведения у детей дошкольного возраста.
Актуальность планирования воспитательной деятельности определяется стремлением оказать помощь детям в общении друг с другом и со взрослыми; воспитать у ребенка доброе отношение к окружающему миру, уважение и любовь к родной семье, родному дому, городу, Родине. Вопросы духовно-нравственного и патриотического воспитания особенно актуальны в настоящее время.
«Образование – это воспитание добродетелей», – писал В. А. Жуковский. Поэтому очень важно, чтобы педагог смог в ребенке воспитать духовно-нравственные качества: любовь, доброту, милосердие, сострадание, трудолюбие и др. Необходимо развивать эти качества с раннего детства, когда ребенок учится постигать азы своей семьи, Родины, приобщается к ее нормам, учится ощущать, радоваться и переживать. Тематическое планирование по воспитанию нравственных качеств предназначено для детей дошкольного возраста от 4 до 7 лет в объединении по развитию речи «Речевичок» и разработано на основе нормативных документов: Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования; дополнительная общеобразовательная программа по развитию речи «Речевичок».
Цель: создать условия для полноценного развития личности ребенка посредством овладения нормами и правилами нравственного воспитания.
Воспитывающие задачи: воспитывать интерес к родному языку на лучших образцах устного народного творчества; воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; воспитывать уважительное отношение к окружающему миру, к семье, к Родине; воспитывать культуру речевого общения; воспитывать культуру поведения дошкольника; формировать у ребенка культуру деятельности; формировать культурно-гигиенические навыки.
Занятия проводятся с детьми 2 раза в неделю, согласно учебно-тематическому плану по лексическим темам, как часть занятия по развитию речи.
Для достижения поставленной цели мебель и оборудование должны соответствовать физиологическим установленным нормам. В объединении должны быть созданы условия для воспитания трудолюбия и культуры поведения у детей: наличие фартуков, мыла, салфеток и др. Дети должны иметь свободный доступ к игрушкам, пособиям, самостоятельно приготовить рабочее место.
Отличительной особенностью нравственного воспитания является воспитание у ребенка дошкольного возраста развитие патриотических чувств и нравственных качеств: формирование этических представлений, социально-общественных норм и правил, уважение к взрослым, ответственное отношение к выполнению поручений, умение дружно играть и трудиться, договариваться между собой, справедливо оценивать свои поступки и поступки других людей, умение доводить начатое дело до конца.
Прогнозируемые результаты воспитательной работы конкретизируют требования Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к результатам освоения программы по нравственному воспитанию и представлены в виде целевых ориентиров, которые ребенок осваивает на этапе завершения им дошкольного образования.
Предметные целевые ориентиры:
1. Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.
2. Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, к Родине.
3. Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.
4. Формирование основ безопасности поведения в быту, социума, природе.
Метапредметные целевые ориентиры:
1. Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и детьми.
2. Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.
3. Формирование способности ребенка договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства; вера в себя.
Личностные целевые ориентиры:
1. Воспитание доброты, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.
2. Воспитание бережного отношения к природе, животным, птицам.
Нравственное воспитание детей осуществляется в ходе всего воспитательно-образовательного процесса по развитию речи. Эффективным средством воспитания является правильно организованное занятие, где педагог активизирует деятельность детей, их познавательные интересы, ненавязчиво, но целенаправленно помогает им развить определенные элементы нравственного сознания и нравственных чувств. Общение с детьми строится на основе доброжелательности. Она вызывает у детей эмоциональную отзывчивость, ответную доброжелательность и на ее основе – жизнерадостность, вежливость.
Ведущим принципом нравственного воспитания является комплексный подход в воспитании у детей положительных навыков и привычек в сочетании с единством и целостностью воспитательно-образовательного процесса.
Воспитательные воздействия педагогов и родителей на детей так же должны быть едиными, последовательными и постоянными, в сочетании с требовательностью, с уважением и доверием к ребенку. Первостепенное значение имеет пример педагога и родителей – важный и действенный пример для подражания. Однако, процесс воспитания культуры поведения очень сложен и предполагает сознательное и гибкое применение педагогом богатого арсенала различных методов.
Методы нравственного воспитания:
1. Наглядные методы: просмотр инсценировок, с оценкой поступков любимых героев; рассматривание и обсуждение репродукций картин, рисунков.
2. Словесные методы: оценка, пояснения действий, разъяснения, убеждения, обсуждения, этические беседы, чтение художественной литературы.
3. Практические: упражнения в нравственных поступках; положительный пример других детей.
Закрепление форм нравственного поведения, превращение их в привычку и потребность происходит лишь на основе положительно-эмоционального отношения ребенка, как к самим совершаемым действиям, так и к тем взрослым, которые их организуют и регулируют. Тогда, нравственные чувства, уважение к педагогу, любовь к родителям, доброжелательность к сверстникам и другие, выступают, как самостоятельный движущий мотив поведения детей.
Учебно-тематическое планирование по воспитательной работе включает лексические темы и задачи воспитания нравственных качеств и культуры поведения дошкольников:
Тема: «Времена года». Задачи: воспитывать бережное отношение к окружающей природе, пособиям и игрушкам. Формировать коммуникативные навыки.
Тема: «Грибы и ягоды». Задачи: закрепить правила вежливого обращения и культуру поведения. Воспитывать трудолюбие.
Тема: «Овощи и фрукты». Задачи: воспитывать культурно-гигиенические навыки. Формировать трудовые умения.
Тема: «Сбор урожая». Задачи: воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми. Оказывать взрослым помощь. Воспитывать радость от проделанной работы.
Тема: «Золотая осень». Задачи: воспитывать бережное отношение к природе, закрепить правила поведения в лесу, учить замечать красоту родной природы на лучших образцах устного народного творчества.
Тема: «Труд хлебороба». Задачи: воспитывать бережное отношение к хлебу, к труду хлебороба, заботу о птицах. Формировать позитивные установки к труду.
Тема: «Домашние животные и птицы». Задачи: воспитывать у детей стремление радовать старших хорошими поступками, желание ухаживать за домашними животными.
Тема: «Деревенский двор». Задачи: обобщить у детей представления о дружбе, учить оценивать поступки детей. Воспитывать желание оказывать помощь взрослым.
Тема: «Слова-действия». Задачи: формировать у детей основы безопасности жизнедеятельности. Закрепить правила поведения на улице, на дороге.
Тема: «Дикие животные». Задачи: воспитывать у детей заботу о малышах, помогать им, защищать тех, кто слабее.
Тема: «Подготовка животных к зиме». Задачи: воспитывать заботливое отношение человека к животным и птицам. Оказывать помощь животным.
Тема: «Продукты питания». Задачи: закрепить правила вежливости. «В своих поступках следовать хорошему примеру». Закреплять культурно-гигиенические навыки.
Тема: «Зима». Задачи: воспитывать умения эстетически оценивать окружающую природу, закрепить правило: «Почитай родителей своих», «Уважай взрослых».
Тема: «Одежда и обувь». Задачи: воспитывать культуры поведения за столом и формировать трудовые навыки по уходу за одеждой и обувью.
Тема: «Посуда». Задачи: развивать волевые качества, умение ограничивать свои желания, доводить начатое дело до конца, оказывать посильную помощь семье накрывать на стол, помогать маме.
Тема: «Новый год». «Зимние забавы». Задачи: учить соблюдать правила уличного движения, профилактика переохлаждения детского организма.
Тема: «Зимние забавы». Задачи: знать меры безопасности в период гололедице и катание с горки. Воспитывать коммуникативные навыки у детей.
Тема: «Человек и семья». Задачи: воспитывать нравственные качества: сочувствие, отзывчивость, доброта, уважительное отношение к людям. Формировать социально-коммуникативные навыки.
Тема: «Профессии». Задачи: воспитывать уважение к труду взрослых, привить детям чувство благодарности к человеку за его труд.
Тема: «Человек. Семья». Задачи: воспитывать любовь к семье, дому, к Родине, формировать интерес к своей родословной.
Тема: «Мебель». Задачи: познакомить детей с «хозяйством семьи», воспитывать трудолюбие, самостоятельность, умение оценивать свою работу.
Тема: «Цвет», «Форма», «Величина». Задачи: закрепить правило: «Прежде чем, выполнить задание, подумай, как его выполнить лучше». Воспитывать целеустремленность, старательность.
Тема: «Погода и природные явления». Задачи: воспитывать интерес к явлениям природы, выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках, следовать хорошему примеру.
Тема: «День защитника Отечества». Задачи: воспитывать уважение к защитникам Отечества, к Российской Армии. Формировать представления о социокультурных ценностях нашего народа.
Тема: «Транспорт». Задачи: воспитывать у детей уважение к дому, семье, к родной земле, к Родине, к традициям русского народа. Учить соблюдать правила уличного движения, вырабатывать ориентировку в ближайшем окружении.
Тема: «Весна». «Мамин день». Задачи: воспитывать действенное чувство любви к маме. Привлекать детей к посильному участию в подготовке семейных праздников.
Тема: «Прилет птиц». Задачи: учить детей вести себя так, чтобы не навредить природе. Воспитывать заботу о птицах. Любознательность.
Тема: «Цветы». Задачи: воспитывать желание деятельно участвовать в домашних заботах, иметь постоянный круг обязанностей, самостоятельно и аккуратно выполнять их. Помочь детям осознать свои возможности в выполнении трудовых навыков и вызвать стремление их выполнять.
Тема: «Деревья». Задачи: воспитывать любовь к природе и заботу о ней. Воспитывать интерес к родному языку на лучших образцах устного народного творчества.
Тема: «Времена года». «Приметы». Задачи: закреплять знания о временах года в дидактических играх. Формировать взаимоотношения детей в процессе игры. Учить детей договариваться о будущей игре, соблюдать ее правила, быть справедливым в игре. Воспитывать культуру речевого общения.
Тема: «Лес - наше богатство». Задачи: закрепить правила поведения в лесу, соблюдать технику безопасности: не играть с огнем, не брать спички, убирать за собой мусор.
Тема: «Школа. Школьные принадлежности». Задачи: формировать предпосылки учебной деятельности. Воспитывать уважение к труду учителя, желание учиться.
Тема: «День Победы». День Победы». Задачи: воспитывать уважение к героям и ветеранам войны, любовь к Родине.
Тема: «Весна. Растения луга и сада». Задачи: воспитывать бережное отношение к растениям и насекомым, объяснить, что в природе все взаимосвязано. Закрепить правило «Не убей мухи и ей больно».
Тема: «Изменения в природе». Задачи: воспитывать интерес к растительному миру, желание трудиться, помогать взрослым. Закрепить приметы и пословицы о весне. Учить замечать красоту окружающей природы, беречь ее.
Тема: «Лето». «Насекомые». Задачи: закрепить основные правила охраны жизни и здоровья детей в летнее время. Воспитывать бережное и заботливое отношение к природе. Воспитывать интерес к фольклору, художественному слову.
Краткое содержание занятий по нравственному воспитанию и культуры поведения у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Сентябрь. 1-ая неделя. Занятие 1. Тема: «Времена года. Лето».
1. Напомнить детям правило, что каждый ребенок должен самостоятельно приготовить все необходимое для занятия. Проверить, как дети справляются с этим. Обратить внимание, что дети, которые не приготовились к занятию, отнимают время у педагога и у своих товарищей. Воспитывать бережное отношение к пособиям, игрушкам.
2. Познакомить с пословицами: не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож. Что делано наспех, то и сделано на смех.
3. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе.
Сентябрь. 2-ая неделя. Занятие 2. Тема: «Грибы, ягоды».
1. «Будь приветлив и вежлив со всеми». На занятии по развитию речи закрепить знакомые правила поведения: здороваться, прощаться, не перебивать во время разговора старших, во время разговора смотреть на собеседника.
2. Закрепить слова вежливого обращения: «Здравствуйте»; «Доброе утро»; «Добрый день»; «Добрый вечер»; «До свидания»; «Будьте добры»; «Благодарю»; «Разрешите войти»; «Простите».
3. Запомнить пословицу: «С детства не научишься – всю жизнь намучаешься». Воспитывать трудолюбие.
Сентябрь. 3-я неделя. Занятие 3. «Тема: «Овощи и фрукты».
1. Напомнить детям, чтобы хорошо мыли овощи и фрукты. «Тщательно старайся мыть руки перед едой, после пользования туалетом, прогулки, ухода за животными».
2. Закрепить у детей культурно-гигиенические навыки: вставай утром в одно и то же время; обязательно делай утреннюю гимнастику; тщательно умывайся, обязательно чисти зубы, аккуратно причесывайся;
3. Предложить детям прослушать пословицу и объяснить, как они ее понимают: «В здоровом теле – здоровый дух».
4. Воспитывать трудовые навыки.
Сентябрь. 4-ая неделя. Занятие 4. Тема: «Сбор овощей».
1. Беседа с детьми о том, как они выполняют знакомые им правила: будь приветлив и вежлив со всеми: со взрослыми и детьми; умей выслушать товарища, не перебивая его, будь внимателен к нему; справедливо разрешай спор; за свои ошибки отвечай сам, не перекладывай вину на другого товарища.
2. Чтение произведения для этической беседы по выбору педагога)
3. Воспитывать желание оказывать взрослым посильную помощь дома и на огороде, испытывать радость от проделанной работы.
Многолетняя система работы по формированию нравственных качеств и культуры поведения позволяет Надежде Николаевне воспитывать в детях дошкольного возраста, осваивающих программу по развитию речи любовь, доброту, милосердие, сострадание, трудолюбие. Как утверждал Л. Н. Толстой: «Если педагог соединяет в себе любовь к делу и ученикам, он – совершенный педагог.
Использованная литература
1. Комарова О.А. Развитие духовно-нравственной сферы личности ребенка в условиях ФГОС ДО/ О.А. Комарова, В.Ю. Комарова// Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. 2015. - №3. С.18-26.
2. Курочкина И. Воспитание доброжелательно-уважительных отношений в свете реализации ФГОС ДО/ И. Курочкина/ Детский сад от А до 2015. №2.
3. Миткевич Л.В. Родительские собрания в детском саду. - М., «Скрипторий 2003», 2012.
4. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. М., 1986.
5. Программа воспитания и обучения детей «От рождения до школы» /Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой М.: Мозаика – Синтез, 2012.
6. Федеральный Государственный Образовательный стандарт дошкольного образования. ТЦ «Сфера», 2014.
Количество просмотров: 6918 |
Добавить комментарий